Социальное назначение и ценность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:11, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть социальное назначение и ценность права.
Задачи:
- описать сущность и социальное назначение права;
- проанализировать социальное назначение права на примерах отдельных отраслей законодательства;
- охарактеризовать особенности современной системы ценностей права;
- изучить право как неотъемлемый признак и составляющую часть человеческой цивилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА 6
1.1. Сущность и социальное назначение права 6
1.2. Социальное назначение права на примерах отдельных отраслей законодательства 8
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТЬ ПРАВА 21
2.1. Особенности современной системы ценностей права 21
2.2. Право как неотъемлемый признак и составляющая часть человеческой цивилизации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа состоит из  1 файл

Социальное назначение и ценность права.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

    В работе А.А. Черепанова и А.Г. Литвиненко14 указывается, что структура ценностей каждого человека продолжает формироваться в процессе социального взаимодействия на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно в период до 15-20 лет. Эта структура, отмечается в работе, подобно отпечаткам пальцев, специфична для каждого отдельного человека, но, сравнивая систему ценностей, имеющуюся у множества людей, можно выделить группы людей, у которых есть сходство определенных ценностных подсистем.

    На  основе этого сходства в ценностных структурах мы можем выявить в  обществе соответствующие группы людей и фиксировать их отличие друг от друга. Причем параметры группировки мы можем задавать произвольно, в зависимости от того, какой именно вопрос нас интересует. Например, можно заметить, что у математика есть определенная ценностная структура, позволяющая ему работать с математическими объектами, то есть сравнивать, какой метод доказательства теоремы правильный, а какой нет и т.д. Такой структуры нет, например, у юриста, не имеющего соответствующих знаний по математике. Однако юрист, наоборот, может сравнить законодательство разных стран или разных периодов времени, а математик, не учивший юриспруденцию, этого сделать не сможет. Именно это различие ценностных структур позволяет отличить нам юриста от математика.

    Поскольку ценностная ориентация человека не является жестко заданной раз и навсегда, то в различные моменты времени доминировать могут разные группы ценностей, и каждый человек, таким образом, потенциально может являться представителем различных укладов и социальных групп.

    Изменение доминанты может происходить как под действием случайных обстоятельств, случайного изменения внешней обстановки, так и в результате целенаправленного внешнего воздействия.

    Понятие ценности многогранно, и поэтому  в понимании сущности этого феномена Л.Г. Почебут15 выделяет два аспекта. Первый аспект – рассмотрение ценности как значения того или иного предмета либо явления для человека. Ценность характеризует качество данного предмета. Второй аспект – это понимание под ценностью самого явления (материального или идеального), имеющего значение для человека. Осмысленность ценностей, по словам В. Франкла, придает им объективный универсальный характер. Он понимал под ценностями личности "универсалии смысла", т.е. смыслы, присущие большинству членов сообщества, всему человечеству на протяжении его исторического развития. Человек обретает смысл жизни, переживая определенные ценности.

    Таким образом, ценности, по мнению ученых, это  все, что наделено общим смыслом. Ценности права представляют собой  важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека к праву. Анализ ценностей права может достоверно определить изменения, происходящие в правоведении в результате исторических, политических, экономических, социальных и иных преобразований. В сознании личности ценности права представлены в виде понятий, способных стимулировать проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности.

    В юридической литературе выделяют ценности права и ценности в праве16. Под ценностями в праве понимаются те ценности, которые правом интегрированы.

    Право в данном случае соединяет этические, политические, экономические, мировоззренческие  и иные элементы социальной культуры.

    Ценности  права – это ценности, "олицетворенные правом полностью или частично"17. К таким ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, взаимопомощь. Эти ценности ориентируют человеческое поведение на достижение определённых целей, стандартов, образцов поведения. Эти ценности не были изначально "правовыми", присущими только праву как социальному регулятору, это ценности той культуры, в которой возникало право. "Правоведы не выдумывают модели поведения, а заимствуют их из практической жизни и ценностных ориентаций социальной среды, характерной для определённой культуры, в которой они сами существуют"18.

    Эти ценности "пронизывают" правосознание  данного общества, играют роль высоких  идеалов и таким образом становятся основными ценностями права.

    Правовые  ценности и оценки в сфере правосознания  имеют регулирующее значение. Правовые же нормы, в свою очередь, приобретают значение ценностей и становятся объектом оценок. Более того, "сознательно-волевое поведение индивидуума всегда исходит в той или иной степени из действия усвоенных и оцененных им социальных норм"19.

    Однако, указывает Н. Неновски, "правовые нормы могут не приобретать значение ценностей в ходе постепенного их исторического вызревания в недрах собственной правовой и ценностной культуры, а заимствоваться в качестве самоценных, желательных для достижения результатов социальных преобразований в обществе. Наличие иных (можно назвать их органическими) норм не влияет на общую негативную или позитивную оценку правовой системы и системы права, поскольку право оценивается в целостности"20. Сама оценка, отмечает А.В. Белинков21,

    предопределяет  жизненность правовой нормы, санкционирует её действие или бездействие, соединяет

    или разъединяет действительность жизни, сущего и предписание нормы, должного.

    Необходимо  постоянно помнить, что среди  всех социальных ценностей, воспроизводимых

    обществом, наивысшей является человеческая личность. Право относится к достижениям культуры лишь настолько, насколько оно обеспечивает, прежде всего, человеческое достоинство и достойные человека условия существования, права человека22. Такой подход к оценке правовых явлений, выяснение их социальной ценности, по нашему мнению, связан с представлением личности об их полезности, способности удовлетворять различного рода потребности.

    Как мы выяснили выше, в общесоциологическом  смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

    Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:

    1) Право обладает, прежде всего,  инструментальной ценностью. Оно  придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает  их подконтрольность и тем  самым вносит элементы упорядочения  в общественные отношения, делает их цивилизованными.

    Государственно  организованное общество не может без  права наладить производство материальных благ, организовать их более или  менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает  те формы собственности, которые  имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

    2) Ценность права заключается в  том, что оно, воплощая общую  волю участников общественных  отношений, способствует развитию  тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

    3) Ценность права определяется  и тем, что оно является выразителем  и определителем (масштабом) свободы личности в oбществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы и меру этой свободы. Право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем, такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп. Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода.

    4) Ценность права состоит также  в его способности быть выразителем  идеи справедливости. Право выступает  критерием правильного (справедливого)  распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех  граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и прочее. Значимость  права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость.

    Попутно заметим, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. В переводе с латинского "право" (jus) и "справедливость" (justitia) близки по значению.

    Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула "человек есть мера всех вещей..." является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских решений.

    5) Ценность права заключается и  в том, что оно выступает  мощным фактором прогресса, источником  обновления общества в соответствии  с историческим ходом общественного  развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

    6) Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение.

    Правовые  подходы являются основой и единственно  возможным цивилизованным средством  решения проблем международного и межнационального характера. Обладая  качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право – действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества.

    Аксиологический подход к праву позволяет акцентировать внимание на тех сторонах правовой действительности, которые связаны с отношением людей к законодательству и правосудию, с выбором ими путей достижения личных и общественных целей и т.д. Признание правовых ценностей есть первый шаг к достижению высокого правосознания, активного правомерного поведения, к охране и приумножению всех ценностей общества. Какова же роль права в системе социальных норм и каков характер их взаимодействия?

    2.2. Право как неотъемлемый признак и составляющая часть человеческой цивилизации

    Как мы выяснили выше, в обществе, наряду с правом, действуют и другие виды социальных норм: моральные, нравственные, корпоративные, эстетические, религиозные  и т.д. Социальные нормы представляют собой те основополагающие формы и средства, посредством которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

    Историческое  развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических, эстетических и т.д.), их реальное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их защиты и т.д.

Информация о работе Социальное назначение и ценность права