Реформа ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:32, курсовая работа

Описание

Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является. И это очень плохо.
Если по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. А его численность в стране составляет абсолютное большинство. Особенно негативные следствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.
В настоящее время в рамках реформирования системы жилищно-коммунального комплекса России особое значение на уровне правительства уделяется вопросу повышения качества оказываемых услуг в связи с переходом к новым формам хозяйствования.



Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования жилищно-коммунальной сферы, поиск новых форм и методов управления им.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить тенденции становления форм и методов управления жилищно-коммунального хозяйства.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия жилищно-коммунальной сферы;
- определить роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства;
- проанализировать специфику современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса;
- раскрыть сущность формирования системы управления кондоминиумами;
- выявить социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы.
Предметом исследования : Управляющая компания ООО ЖЕХ « Сервис»
Объектом исследования:
Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные и нормативные акты РФ и РТ. Информационной базой исследования явились данные опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях.
Новые научные результаты, полученные в ходе исследования, состоит в следующем:
- исследованы тенденции и логика процесса становления форм и методов управления жилищно-коммунальной сферой, соответствующие стратегическим и тактическим целям реформирования российской экономики.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут использоваться:
- в качестве теоретической основы для разработки органами государственного власти федерального и регионального уровней экономической политики в жилищно-коммунальной сфере;
- в учебном процессе для преподавания курсов «Экономическая теория» и « Государственное регулирование экономики».
Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам анализа территориального управления жилищно-коммунальной сферы. Во второй главе рассматриваются современные тенденции развития экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ
1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как основной части экономики России
1.2 Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства
1.3 Сущность формирования системы управления кондоминиумами
ГЛАВА 2. Анализ современной реформы системы жилищного хозяйства
2.1 Специфика современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса
2.2 Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

     6.      Ограничением для перехода ЖСК на самообслуживание и численного роста совместных домовладений является отсутствие системных механизмов власти для выделения бюджетных дотаций на специальные счета ЖСК, совместных домовладений для технического обслуживания домов. Мало того, что государство несвоевременно исполняет свои обязанности по выделению бюджетных дотаций на самостоятельно обслуживающиеся дома, но местная власть требует от них, в отличие от государственных жилищных служб, сначала произвести затраты в увязке с будущим выделением дотаций. В свою очередь это требует от ЖСК, совместных домовладений поиска внешних средств за счет кредита, иных заимствований, что неэффективно может повысить их затраты на процент привлечения денег. А поскольку все это сложно, то такие организации в большинстве своем вообще остаются без дотаций.

     7.      Через техническое обслуживание жилищными службами местных советов домов ЖСК среди жителей и председателей правлений ЖСК посеяна иллюзорная надежда, что государство когда-то капитально отремонтирует их дом. Эта иллюзия, не устраненная через обучение кадров и информирование населения, не приводит к пониманию того, что переход на самообслуживание ЖСК, являясь формой контроля ими собственных финансов, не снимает ответственности государства за капремонт домов, тем более по национализированным отчислениям на капитальный ремонт.

     8.      Точно такое же положение по государственным домам, на которых надо бы образовывать совместные домовладения. Правда, здесь положение еще хуже, поскольку нет ясности от власти ни по одному вопросу.

     9.      Указанные иллюзии тем более усиливаются властью через сбор ею отчислений на капитальный ремонт домов, осуществить который, как вытекает из вышеуказанного, она не способна. Ограничивают жителей, если они даже хотят пойти на самообслуживание, и будущие крупные инвестиции на ремонт тепловых узлов (водоподогреватели, насосы и т.д.), внутренних инженерных систем, ремонт лифтов, кровель и стыков. Власть же и по этим вопросам внятных ответов не даст.

     10. Сдерживающими факторами для перехода ЖСК на самообслуживание и образования совместных домовладений являются разновозрастные и конструктивные характеристики жилых домов. А в отсутствие информированности жителей и экономических расчетов о выгодности самоуправления в жилищном секторе у жителей сформирована выжидательная психология с проявлением достаточно убедительного безразличия к общему и личного эгоизма, минимума собственной активности для улучшения положения. В частности:

     1.                              Не видя, в отсутствие экономических расчетов, денег для оплаты персонала ЖСК, совместного домовладения, жители полагают, что управление домом является задачей общественной, не высокооплачиваемой или бесплатной. Но бесплатно работать никто не хочет. Отсюда, организационный вопрос по переходу ЖСК на самообслуживание или образованию совместного домовладения при отсутствии будущего управляющего домом "умирает", еще даже не родившись.

     2.                              На панельных пятиэтажных домах-"хрущевках" и других старых домах переходить на самообслуживание людям страшно. Как это, они будут решать вопрос самостоятельно? А жалобы кому писать? Осознание необходимости действовать в сочетании собственной ответственности и ответственности власти при повышении требовательности к ней приходит к жителям крайне медленно.

     3.                              Жители новых жилых домов, вводимых в эксплуатацию через решения органов власти, находясь в эйфории от нового жилья, пока о будущих эксплуатационных проблемах вообще не думают.

     Уделив  домам ЖСК и совместным домовладениям  более чем достаточно места в  настоящей концепции, мы принимаем  их за самые низовые и ключевые структуры самоуправления в жилищном секторе. ЖСК, совместные домовладения, собственники индивидуального жилья в городах и городских поселках неизбежно будут создавать многочисленные свои союзы (ассоциации) различного уровня, в т.ч. республиканского. Эти союзы могут образовать федерацию жилищных союзов. Союзами будут необходимые структурные подразделения. И все это может произрасти только снизу и по целесообразности. Так образуется одна ветвь структуры ЖКХ, как система самоуправления в жилищном секторе и одна из составных частей гражданского общества республики.

     Вторая  ветвь новой структуры ЖКХ образуется от преобразования нынешних жилищных служб и их вышестоящих организаций-монополистов в подрядные жилищные компании со 100% долей местных властей, со смешанными долями и участием частного капитала и частными жилищными компаниями (вновь образованными, иными существующими строительными и ремонтно-строительными или приватизированными на 100% бывшими государственными жилищными службами). То есть, на рынке услуг для ЖСК и совместных домовладений среди подрядчиков должна появиться сильная конкуренция. И она появится, ибо именно они будут первичными и основными держателями финансовых средств. Вторая ветвь структуры может ограничиться региональным уровнем.

     Третьей ветвью новой структуры ЖКХ станут различные коммунальные и теплоэнергетические  предприятия. Они должны быть также преобразованы в соответствии с требованиями рыночных реформ. Их преобразование будет зависеть от их специфики.

     Таким образом, вышеизложенная гора искусственных  проблем на пути будущих реформ ЖКХ  должна быть разобрана, а они различными методами преодолены. Сегодня же эта гора является препятствием, за которым прячется от людских глаз местная власть со ссылкой на центральную власть как хозяйку горы. Центральная же власть разбирать ее не собирается, поскольку она, как и другие вершины гор ее административного властвования в народном хозяйстве и силовых ведомствах, является опорой существования самой власти.

 

 

     1.3 Сущность формирования  системы управления  кондоминиумами  

     В нашей стране создание товарищества собственников жилья – одна из важнейших задач, решение которой укрепляет права собственности в нашем обществе. Вместе с тем нет достаточного опыта        общественного самоуправления такой формой общественного объединения. Новый Жилищный кодекс РФ наделяет широкими правами владельцев квартир в доме, создающих Товарищество собственников жилья. С введением жилищного кодекса утратил силу Федеральный закон от 15.06.1996г. №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Кроме того, внесены соответствующие изменения в Земельный кодекс РФ и другие законодательные акты. С 01.01.2007г. преобразованию в товарищества собственников жилья подлежат жилищные или жилищно-строительные кооперативы. По истечению этого срока такие не преобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений. Если собственники помещений в течение года не выберут способ управления многоквартирным домом в течение одного года с даты введения в действие Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс на выбор управляющей организации. Законодательной основой создания товарищества собственников жилья явилась статья 291 ГК РФ, согласно которой собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищество собственников жилья.

     Основная  деятельность ТСЖ не связана с получением прибыли. Оно, прежде всего, является объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданное для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, а также для обеспечения его эксплуатации.

     Понятие товарищества заимствовано из Федерального закона «О товариществах собственников жилья», где под комплексом недвижимого имущества понимался кондоминиум. Кондоминиум – единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объектов недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей, находятся в собственности граждан, юридических лиц, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (домовладельцев) – частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.

     Как известно, приватизация жилого фонда  в Татарстане должна проходить в  два этапа. На первом этапе граждане приватизируют квартиры, занимаемые в домах государственного жилого фонда, и образуют кондоминиумы. На втором этапе формируется система управления кондоминиумами, владельцы выбирают метод управления, создают ТСЖ.

     Таким образом жилой фонд большей частью находится на балансе государства, которое по-прежнему берет на себя заботу о его содержании и обслуживании. Причинами такого положения экономические и организационные затруднения, которые возникают при попытках собственников зарегистрировать кондоминиум. Затруднения так велики, что Минземимущество РТ призвало преодолевать их совместно ответственным министерствам и главам администраций городов и районов РТ. Предстоит провести инвентаризацию всего жилого фонда республики по количеству приватизированных квартир, определить структуры и конкретные лица, которые будут представлять интересы государства в ТСЖ, порядок их назначения и отчетности. Необходимо также определить механизм включения в состав кондоминиума земельных участков, разработать и утвердить нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок и условия передачи. Минземимущество РТ предлагает создать специальный раздел Реестра государственной собственности РТ в виде базы данных, а также организовать регистрацию кондоминиумов в республике по принципу “одного окна”. Понятно, что на все это нужно время.

     Кроме того, по подсчетам Минземимущества  РТ, регистрация кондоминиумов при  существующих расценках обойдется  каждой семье в 1500 рублей, а на регистрацию  государственной доли придется выделить из бюджета более 500 тысяч рублей. Много неясного в механизме передачи ТСЖ дотаций на содержание дома, то есть необходимо определить источники средств.

     Скорее  всего, будут разработаны формы  доверенностей, по которым хозяева  приватизированных квартир смогут доверить управление жильем представителям администрации или министерства, которые, в свою очередь, заключат управляющей компанией. Речь в данном случае идет о форме доверительного управления жилым фондом.

     Как записано в Программе реформирования ЖКХ, государство постепенно будет  передавать управление жилым фондом в руки частного бизнеса. Год назад в Набережных Челнах в качестве эксперимента 44 процента жилых домов было передано в доверительное управление частным компаниям. Итоги эксперимента показали, что предприниматели лучше справляются с задачами.

     Однако  бизнес придет лишь в том случае, если ему это будет выгодно. И  здесь, по словам замминистра, возникает  очередное препятствие. Проведенный  анализ показал, что с учетом степени  износа наших жилых домов управляющая  компания начнет получать прибыль от своей работы на шестой год. А по Гражданскому кодексу РФ можно отдавать жилье в доверительное управление только на пять лет. Поэтому Минстрою РТ совместно с ЦЭСИ предложено разработать пороговые значения, характеризующие эффективность работы доверительных управляющих и механизм расчета их вознаграждения.

     В итоге Минземимущество РТ разработало  проект постановления Кабинета министров  РТ “О порядке и условиях приватизации государственного жилого фонда в  Республике Татарстан”, в котором  будут даны четкие установки по возникающим проблемам. Например, документ предусматривает закрепление за гражданами, приватизирующими жилые помещения, мест общего пользования и инженерно-технических коммуникаций жилого дома на праве общей долевой собственности. Проект постановления передан на согласование в ответственные государственные структуры.

     Статья 4. Жилищный фонд. Находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые  помещения в других строениях  образуют жилищный фонд.

     В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Комментарий к статье 4

     1. Понятие "жилищный фонд" употребляется  в жилищном законодательстве  давно. Однако конкретного определения  этого понятия в законодательстве не было. Впервые определение понятия "жилищный фонд" было дано в Основах. ЖК установил, что жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. В ст. 7 Кодекса указывается, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в качестве служебных жилых помещений и общежитий, т.е. и для временного проживания граждан.

Информация о работе Реформа ЖКХ