Принципы хозяйственного процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:32, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: расширенное толкование понятия принципов хозяйственного процессуального права, рассмотрение такого нововведения как примирительная процедура в хозяйственном судопроизводстве, мировое соглашение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Принципы хозяйственного процессуального права…………………………….4
Примирительная процедура в судопроизводстве………………………………
Мировое соглашение………………………………………………………………
Задача………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы…………………………..

Работа состоит из  1 файл

ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.docx

— 35.94 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Принципы хозяйственного процессуального права…………………………….4

Примирительная процедура  в судопроизводстве………………………………

Мировое соглашение………………………………………………………………

Задача………………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованных источников и литературы…………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящей работе рассмотрению подлежит ряд вопросов:

- принципы хозяйственного  процессуального права;

- примирительная процедура  в судопроизводстве;

- мировое соглашение.

Каждый из приведенных  выше вопросов имеет законодательное  закрепление. Однако не всегда достаточно ссылки только лишь на нормативно правовые акты, во многих случаях требуется  расширенное толкование.

Цель данной работы: расширенное  толкование понятия принципов хозяйственного процессуального права, рассмотрение такого нововведения как примирительная процедура в хозяйственном судопроизводстве, мировое соглашение.

Задача  работы – рассмотрение вышеизложенных вопросов с точки зрения законодательства Республики Беларусь, опираясь на дополнительную литературу.

Основным источником является  Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь № 219-З от 15.12.1998, с изменениями и дополнениями от 03.07.2011 № 285-З, а также дополнительная литература под редакцией В.С. Гальцева, А.Г. Сачека, Д.Г. Цыганкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

 

В науке под принципами обычно понимаются основополагающие начала, ключевые идеи.

Право как система общеобязательных норм, установленных и обеспечиваемых государством, также основано на принципах.

Хозяйственное процессуальное право имеет свои принципы, которые  выражают сущность хозяйственного процесса. В этих принципах концентрируются  взгляды законодателя на характер и  содержание хозяйственного судопроизводства.

Принципы хозяйственного права представляют собой систему  взаимосвязанных компонентов. Каждый принцип самостоятелен, но в то же время он действует только в системе  принципов хозяйственного процесса.

Принципы хозяйственного процессуального права, как и  принципы вообще, имеют значение не только для правоприменительной, но и для нормотворческой деятельности. Отступление от принципов хозяйственного процессуального права приводит к вынесению незаконных решений.

Говоря о принципах, следует  отметить, что в юридической науке  существуют разные взгляды на их систему. Поэтому возможны различные основания  для их классификации, например:

1)по функциональному признаку;

2)сфере действия;

3)правовому источнику,  в котором закреплено содержание  принципа.

На современном уровне развития системы гражданской юрисдикции можно утверждать, что принципы организации  и деятельности органов гражданской  юрисдикции совпадают по многим составляющим. В гражданском и хозяйственном  процессуальном праве в настоящее  время практически отсутствуют  отраслевые принципы, которые в основном приобрели межотраслевой характер, действуя во всех сферах гражданской  юрисдикции. Например, принцип диспозитивности  характерен не только для гражданского процессуального, но и для хозяйственного процессуального права, а также  конституционного судопроизводства, нотариального  производства, исполнительного производства. То же самое относится к принципам  состязательности  и равноправия  сторон. Схожесть принципов гражданского и хозяйственного процессов можно  объяснить значительным сходством  хозяйственной процессуальной и  гражданской процессуальной форм, единством  основных начал деятельности всех органов  судебной власти.

Принципы хозяйственного процесса можно разделить по сфере  действия:

1)на общеправовые, действующие  во всех без исключения отраслях  права (например, принцип законности);

2)межотраслевые, закреплённые  в нормах нескольких отраслей  права, как правило, близких  по характеру (например, гласность  судебного разбирательства);

3)отраслевые, которые закреплены  в нормах только одной конкретной  отрасли права.

Принципы также можно  классифицировать на конституционные  и закреплённые в отраслевом законодательстве. Следует подчеркнуть расширение числа конституционных принципов: это наиболее важные принципы межотраслевого характера, имеющие особое политико-правовое значение. Ввиду значения судебной власти эти важнейшие начала её функционирования непосредственно закреплены в Конституции  Республики Беларусь. К их числу  относятся: осуществление правосудия только судом; независимость судей; гласность судебного разбирательства; состязательность и равноправие  сторон.

По функциональному признаку принципы хозяйственного процесса подразделяются:

1)на судоустройственные (например, осуществление правосудия  только судом, гласность судебного  разбирательства и др.);

2)судопроизводственные (это  равноправие сторон; право на  юридическую помощь).

Глава 2 ХПК содержит перечень принципов судопроизводства в хозяйственном  суде. Следует подчеркнуть, что основу большинства этих принципов составляют положения, закреплённые в главе 6 Конституции  Республики Беларусь.

Основным принципом хозяйственного процессуального права является принцип законности (статья 14 ХПК). Указанный  принцип предусматривает не только строгое соблюдение законности. Нарушение  правовых установлений влечёт применение различных видов ответственности  к участникам хозяйственных правоотношений. Если при рассмотрении конкретного  дела суд придёт к выводу, что  нормативный правовой акт не соответствует  Конституции Республики Беларусь, он должен принять решение, которое  соответствовало бы Конституции, и  после вступления в законную силу судебного постановления поставить  перед Высшим Хозяйственным Судом  вопрос о внесении им предложения  в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного  нормативного правового акта неконституционным.

Не менее важным является принцип, закреплённый в статье 10 ХПК, — осуществление правосудия в  хозяйственном судопроизводстве только хозяйственным судом. Данный принцип  подчеркивает исключительное право  хозяйственного суда на осуществление  правосудия по делам, отнесённым к его  компетенции. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также Кодексом о судоустройстве и статусе судей  судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в  установленном порядке. Судебная власть в республике осуществляется только судами в лице судей, которые назначаются  на должность Указом Президента Республики Беларусь. В основу построения судебной системы заложены два принципа, предусмотренные  статьей 109 Конституции: принцип территориальности  и принцип специализации. Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется хозяйственными судами, система которых закреплена в Кодексе о судоустройстве и статусе судей, а полномочия внутри судебной системы распределяются в соответствии с правилами подсудности. Следует отметить, что в настоящее время хозяйственные суды осуществляют также административное судопроизводство по ряду правонарушений.

Одной из важнейших гарантий, закреплённых в Конституции Республики Беларусь, является гарантия защиты прав и свобод компетентным, независимым  и беспристрастным судом в  определённые законом сроки. Гражданам  Республики Беларусь гарантируется  право на судебную защиту от посягательств  на жизнь и здоровье, честь и  достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные  Конституцией и иными актами законодательства, а также от незаконных действий государственных  органов, иных организаций, их должностных  лиц. Иностранным гражданам и  лицам без гражданства гарантируется  право на судебную защиту наравне  с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Организации, индивидуальные предприниматели имеют право  на судебную защиту от посягательств  на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.

В статье 15 ХПК закрепляется принцип равенства всех перед  законом и хозяйственным судом. В рамках указанного принципа реализуется  положение, закреплённое в статье 22 Конституции, предусматривающее равенство  всех перед судом и законом. Следует  отметить, что указанный принцип  распространяется не только на физических, но и на юридических лиц. Независимо от формы собственности и организационно-правовой структуры субъекты хозяйствования обладают равными правами в ходе осуществления правосудия, они могут  рассчитывать на равную защиту своих  нарушенных либо оспариваемых прав. Кроме  того, разрешение хозяйственных споров осуществляется по единым правилам, установленным  ХПК.

В соответствии со статьёй 62 Конституции каждый имеет право  на юридическую помощь для осуществления  и защиты прав и свобод. Указанное  право даёт возможность пользоваться в любой момент помощью адвокатов  и других своих представителей в  суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с  должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается  за счёт государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Для реализации этого конституционного принципа в ХПК предусматривается  возможность оказания юридической  помощи при ведении дел в хозяйственных судах посредством адвокатов в соответствии с Законом об адвокатуре, а также представителей (глава 7 ХПК) и т. д. 

Особо следует подчеркнуть, что юридическая помощь может  оказываться на любой стадии хозяйственного судопроизводства.

В целях наиболее эффективной  защиты прав юридических и физических лиц реализуется принцип сочетания  единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде. Этот принцип представляет собой такое  правило, в соответствии с которым  в зависимости от категории дела и ряда других критериев разбирательство  дела в хозяйственном судопроизводстве осуществляется судьёй хозяйственного суда единолично либо хозяйственным  судом в коллегиальном составе[4].

Как правило, в хозяйственном  суде первой инстанции дела рассматриваются  судьями единолично, однако, учитывая сложность и характер дела, председатель хозяйственного суда либо его заместитель  могут принять решение о коллегиальном  рассмотрении.

Рассмотрение дела в хозяйственном  суде апелляционной, кассационной и  надзорной инстанцией, с учётом специфики  данных стадий (пересматриваются ранее  вынесенные решения), проводится коллегиально.

При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда входит нечётное количество судей, один из которых является председательствующим. Решение по делу принимается большинством голосов. Если один из судей выражает несогласие с решением, он может высказать  своё особое мнение.

Главное значение принципа коллегиальности заключается в  том, что его несоблюдение при  рассмотрении дел является основанием для отмены судебных актов, за исключением  надзорного производства.

Одним из конституционных  принципов является принцип независимости  суда. Применительно к судьям хозяйственных  судов данный принцип получил  развитие в статье 12 ХПК, где говорится  не только о независимости судей, но и о подчинении их только законодательству.

Независимость судей предполагает как организационную, так и функциональную независимость. Организационная независимость  основана на соблюдении конституционного принципа разделения властей (статья 6 Конституции Республики Беларусь). Органы исполнительной и законодательной  власти не имеют права вмешиваться  в деятельность хозяйственного суда, влиять на него при вынесении решения  по делу[3].

Функциональная независимость  — это независимость судей  при исполнении своих полномочий. Однако рассматриваемое понятие  предполагает расширенное толкование. Судьи должны быть независимы в своих  убеждениях, никто не имеет права  оказывать влияние на судей при  принятии решения.

Независимость судей может  быть достигнута только благодаря комплексу  правовых предписаний и гарантий. Так, для судей хозяйственного суда существует особый порядок назначения на должность и оставления должности, им предоставляются соответствующие  гарантии осуществления профессиональной деятельности, их материальное обеспечение  предусмотрено за счёт средств государственного бюджета. Большинство гарантий деятельности судей закреплено в ХПК (например, тайна совещательной комнаты, возможность выносить особое мнение и т. д.).

Какое бы то ни было постороннее  воздействие на судей, вмешательство  в их деятельность недопустимы и  влекут за собой ответственность, установленную  административным и уголовным законодательством.

В статье 20 ХПК закреплено положение, согласно которому судопроизводство в хозяйственном суде должно осуществляться на одном из государственных языков. В соответствии со статьёй 17 Конституции  Республики Беларусь государственными языками в нашей стране являются белорусский и русский.

Информация о работе Принципы хозяйственного процессуального права