Порядок лицензирования хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Конституция Республики Беларусь (ст. 42) гарантирует каждому гражданину право на выбор рода занятий в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей. Ограничение этого права, как и других прав граждан, допускается только в случаях, предусмотренных законом (ст. 23 Конституции).
В Республике Беларусь каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1.
Понятие и необходимость лицензирования
6
2.
Порядок получения лицензии на ведение хозяйственной деятельности в Республике Беларусь
14
3.
Контроль лицензирующих органов за соблюдением законодательства
30
Заключение……………………………………………………………………
38
Источники……………………………………………………………………..
40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая .doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования  Республики Беларусь

Частное учреждение образования «БИП – Институт правоведения»

 

 

 

 

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Хозяйственное право»

на тему: «Порядок лицензирования хозяйственной деятельности»

 

 

 

 

Подготовила:

Студентка 3 курса 2 группы                                                     

юридического факультета                                                        

дневной формы обучения                                                         

специальности «Правоведение»     

 

 

 

 

Руководитель:                                                                            Китаева

Тамара

Болиславовна

 

 

 

 

Минск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….

3

1.

Понятие и необходимость  лицензирования

6

2.

Порядок получения лицензии на ведение хозяйственной деятельности в Республике Беларусь

14

3.

Контроль лицензирующих  органов за соблюдением законодательства

30

Заключение……………………………………………………………………

38

Источники……………………………………………………………………..

40


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция Республики Беларусь (ст. 42) гарантирует каждому  гражданину право на выбор рода занятий  в соответствии с призванием, способностями  и с учетом общественных потребностей. Ограничение этого права, как и других прав граждан, допускается только в случаях, предусмотренных законом (ст. 23 Конституции).

В Республике Беларусь каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую  деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица.

Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской  деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские  права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации  и предприниматели, могут иметь  гражданские права и нести  гражданские обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, Республики Беларусь и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

История развития отечественного законодательства о лицензировании свидетельствует о том, что государственная власть испытывает трудности с определением не только видов деятельности, подлежащих лицензированию, но и целей, задач и принципов лицензирования. Имеются сложности с установлением уровня регулирования, саморегулированием, уточнением места лицензирования среди мер регулирования экономики. Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно. Актуальным и дискуссионным представляется вопрос о сущности и юридической природе этого института, а также о совершенствовании его государственного регулирования на практике. Ведь в современном его виде институт лицензирования предпринимательской деятельности не имел аналогов в советском праве несмотря на то, что разрешительная политика как таковая всегда являлась одним из институтов государственной власти. В связи с потребностями практики лицензирование не могло остаться вне пристального внимания правовой науки.

Отдельные вопросы, касающиеся проблематики настоящего исследования, за последние десять лет привлекали внимание многих ученых и практиков. В частности, общей характеристике лицензирования как правового института посвящены соответствующие главы в работах В.Н. Паращенко, Н.А.Чернецкая, В.Г. Гавриленко, А. Б. Агапова, Ю. А. Тихомирова, Д. Н. Бахраха. Взгляд на лицензирование в системе права с позиций гражданского и предпринимательского права был сформулирован рядом других авторов, в частности С.С. Вабищевич и И.А. Маньковским, О. М. Олейник, В. В. Бараненковым, Н. Д. Макаровым, Е. А. Рябовым, В. Н. Уруковым, Н. Ю. Кругловой, Н. М. Головановым.

Имеют место работы, посвященные  вопросам процессуальным аспектам лицензирования, посвященных порядку лицензирования в какой-либо профессиональной области деятельности.

Однако, многие из работ  потеряли свою практическую актуальность в связи с изменениями в  законодательстве о лицензировании.

Отсутствие фундаментальных  научных трудов и устойчивой правоприменительной  практики привело к существованию вакуума в области системной разработки законодательных актов. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на нормотворчество и не дают возможности структурного совершенствования законодательства о лицензировании

Таким образом, целью  курсовой работы является изучение законодательного закрепления института лицензирования в Республике Беларусь, выявление особенностей его регулирования.

Задачами данного исследования являются:

- изучение и анализ  дефиниций “лицензирование”, “лицензия”, “лицензиат”;

- правовая характеристика  порядка лицензирования видов  деятельности в Республике Беларусь;

- проанализировать работу  лицензирующих и иных государственных органов в области контроля за соблюдением лицензиатами законодательства.

При написании этой работы были использованы различные методы исследования. Среди них: исторический, сравнительно-правовой, статистический и др.

 

  1. ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

 

Этимологически слово "лицензия" происходит от латинского слова "licentia", которое переводится как "вольность, свобода делать что угодно"1.

Близко к этому определение, данное в "Юридической энциклопедии" под редакцией М.Ю. Тихомирова2. "Современный словарь иностранных слов" дает перевод слова "лицензия" как "право" и "разрешение"3.

В отечественной и российской правовой доктрине термин "лицензия" употребляется в двух основных значениях: как право на осуществление определенного вида деятельности и как документ, удостоверяющий наличие такого права. Во втором значении лицензия представляет собой особого рода "паспорт юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности"4. Так, Н.Ю. Круглова определяет лицензию как официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока на определенных условиях5.

Институт лицензирования является достаточно сложным правовым образованием.

В.Н. Паращенко определяет его как «двусторонняя, консенсуальная и возмездная сделка, существенными условиями которой является предмет (вид) деятельности, ее срок, взаимные права и обязанности сторон, возникающие немедленно после подписания соответствующего соглашения».6

 

По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства7. Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе, ибо речь идет о признании законности полномочия экономического субъекта на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности.

А.И. Цихоцкая считает, что  реальным содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый  объект, то есть лицензирование - это  одна из функций государственного управления8.

Но, рассматривая лицензирование как функцию государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов, автор в данном определении не раскрывает правового содержания лицензирования.

О. Олейник определяет лицензирование как правовой режим начала и осуществления отдельных признанных законодательством видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

во-первых, государственное  подтверждение и определение  пределов права на ведение предпринимательской  деятельности;

во-вторых, государственный  контроль за осуществлением определенного  вида предпринимательской деятельности;

в-третьих, возможность  прекращения деятельности по особым основаниям органами государства 9

В данном определении  речь идет о праве, которое появляется у предпринимателя при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права. Если рассматривать лицензирование как режим, то это специальный административно-правовой режим деятельности органов государства, допускающих начало и осуществление отдельных видов деятельности, вводимый в качестве социально-объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Иные авторы рассматривают  лицензирование как способ охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, используемый государством путем выдачи гражданину или юридическому лицу удостоверения на право заниматься определенным видом деятельности, преимущественно хозяйственным, и требующим со стороны компетентных органов наблюдения за ним 10

Если рассматривать сам институт лицензирования с точки зрения гражданского права, то становится ясно, что он тесно связан с проблемами возникновения правоспособности юридического лица или гражданина-предпринимателя.

По мнению С.Н. Братуся, правоспособность как самостоятельная категория имеет значение и ценность лишь в качестве выражения абстрактной, то есть общей, возможности быть носителем прав и обязанностей. В отличие от правоспособности субъективное право - это принадлежащее данному субъекту наличное, существующее право. В содержание субъективного права входят конкретные проявления правоспособности как правомочия, которые действительно могут быть реализованы данным лицом 11

В юридической литературе распространено мнение о том, что  возникающая в результате получения  лицензии правоспособность является специальной. Однако такая точка зрения нуждается в уточнении.

Как известно, в гражданском  законодательстве выделяется общая  и специальная правоспособность. Общую правоспособность коммерческие организации (кроме унитарных предприятий и некоторых других организаций) и предприниматели приобретают с момента их государственной регистрации. В отличие от этого специальная правоспособность ограничена не только законом, но и учредительными документами. С помощью записи в уставе организация сужает (по сравнению с общей правоспособностью) круг выполняемых ею видов деятельности.

Однако в большинстве  случаев лицензия необходима субъекту предпринимательской деятельности не для того, чтобы сузить правоспособность, а для того, чтобы ее расширить. В этом смысле приобретаемая правоспособность является не специальной, а дополнительной. Предприниматель тем самым дополняет свою общую правоспособность новыми для него возможностями и в результате получения лицензии получает право доступа на не освоенные им рынки 12

Однако не всегда субъект  хозяйствования после получения  лицензии расширяет перечень видов  деятельности, которыми он может заниматься. Иногда он получает в виде лицензии право заниматься только узким кругом деятельности при одновременном  запрете заниматься другими видами деятельности (например, в банковском или страховом законодательстве). Правоспособность таких организаций следует считать исключительной. В судебной практике констатируется ее отличие от общей и специальной. Следовательно, в уставах таких организаций нельзя записывать иные виды деятельности, кроме тех, на которые распространяется лицензия.

Субъективные права, возникшие  у лицензиата, нельзя передать другому  лицу, за исключением случаев правопреемства или реорганизации предпринимателя (организации).

С возникновением правоспособности субъекта предпринимательской деятельности он приобретает ряд субъективных прав. В основном это права имущественного характера, следовательно, они имеют  прямое отношение к отрасли гражданского права. Но для их приобретения субъект (соискатель лицензии) должен взаимодействовать с лицензирующими органами. А вступление в неравноправные отношения регулируется нормами административного права.

В полном объеме правоспособность юридического лица - коммерческой организации и индивидуального предпринимателя возникает в момент получения лицензии, ее возникновению предшествуют взаимоотношения соискателя лицензии с лицензирующими органами, регулируемые нормами административного права. Административно-правовое регулирование в этой сфере явно доминирует; практически все лицензирующие органы относятся к органам исполнительной власти.

Информация о работе Порядок лицензирования хозяйственной деятельности