Правовое регулирование цен и тарифов в республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ особенностей государственного регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) характеристика понятия, сущности и места цен и тарифов в системе государственного регулирования экономики;
2) анализ особенностей правового регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь;
3) исследование способов государственного регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕСТО ЦЕН И ТАРИФОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  1 файл

3472 - Хозяйственное право и процесс - Государственное регулирование цен и тарифов и его способы - курсовая - АУП.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена, прежде всего, построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

В процессе проведения государственной конкурентной политики должны быть обеспечены равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.

Совершенствование ценообразования в республике направлено на создание системы цен и условий, стимулирующих динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), и рост жизненного уровня населения. Совершенствование ценообразования будет осуществляться по следующим основным направлениям:

–                     совершенствование механизмов ценового регулирования, обеспечивающих эффективную работу реального сектора экономики, преодоление метода ценообразования, основанного на затратах, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных прогнозными и программными документами социально-экономического развития республики;

–                     повышение экономической обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей национальной экономики, на социально важные виды товаров (работ, услуг);

–                     обеспечение экономически обоснованных соотношений цен, совершенствование структуры цен и тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, на городском (пригородном) общественном транспорте в целях сокращения субсидий;

–                     ликвидация отраслевых и других перекосов цен и тарифов в отдельных отраслях экономики в целях повышения эффективности работы реального сектора экономики;

–                     гармонизация внутреннего уровня цен с ценами в сопредельных странах для защиты экономических интересов страны;

–                     усиление контроля за уровнем и динамикой затрат, включаемых в себестоимость, создание условий, стимулирующих снижение затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), поэтапное снятие ценовых ограничений, снижение налоговой нагрузки, обеспечение сбалансированного роста заработной платы и производительности труда в целях повышения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров;

–                     обеспечение согласованности инструментов государственного ценового и макроэкономического регулирования, ценообразования с проводимой денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, ситуацией на внутреннем и внешнем рынках;

–                     проведение антимонопольного регулирования в соответствии с международными нормами и с учетом открытости национальной экономики;

–                     совершенствование законодательства в области ценообразования, уточнение функций республиканских органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования;

–                     повышение роли и ответственности областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов за проведение государственной политики в области ценообразования, регулирование и контроль за применением установленного порядка ценообразования в регионах.              


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, законодательство о ценообразовании под ценой понимает именно денежное выражение стоимости. Основными принципами ценообразования являются: 1) определение основ государственной политики в области ценообразования; 2) сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); 3) разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); 4) государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Указом № 72 определено, что с 01.03.2011 г. цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в вышеуказанный перечень, регулируются правительством и другими госорганами в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами. С принятием Указа № 72 правительство не устанавливает предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь. Соответственно, отменена регистрация этих цен (тарифов). Нет необходимости и в представлении экономических расчетов юридическими лицами и ИП при определении уровня применяемых ими цен (тарифов), за исключением регулируемых.

Основным направлением совершенствования ценообразования является создание гибкой системы, базирующейся на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен с расширением сферы рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий.

Контроль цен, как утверждает наука и показывает опыт, не является средством преодоления инфляции. Необходимо дополнительно предусмотреть меры по устранению глубинных причин роста цен. Не надо полагать, что можно контролировать цены просто путем наделения административного органа властью издавать приказы, запрещающие их рост. Чтобы действенно контролировать цены, такие приказы должны быть поддержаны соответствующим действием в других областях. Они должны быть дополнены денежной политикой с целью ограничения денежной экспансии и фискальной политикой для минимизации правительственных дефицитов.

Государственное ценовое регулирование должно сохраниться прежде всего в отношении продукции (услуг), производимой предприятиями-монополистами, а также базовых, структурообразующих видов сырья и продукции, которые определяют затраты на важнейшие социально значимые товары и услуги. Необходимо усовершенствовать механизмы ценового регулирования, обеспечивающие эффективную работу реального сектора экономики, преодоление метода ценообразования, основанного на затратах, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных прогнозными и программными документами социально-экономического развития республики. Система ценового мониторинга должна обеспечить принцип «прозрачности», что предполагает наличие и доступность необходимой информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах и лицензиях, регулирующих нормативных актах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные правовые акты:

1.                  Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

2.                  Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

3.                  О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 г. № 255-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

4.                  О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XІІ // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

5.                  О естественных монополиях: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

6.                  О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

7.                  О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 72 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

8.                  Об утверждении инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 г. № 183 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

 

Иные источники:

9.                  Амельченя, Ю.А. Цена и принципы ценообразования с точки зрения белорусского и российского законодательства / Ю.А. Амельченя, О.А. Бакиновская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

10.             Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.

11.             Власовец, Т. Цены : свобода или регулирование : о политике ценообразования в Беларуси на современном этапе / Т. Власовец // Беларуская думка. – 2009. – № 5. – С. 66–71.

12.             Ермакович, С.Л. Правовые проблемы противодействия монополистическому ценообразованию на товарных рынках Республики Беларусь / С.Л. Ермакович // Веснік Брэсцкага універсітэта. Сер. гуманітарных і грамадскіх навук. – 2009. – № 4. – С. 57–63.

13.             Ерохова, В.А. Ценообразование: расширение сферы государственного регулирования и усиление ответственности : комментарий к Указу Президента от 21.02.2006 г. № 110 / В. Ерохова // БНПИ. Юридический мир. – 2006. – № 3. – C. 30–31.

14.             Кобяков, А.В. Ценообразование в новой пятилетке / А.В. Кобяков // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. – 2006. – № 4. – С. 59–67.

15.             Кожевникова, Т.С. Ценообразование без ошибок / Т.С. Кожевникова. – Минск: Регистр, 2011. – 71 с.

16.             Махота, Е. Регулирование цен и тарифов / Е. Махота // Налоги и бухгалтерский учет. – 2011. – № 6. – С. 4–15.

17.             Навойчик, Ю.Ф. Правовое регулирование ценообразования / Ю.Ф. Навойчик // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

18.             Насонова, И. Совершенствование ценообразования сбережет бюджетные средства / И. Насонова // Финансы, учет, аудит. – 2008. – № 2. – С. 28–30.

19.             Паршин, В.Ф. Принятие решений при планировании издержек и цен / В.Ф. Паршин // Практическое ценообразование. – 2010. – № 3. – С. 46–49.

20.             Пендюрин, Н.П. Категория цены в советском обязательственном праве России : автореф. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Н.П. Пендюрин. – Р-н-Д : Южный федер. ун-т, 2009. – 31 с.

21.             Ракова, Е.Ю. Направления совершенствования государственного регулирования потребительских цен в Беларуси / Е.Ю. Ракова // Белорусский экономический журнал. – 2002. – № 2. – С. 68–78.

22.             Херовинчук, И.С. Гражданско-правовые проблемы регулирования цены договора : автореф. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / И.С. Херовинчук. – Краснодар : Кубан. гос. аграр. ун-т, 2009. – 28 с.

 

 

21

 



Информация о работе Правовое регулирование цен и тарифов в республике Беларусь