Порядок регистрации юридических лиц в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:49, реферат

Описание

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Всякое юридическое лицо подлежит государственной регистрации.

Работа состоит из  1 файл

Регистрация юридических лиц в РБ.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)
="text-align:justify"> 

Учредительные документы юридического лица

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях - и иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. Учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия.

В уставе юридического лица (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут указываться виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.

Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности.

В уставе общества с дополнительной ответственностью должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам.

Коммерческие и некоммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы (учредительные договоры – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации, за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат.

В случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.

 

Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей взимается государственная пошлина, в соответствии с Законом Республики Беларусь в установленном законодательными актами размере:

       создаваемых (реорганизуемых) коммерческих организаций (за исключением коммерческих организаций, в которых будет использоваться труд учащихся, коммерческих организаций, в которых число учредителей (участников)-инвалидов превышает 50 процентов, коммерческих организаций, создаваемых организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств - 5 базовых величин;

       создаваемых (реорганизуемых) некоммерческих организаций (за исключением указанных в подпунктах 1.10 и 1.11 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 1992 года №1394- XII "О государственной пошлине") - 0,5 базовых величин;

       индивидуальных предпринимателей - 0,5 базовых величин;

       создаваемых (реорганизуемых) коммерческих организаций, в которых будет использоваться труд учащихся, коммерческих организаций, в которых число учредителей (участников)-инвалидов превышает 50 процентов, коммерческих организаций, создаваемых организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств - 0,8 базовых величин.

Взимание иных платежей при осуществлении государственной регистрации не допускается.

 

Рассмотрение документов

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года №1 регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

       ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) штамп (Приложение №3), свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

       представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Зарегистрированными считается юридическое лицо - с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Наличие у юридического лица устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, у индивидуального предпринимателя - свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

В государственной регистрации юридического лица может быть отказано по следующим основаниям:

       непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

       оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

       представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

При неосуществлении государственной регистрации юридического лица, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп (Приложение №4) и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация.

 

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица подписываются уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, заверяются оттиском печати для заверения свидетельств и иных документов, выдаваемых субъекту хозяйствования по результатам государственной регистрации, и являются бланками строгой отчетности.

Дата государственной регистрации указывается в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица.

Свидетельство (Приложение №5) о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах".

Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Гражданский кодекс предусматривает пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а в форме слияния, присоединения или преобразования - передаточный акт.

В отличие от реорганизации юридического лица его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством (ст. 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. В соответствии с п. 41 Положения о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 (в редакции от 4 сентября 2006 г. № 14), коммерческая организация может быть ликвидирована по решению:

1) учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного учредительными документами;

2) хозяйственного суда;

3) регистрирующего органа:

По решению хозяйственного суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях:

• осуществления деятельности без надлежащего разрешения лицензии;

• систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации;

• признания юридического лица банкротом;

• сокрытия, занижения прибыли (доходов) в течении 12 месяцев подряд;

• наличия задолженности по платежам в бюджет более 6 месяцев подряд;

• выявления фактов, свидетельствующих, что её деятельность связана с торговлей людьми.

По решению регистрирующего органа юридическое лицо может быть ликвидировано в случаях:

• нарушения сроков и порядка формирования минимального размера Уставного Фонда

• неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

• выплаты работникам в течении 3 месяцев подряд заработной платы ниже бюджетного прожиточного минимума;

• систематического грубого нарушения Законодательства «О труде»;

• препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами и в других случаях, оговоренных в вышеназванном Положении.

Порядок ликвидации юридических лиц состоит из следующих стадий:

• выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица;

• составление промежуточного ликвидационного баланса;

• продажа имущества ликвидируемого юридического лица;

• выплата денежных сумм кредиторам в порядке очередности (требования граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; выплата выходных пособий, оплата труда, выплата вознаграждений; обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды; по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; всех остальных кредиторов).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 



Информация о работе Порядок регистрации юридических лиц в Республике Беларусь