Конкурсное производство в деле о банкротстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является детальное изучение процесса конкурсного производства. Предметом курсовой работы является непосредственно конкурсное производство, а объектом работы выступает экономическая несостоятельность (банкротство).
В курсовой работе рассмотрены следующие главы: институт банкротства и его роль в антикризисном управлении, конкурсное производство и дела об экономической несостоятельности (банкротстве), находящиеся в производстве хозяйственных судов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..стр. 4
1.ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА И ЕГО РОЛЬ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………………….стр. 5
1.1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА…...стр. 5
1.2.ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ БАНКРОТСТВА………………….стр. 9
1.3.ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)……………………стр.10
1.4.ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА……………………………….стр.13
2. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО……………………………..стр.16
3. ДЕЛА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ), НАХОДЯЩИЕСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ………………………………………стр.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...стр.24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...стр.25
ПРИЛОЖЕНИЕ………….……………

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

    Конкурсное производство – процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц. Эти цели достигаются в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процессе ликвидации должника – организации или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

    Ликвидационное производство – процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации (прекращения деятельности) должника и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований его кредиторов. В результате ликвидации организации – должника прекращается ее правоспособность, индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность. Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Хозяйственный суд вправе продлить этот срок на 6 месяцев, если иное не предусмотрено нормами Закона о несостоятельности.

    Мировое соглашения – процедура экономической несостоятельности (банкротства) в виде соглашения между должником (лицами, в установленном порядке выступающими от его имени) и конкурсными кредиторами об уплате долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п. Суть мирового соглашения – урегулирование взаимоотношений  должника и кредиторов, обеспечивающее продолжение хозяйственной деятельности должника. Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о несостоятельности на любой его стадии до вынесения судом окончательного решения по делу [1].

    К лицам, участвующим в деле о банкротстве, относятся: должник, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника – организации, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, государственные органы и организации, в ведении или подчинении которых находится должник. Нормой подп. 1.17 Указа №508 право на участие в процессе о банкротстве предоставлено собственнику имущества должника – унитарного предприятия, его представителям, участникам должника, их представителям, представителю работников должника; государственным органам, в подчинении (составе) которых находится должник или осуществляющим управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, другим заинтересованным органам, организациям, иным лицам в соответствии с нормами законодательных актов. Государственные органы иностранных государств, международные организации (их полномочные представители) могут быть привлечены (с их согласия) хозяйственным судом в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы [7].

    Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника, поданного в соответствии с законодательство Республики Беларусь. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд. Рассмотрение дела о банкротстве в заседании хозяйственного суда может быть отложено на срок не более двух месяцев.

    Хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:

      восстановления платежеспособности должника в процессе санации;

      заключения мирового соглашения;

      удовлетворения всех предъявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве;

      установление ложного банкротства;

      отсутствие оснований, предусмотренных законодательством.

 

2. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

 

    Конкурсное производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процессе ликвидации должника – юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

    Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключение граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

    Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, а при проведении санации – 22 месяца. Хозяйственный суд при необходимости может продлить или сократить указанный срок. Санация вводится на срок, не превышающий 18 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен хозяйственным судом по ходатайству собрания кредиторов или управляющего, но не более чем на 12 месяцев. В результате проведения санации правовое положение организации не изменяется. Она сохраняется как субъект права и сохраняет свой имущественный комплекс. Санация представляет собой реорганизационную процедуру, предусматривающую переход права собственности, изменение долговых обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику собственниками должника, его кредиторами или иными лицами. Цель санации – восстановление устойчивой платежеспособности должника и урегулирование его взаимоотношений с кредиторами в установленные сроки.

    Со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем организации-должника, должно отстранить этого руководителя от работы по такому договору на срок, определяемый хозяйственным судом в соответствии с законодательством; управление делами должника возлагается на управляющего. Органы управления должника в течение трех дней со дня назначения управляющего обязаны обеспечить передачу управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника – юридического лица. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются ранее наложенные в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением случаев, установленных хозяйственным судом. Информация об открытии конкурсного производства в отношении должника в целях извещения всех кредиторов и заинтересованных лиц публикуется в средствах массовой информации. На сумму требований кредиторов по платежным обязательствам в размере, определяемом в соответствии со ст. 4 Закона о несостоятельности на дату открытия конкурсного производства, начисляются проценты в порядке, установленном ст. 366 ГК РБ, которые взимаются в размере ¼ части учетной ставки Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату уплаты этих процентов. Приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам не распространяется на требования, предусмотренные ч.4 ст.102 и ч.1 ст. 144 Закона о несостоятельности, требования  по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, уплате алиментов [3].

    В связи с производством по делу о банкротстве должник обязан, если это не противоречит законодательству об охране государственных секретов, представить в хозяйственный суд, управляющему и в комитет кредиторов все истребуемые ими сведения о своем имуществе и долгах, в том числе и об имуществе, которое может быть возвращено. Должник обязан лично присутствовать на судебном заседании, заседании комитета кредиторов и собрании кредиторов, при описи (инвентаризации) имущества, а также участвовать в других процессуальных действиях производства по делу о банкротстве, если его к этому обязывают хозяйственный суд или управляющий. Должнику запрещается выезд заграницу без разрешения хозяйственного суда в период от вынесения хозяйственным судом определения об открытии в отношении должника конкурсного производства до вынесения решения о банкротстве должника. В этот период должник по первому требованию обязан являться в хозяйственный суд.

    Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Указанные требования направляются управляющему по почтовому адресу или в хозяйственный суд, осуществляющий производство по делу о банкротстве. Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее 7 дней после их получения и по результатам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов. О результатах рассмотрения требований кредитора управляющий уведомляет этого кредитора в срок, не превышающий 7 дней со дня получения данного требования.

    При осуществлении процедуры банкротства из имущества должника, за счет которого могут погашаться требования кредиторов, исключаются:

      имущество, изъятое из оборота;

      имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии на осуществление определенных видов деятельности;

      иное имущество, не включаемое в имущество должника.

При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, управляющий уведомляет об этом его собственника, хозяйственный суд и прокурора. Жилые помещения социального пользования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, обслуживающие регион, подлежат передаче в управление соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь (уполномоченных ею органов), в порядке, установленном ч.1,ч.2 ч.3 ст.101 Закона о несостоятельности. По истечении одного месяца со дня получения от управляющего уведомления обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь. Финансирование содержания данных объектов производится за счет соответствующих местных бюджетов. Денежные средства, израсходованные на содержание данных объектов, возмещаются должником в случае восстановления его платежеспособности, если иное не предусмотрено законодательными актами [4].

    В целях ведения учета имущества должника, а также управления имуществом и делами должника управляющий вправе с согласия собрания кредиторов  и после уведомления об этом хозяйственного суда привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов, не состоящих в штате должника – юридического лица или управляющего, в том числе заключая с ними трудовые договоры. В случае, если привлечение таких лиц может нанести вред государственным интересам, а также правам и свободам граждан и других лиц, хозяйственный суд выносит определение об отказе в привлечении таких лиц.

    Управляющий обязан использовать в процессе конкурсного производства только один счет должника в банке, если иное не установлено хозяйственным судом в соответствии с законодательными актами. С основного счета должника в процессе конкурсного производства вне очереди оплачиваются:

      судебные расходы;

      расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему;

      текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги;

      расходы, связанные с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства.

    С основного счета должника в процессе конкурсного производства производятся выплаты кредиторам в очередности, установленной ст. 138 и 144 Закона о несостоятельности [4].

    После открытия конкурсного производства управляющий составляет список имущества и долгов должника с указанием стоимости имущества, размером и видом долгов. Список должен также содержать имя (наименование) каждого выявленного кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты. Управляющий в кратчайший срок, но не позднее десяти дней до первого общего собрания кредиторов представляет список имущества и долгов должника в хозяйственный суд. Если список имущества и долгов должника представлен в хозяйственный суд должником и управляющий не имеет по нему никаких замечаний, то новый список не составляется.

    Управляющий составляет отчет об имуществе должника, в котором указываются:

      причина неплатежеспособности должника и время ее возникновения;

      сведения о необходимости, возможностях и об условиях возврата имущества должника;

      требования должника к кредиторам;

      баланс должника – юридического лица, данные о продолжении его деятельности;

      сведения об уголовно наказуемых деяниях, связанных с неплатежеспособностью должника;

      иные обстоятельства, являющиеся существенными для производства по делу о банкротстве.

Управляющий представляет отчет об имуществе должника в хозяйственный суд, комитет кредиторов и для ознакомления кредиторам в кратчайший срок, но не позднее пятнадцати дней после проведения первого общего собрания кредиторов. Хозяйственный суд по уважительным причинам может продлить управляющему срок представления отчета об имуществе должника.

    В случае, когда размер денежных обязательств должника, возникших после открытия конкурсного производства, превышает 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом санации, могут совершаться управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Информация о работе Конкурсное производство в деле о банкротстве