Контрольная работа по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:07, контрольная работа

Описание

Первый конституционный акт в России - Основные государственные законы Российской Империи - по сравнению с другими европейскими странами был принят довольно поздно - в начале XX в. Объясняется это многими причинами: сильными традициями абсолютной монархии - самодержавия, неразвитостью гражданского общества, слабым экономическим развитием. Парадоксальным также является тот факт, что еще в первой половине XIX в. конституции были дарованы Александром I Польше и Финляндии, подвластным России, а сама метрополия конституции не имела.

Содержание

Введение
1 Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства
2 Структура и содержание Конституции РФ 1993г
3 Особенности Конституции РФ 1993г.; ее принципиальные отличия от Конституции РСФСР 1978г.
4 Конституционные поправки и порядок пересмотра Конституции РФ. Кто вправе внести предложения о поправках к Конституции?
5 Какие санкции установлены за нарушения конституционных правовых норм?
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

конституционное право.docx

— 38.58 Кб (Скачать документ)

- Конституция - ядро (стержень) всей правовой системы государства  и системы права;

- особая охрана Конституции  России;

- особый порядок пересмотра  и принятия Конституции РФ, внесения  в нее поправок;

- стабильность;

- прямое действие;

- реальность;

- программность.

Основные черты (свойства) характеризуют Конституцию как  специфическую реальность, оказывающую  мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным  политическим выражением состояния  общества, уровня его развития, конституция  регулирует основополагающие сферы  его жизнедеятельности. Это все  находит свое воплощение в юридических  свойствах конституции. В ней  нашло воплощение то, что достигнуто и поддерживается многонациональным  народом нашей страны, это и  многообразие форм собственности, конкуренция, политический и идеологический плюрализм, права и свободы граждан России.

 

 

 

 

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  КОНСТИТУЦИИ РФ 1993

 

Конституция России 1993 г. состоит  из краткой преамбулы и двух разделов; первый охватывает девять глав и объединяет 137 статей, второй содержит введение.

Первый конституционный  акт в России - Основные государственные  законы Российской Империи - по сравнению  с другими европейскими странами был принят довольно поздно - в начале XX в. Объясняется это многими причинами: сильными традициями абсолютной монархии - самодержавия, неразвитостью гражданского общества, слабым экономическим развитием. Парадоксальным также является тот факт, что еще в первой половине XIX в. конституции были дарованы Александром I Польше и Финляндии, подвластным России, а сама метрополия конституции не имела.

Однако история конституционализма в России началась значительно раньше. Под конституционализмом следует  понимать теоретические взгляды  о конституции как об основном законе государства, о представительных (парламентских) учреждениях, о правах и свободах человека и гражданина, общественное мнение о конституции, ее желательности или нежелательности, конституционные проекты, разрабатываемые  государственными органами либо политическими  партиями и группировками, учеными.

Вопрос о принятии современной  российской Конституции (1993 г.) встал  еще на I Съезде народных депутатов, которым 22 июня 1990 г. была образована Конституционная  комиссия. И лишь в мае 1993 г. проект Конституции РФ, разработанный этой комиссией, был официально опубликован. В вопросе организации и функционирования государственного механизма в этом проекте были сильно укреплены позиции  законодательной власти за счет ущемления  исполнительной власти, и прежде всего  власти Президента РФ.

Конституция служит опорой политической и социально-экономической  системы, утвердившейся в обществе и государстве. Она, с одной стороны, призвана обеспечить стабильность существующих государственных и политических институтов, с другой - делает возможным их динамичное развитие, а в целом ряде случаев позволяет осуществлять радикальные реформы без существенного изменения базовых (основных) норм. Такие нормы так же отличаются стабильностью, так как рассчитаны на действие в течение длительного времени.

В литературе обычно выделяют три функции Конституции России:

· политическую;

· правовую;

· гуманистическую.

Политическая функция  Конституции РФ заключается в  том, что она признает и закрепляет политическое многообразие (плюрализм), многопартийность, возможность наличия  нескольких идеологий в стране. Предоставляя политическим силам равным возможности в борьбе за государственную власть, Конституция РФ запрещает действия, направленные на насильственный захват власти, насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирования, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни и вражды Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // журнал российского права. 2003. № 11. С. 34..

Конституция России 1993 г. не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность различных  органов государственной власть и тем более создание политических партий и организаций в их структурных  подразделениях. Также и государственные  органы не вправе вмешиваться в деятельность общественных объединений и формирований.

Правовая функция Конституции  России указывает на то. Что Конституция  выступает ядром (стержнем) всей правовой системы российского общества, учреждает  основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и главными для различных отраслей права  нашего государства (гражданского, уголовного, административного и пр.). Конституция  таким образом «собирает» действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный и взаимосвязанный характер. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства.

Целевое назначение Конституции  РФ выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции РФ воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные нормы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства.

Подводя итог, можно отметить, что Конституция России - это нормативный  правовой акт высшей юридической  силы, закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса  человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организации  деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ  РФ 1993, ЕЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ  ОТ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1978

 

Прежде чем рассматривать  процесс принятия поправок и пересмотра в современном законодательстве, хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс, и выяснить, используя сравнение  с Конституцией 1978 г., то, как изменился  данный правовой институт. В Конституции (Основном законе) Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (в первоначальной редакции) в статье 185 главы XI закреплено, что изменение Конституции РСФСР производится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР Конституция (Основной закон) РСФСР (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.) в первоначальной редакции

Конституция Российской Федерации  значительно более жёсткая и, следовательно, более стабильная, чем  Конституция - Основной закон РСФСР 1978 года. Право принятия новой Конституции  и поправок к прежней Конституции  было предоставлено высшим представительным органам - Верховному Совету, Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов.

В последние годы существования  Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной  и общественной жизни, в том числе  и в конституционно-правовой сфере, в неё часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы  стали противоречить друг другу. Например, в Конституции Российской Федерации - России, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. (в редакции от 10 декабря 1992 г.) в статье 3 было закреплено разделение властей, а также разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением. Однако в статье 185 Конституции оставалось положение о том, что изменение и дополнение Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России производит Съезд народных депутатов Российской Федерации законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельных статей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации.

Изменения и дополнения статей Конституции Российской Федерации - России, касающиеся федеративного  устройства Российской Федерации, не могут  быть осуществлены в одностороннем  порядке и производятся по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в  лице их Советов народных депутатов. Таким образом, Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992-1993 годов. В новой Конституции этот недостаток был устранён.

Конституция Российской Федерации  принципиально отличается от прежних  актов конституционного законодательства СССР и России. Она несет в себе новые ценности и ориентиры политического  и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека. Конституция  России создана с учетом современных  идей конституционализма, таких, как  свобода, гуманизм, права личности, разделение властей, представительная форма правления. Действующая российская Конституция - подлинный источник права  и применяется непосредственно  не только Конституционным Судом, но и всеми иными судами. На основе Конституции выстроена новая  система организации публичной  власти, конституционные механизмы, препятствующие возрождению тоталитарного общества и государства и способствующие защите прав граждан от произвола со стороны государства. Теперь Конституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических и экономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономики. Более того, конституционная реформа 1993 г. открыла путь экономическим, политическим, социальным и иным преобразованиям. В 1994 году была предпринята первая попытка внесения изменений в новую Конституцию. Совет Федерации внес в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О поправках к частям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации». Большинство же имеющихся проектов поправок не преследовало цели добиться улучшения конституционного текста. Требования об изменении Конституции во многом были вызваны политическими причинами. В основном корректировке предлагалось подвергнуть главы об органах власти. Рассмотренные Государственной Думой поправки к Конституции предусматривали: усиление полномочий Федерального Собрания в сфере парламентского контроля, расширение перечня членов Правительства Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности которых требует получения согласия Государственной Думы, новый порядок формирования Совета Федерации, изменения субъектного состава Российской Федерации и др.

Сегодня дебаты по этим вопросам утихли, хотя неудовлетворенность конституционным  текстом все же осталась. Таким  образом, принятие новой Конституции  в 1993 году было обусловлено необходимостью создать новую основу законодательства нового государства. В настоящее  время институт конституционных  поправок и пересмотра Конституции  более развит, чем в предшествующей Конституции, в которой закреплялось полновластие Съезда народных депутатов, и направлен на защиту основных прав и свобод человека и развитие гражданского общества и правового государства.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что внести поправки и (или) изменить современную  российскую Конституцию сложнее, чем  Конституцию 1978г. Новая Конституция - жесткая Конституция, которая требовалась  в то непростое время ее принятия, время кризиса государственной  власти, неразберихи полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА КОНСТИТУЦИИ РФ. КТО ВПРАВЕ ВНЕСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ?

 

Под поправкой к Конституции  Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации.

Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции  Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом  «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции  Российской Федерации». Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены  статьей 134 Конституции РФ. Согласно данной статье Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и  пересмотре положений Конституции  Российской Федерации могут быть:

- Президент Российской Федерации;

- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

- группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8. Поскольку в  общей форме многие предписания  этих глав основаны на статьях гл. 1 или вытекают из содержания статей гл. 2 и 9, изменение таких положений  гл. 3-8 может потребовать соответствующих  поправок в гл. 1, 2 и 9. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"