Нормативные акты общего и специального регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:01, реферат

Описание

Цель работы: изучение нормативных актов общего и специального регулирования хозяйственной деятельности.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность хозяйственной деятельности и необходимость её регулирования
Рассмотреть нормативные акты общего регулирования хозяйственной деятельности и их особенности.
Рассмотреть нормативные акты специального регулирования хозяйственной деятельности и их особенности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ХозяйственнОЕ ПРАВО И ХОЗЯЙСТВЕННая деятель-ность 5
1.1. Понятие и признаки хозяйственного права 5
1.2. Понятие и признаки хозяйственной деятельности 6
Глава 2. Нормативные акты общего и специального регулирования хозяйственной деятельнос-ти и их особенности 8
2.1. Подразделение нормативных актов законодательства на общие и специальные 8
2.2. Анализ системы нормативных актов регулирования хозяйственной дея-тельности 10
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Р Норм. акты общ. и спец. регул-я хоз. деят-ти (3).docx

— 63.06 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный 
университет сервиса и экономики

 


 

Реферат

По предмету: «Хозяйственное право»

На тему: «Нормативные акты общего и специального

 регулирования»

 

 

 

                                                        Выполнила: 

   Студентка 3 курса

                                                        Группы ММП 0611

                                                        Заочного отделения

                                                        Специальность: 080507

                                                        Трубникова В. И.

                                                                                

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г. 

Содержание

 

 

Введение 3

Глава 1. ХозяйственнОЕ ПРАВО И ХОЗЯЙСТВЕННая деятель-ность 5

1.1. Понятие и признаки хозяйственного права 5

1.2. Понятие и признаки хозяйственной деятельности 6

Глава 2. Нормативные акты общего                                              и специального регулирования хозяйственной деятельнос-ти и их особенности 8

2.1. Подразделение нормативных актов законодательства на общие и специальные 8

2.2. Анализ  системы  нормативных актов регулирования хозяйственной дея-тельности 10

Заключение 17

Список использованной литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение правового регулирования  хозяйственной (предпринимательской) деятельности в современных условиях имеет важное значение. Эффективность предпринимательской деятельности во многом зависит от состояния и применения хозяйственного законодательства, от умелого использования правовых средств для улучшения экономики.

Хозяйственное право –  это отрасль права, регулирующая отношения, складывающиеся как при осуществлении, так и при организации хозяйственной (предпринимательской) деятельности1.

Нормативные акты общего и  специального регулирования хозяйственной деятельности есть базис хозяйственного права, именно этим обусловлена актуальность темы работы.

Тема нормативных актов общего и специального регулирования хозяйственной деятельности широко исследована в литературе, имеет теоретическую и практическую значимость: применима при изучении курса и на практике, при ведении бизнеса предпринимателем и профессиональной деятельности юристов.

Цель работы: изучение нормативных актов общего и специального регулирования хозяйственной деятельности.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть сущность хозяйственной деятельности и необходимость её регулирования
  2. Рассмотреть нормативные акты общего регулирования хозяйственной деятельности и их особенности.
  3. Рассмотреть нормативные акты специального регулирования хозяйственной деятельности и их особенности.

Объект исследования: нормативные акты общего и специального регулирования хозяйственной деятельности.

Предмет исследования: применение нормативных актов общего и специального регулирования хозяйственной деятельности в курсе изучения хозяйственного права.

Работа написана на основе нормативно-правовых актов (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и др., и учебной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ХозяйственнОЕ ПРАВО И ХОЗЯЙСТВЕННая деятельность

    1. Понятие и признаки хозяйственного права

 

Хозяйственное право – это «отрасль права, основанная на сочетании частноправовых и публично-правовых начал»2.

Принципами хозяйственного (предпринимательского) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.

Основными принципами хозяйственного права являются:

- свобода предпринимательской деятельности;

- юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

- свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

- получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;

- законность в предпринимательской деятельности;

- сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;

- единство экономического и правового пространства;

- государственное регулирование предпринимательской деятельности3.

Нормы хозяйственного права  регулируют отношения, складывающиеся при осуществлении и организации хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

    1. Понятие и признаки хозяйственной деятельности

 

Хозяйственная деятельность представляет собой деятельность по производству продукции, осуществлению работ и оказанию услуг. В условиях рыночной экономики она, как правило, направлена на получение прибыли и становится предпринимательской. Порядок осуществления и организации этой деятельности определяется хозяйственным (предпринимательским) правом.

Хозяйственная (предпринимательская  деятельность) характеризуется определенными признаками. В отдельных случаях в рыночной экономике осуществляется хозяйственная деятельность, не являющаяся предпринимательской, например, хозяйственная деятельность социально-культурных и других некоммерческих организаций. Эта не типичная для рыночной экономики хозяйственная деятельность также охватывается нормами хозяйственного (предпринимательского) права. То есть хозяйственное (предпринимательское) право - это хозяйственное право рыночной экономики4.

Предпринимательское (хозяйственное) законодательство постоянно развивается, что определяется условиями переходного периода. Становление и развитие предпринимательства требует разработки и юридического закрепления новых форм ведения хозяйственной деятельности. Будучи в принципе необходимым, такое положение иногда затрудняет ведение предпринимательской деятельности, для которой нужна стабильная юридическая база.

Вместе с тем некоторые принципиальные положения нормативного правового регулирования хозяйственной деятельности остаются неизменными. К ним, в частности, относится то, что предпринимательское (хозяйственное) законодательство является в основном единым для всей страны, нормы предпринимательского права содержатся, как правило, в федеральных законах и иных нормативных актах5. Это соответствует конституционному положению о том, что в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ)6.

Понятно, что единство экономического пространства может быть обеспечено только на основе единого правового регулирования экономики в масштабах страны. Нормативные акты общего и специального регулирования хозяйственной деятельности описаны во второй главе работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Нормативные акты общего                                              и специального регулирования хозяйственной деятельности и их особенности

2.1. Подразделение нормативных актов законодательства на общие и специальные

 

Подразделение нормативных  актов законодательства на общие и специальные осуществляется в зависимости от их назначения.

Общие нормативные акты предназначены  для всех субъектов частного права, в том числе и для предпринимателей, и закрепляют общие правила поведения без учета тех или иных особенностей предпринимательской деятельности. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в сфере предпринимательства. Так, статус юридического лица определен в общих нормах ГК (п. 1 ст. 48), статус коммерческой организации - в специальных нормах ГК (ст. 50), а статус акционерного общества, кроме того (п. 1 ст. 96 ГК)7, в специальном нормативном акте – Федеральном законе РФ «Об акционерных обществах»8.

Практическое значение деления  нормативных актов на общие и  специальные заключается в том, что специальным актам в процессе правоприменения отдается предпочтение перед общими. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном нормативном акте.

Между общим и специальным  законодательством имеется неразрывная  связь. Специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него, поскольку использует конструкции и категории общих  нормативных актов как данные. В этом смысле без общих нормативных актов невозможно существование и тем более применение специальных нормативных актов. Так, применяя нормы о сделках, участниками которых являются предприниматели (например, по поставке), необходимо учитывать общие правила о сделках, в том числе общие положения о купле-продаже, применяемые к отношениям по поставке.

Общее законодательство более  стабильно, так как оно отражает систему объективного права непосредственно и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, о сделках, о сроках и т. п. Специальное законодательство более подвижно, поскольку связано с объективной системой права опосредованно через общее законодательство. Оно содержит более конкретные нормы, отражающие экономическую политику данного периода развития общества. Это наглядно проявляется в том, что многие специальные законы за последние несколько лет претерпели изменения и действуют в настоящее время в новой редакции.

Такая высокая динамичность хозяйственного законодательства как  раз и является объяснением того, что оно развивается главным образом за пределами ГК РФ. Так, правовой статус большинства предпринимательских организаций определяется отдельными специальными законами. В то же время предпринимательство не терпит нестабильности, поэтому следует стремиться облечь правила о нем в максимально стабильные нормативно-правовые формы - законы.

Общедозволительный режим правового регулирования проявляет себя в содержании как общих, так и специальных нормативных актов коммерческого законодательства. Новые законодательные акты в сфере предпринимательства носят общий характер, и это их достоинство: свобода субъектов предпринимательства имеет широкие рамки и в значительной мере устранено жесткое администрирование.

Дифференциация законодательства, принятие специальных нормативных актов, безусловно, необходимая черта современного законодательства, но их чрезмерность практически всегда свидетельствует о значительном усилении регулирующей (детально регламентирующей) роли государства, о его вмешательстве в ту или иную сферу частной жизни общества, о сужении инициативы и самостоятельности субъектов частного права. Унификация законодательства ведет к укрупнению и упрощению нормативного материала и тем самым - к установлению более общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам хозяйственной деятельности9.

2.2. Анализ системы   нормативных актов регулирования                    хозяйственной деятельности

 

Рассмотрим систему  нормативных актов регулирования хозяйственной                    деятельности подробнее.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию  различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права.

Так, согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство10.

Отнесение предпринимательского и  гражданского законодательства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены  основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Далее в иерархической структуре  нормативных актов регулирования хозяйственной деятельности следует назвать кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Информация о работе Нормативные акты общего и специального регулирования