Конкурсное производство в деле о банкротстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является детальное изучение процесса конкурсного производства. Предметом курсовой работы является непосредственно конкурсное производство, а объектом работы выступает экономическая несостоятельность (банкротство).
В курсовой работе рассмотрены следующие главы: институт банкротства и его роль в антикризисном управлении, конкурсное производство и дела об экономической несостоятельности (банкротстве), находящиеся в производстве хозяйственных судов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..стр. 4
1.ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА И ЕГО РОЛЬ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………………….стр. 5
1.1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА…...стр. 5
1.2.ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ БАНКРОТСТВА………………….стр. 9
1.3.ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)……………………стр.10
1.4.ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА……………………………….стр.13
2. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО……………………………..стр.16
3. ДЕЛА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ), НАХОДЯЩИЕСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ………………………………………стр.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...стр.24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...стр.25
ПРИЛОЖЕНИЕ………….……………

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

 

    В зависимости от основной причины различают банкротство – бизнеса, собственника, производства и связано оно, как правило, с недобросовестным или низко квалифицированным менеджментом [5].

 

1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ БАНКРОТСВА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.

 

    Причины банкротства субъектов хозяйствования можно разделить на объективные и субъективные, внешние и внутренние.

    К объективным причинам банкротства, не зависящим от воли и действия отдельных людей, компаний и правительств, относятся стихийные бедствия, другие неблагоприятные природные воздействия, а также такие закономерности экономического развития, как цикличность и кризисы. Однако очевидно, что их действие не является абсолютным, безусловно приводящим компании к банкротству. Возможность преодоления кризиса, восстановления деятельности фирмы во многом зависит от эффективности организации ее деятельности, накопленных резервов и правильных, соответствующих обстановке действий менеджмента.

    К субъективным причинам банкротства следует отнести ошибочные, исходящие из неправильной оценки ситуации действия менеджмента компании. Если рассматривать людей, их группы и организации (в том числе и государство) как субъекты экономических отношений, то к субъективным причинам несостоятельности отдельных компаний можно отнести и такие действия, например, правительств, которые направлены на достижение общественного блага, но могут стать причиной банкротства отдельных субъектов хозяйственной деятельности.

    Факторы риска наступления банкротства, обусловленные ошибочными действиями менеджмента, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, являются причинами до 80% случаев экономической несостоятельности компаний. К основным ошибкам относят – организационные недостатки при создании субъекта предпринимательской деятельности; чрезмерно быстрое расширение бизнеса; самоуспокоенность и отсутствие долгосрочной концепции развития; неэффективную производственно-коммерческую и инвестиционную деятельность; низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства; неэффективное использование ресурсов; нерациональное распределение прибыли.

    В то же время, кроме рыночной, преимущественно открытой может функционировать нерыночная, преимущественно закрытая социально-экономическая система, которая в течение длительного времени господствовала и на территории нынешней Республики Беларусь. Основными характеристиками такой системы стали: огосударствление экономики; высокая степень концентрации производства, милитаризация и монополизация экономики; всеобщий дефицит; подавленная инфляция; скрытая безработица; формирование патерналистской психологии человека. Эти черты, а также некоторые другие специфические явления, возникающие при трансформации такой системы, обусловливают объективное существование особенных причин, которые могут вызывать банкротство субъектов хозяйственной деятельности. К таким причинам банкротства белорусских предприятий можно отнести: их крупные размеры, сложившихся в условиях специализации и разделения труда в рамках СССР и СЭВ; технологическая и техническая отсталость и законсервированность многих предприятий страны; значительное сокращение расходов на оборону; негативное отношение государства к предпринимательству, замораживание приватизации и рынка ценных бумаг; управленческие традиции, образование и менталитет не собственника и торговца, а наемного работника на службе у государства [6].

    Таким образом, основными причинами банкротства являются – низкая эффективность механизмов адаптации субъектов предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

 

 

1.3. ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

 

     В ходе регулирования экономики государство неизбежно сталкивается с проблемой неплатежеспособности и убыточности субъектов предпринимательской деятельности. Как показывает опыт стран, переживших кризис в экономике, чисто рыночным средством решения этой проблемы является институт экономической несостоятельности (банкротства), направленный на защиту прав и законных интересов кредиторов пресечение неэффективного экономического поведения должника. В современное право Беларуси термин «Экономическая несостоятельность (банкротство)» был введен Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Данный Закон разграничивал экономическую несостоятельность и банкротство как отдельные процедуры. В ГК и Законе о несостоятельности эти термины рассматривались как синонимы. В ХПК также использовалось понятие «экономическая несостоятельность (банкротство)». При этом экономическая несостоятельность (банкротство) определялась как невозможность должника удовлетворить требования кредиторов. Иными словами, правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь до вступления в силу Указа № 508 основывалась на использовании понятий «экономическая несостоятельность» и «банкротство» как синонимов [1].

    В Указе № 508 получила закрепление дифференциация этих понятий в зависимости от выносимого хозяйственным судом в отношении должника решения. Так, под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации). Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решение хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – организации, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства). Для определения экономической несостоятельности  и в Законе о несостоятельности, и в Указе № 508 используется критерий неплатежеспособности, под которой понимается неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается  в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости. При этом юридическое значение придается денежным обязательствам, а именно во внимание принимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по договору и в иных случаях, предусмотренных нормами гражданского права. Таким образом, речь идет о разновидности гражданско-правовых обязательств, основания возникновения которого могут быть как договорными, так и внедоговорными (например, причинение вреда имуществу кредитора и т.д.). В определении денежного обязательства неденежные обязательства, например, по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, не упоминаются. Однако это не означает, что при определении неплатежеспособности они не будут учитываться. Такой вывод связан с трансформацией неденежного обязательства в денежное на основании норм ГК, регулирующих вопросы, связанные с расторжением договоров, обязательствами вследствие неосновательного обогащения, ответственности за нарушение обязательств [2].

    К обязательным платежам, учитываемым при определении признаков неплатежеспособности, отнесены налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с нормами права, в том числе экономические (финансовые) санкции, примененные к должнику. Состояние неплатежеспособности преобразуется в несостоятельность при выполнении двух условий. Во-первых, наличие неплатежеспособности устанавливает хозяйственный суд либо должник добровольно объявляет себя неплатежеспособным. Во-вторых, неплатежеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер. Закон о несостоятельности не конкретизирует понятие «устойчивый характер». Система признаков для признания субъекта предпринимательской деятельности неплатежеспособным установлена правилами Инструкции по анализу и контролю за платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности.

    В соответствии с нормами Инструкции проводится анализ финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности, целью которого является установление неудовлетворительной структуры их бухгалтерского баланса и, как следствие, неплатежеспособности. Следует отметить, что нормы Инструкции не применяются в отношении бюджетных, страховых организаций, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

    Признаки несостоятельности можно разделить на две группы. В первую группу входят признаки, служащие основанием для возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – дело о банкротстве). Так, в соответствии с нормой ст. 7  Закона о несостоятельности должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей условный характер (в предвидении банкротства). Основанием для такого обращения является также неплатежеспособность имеющая устойчивый характер [1].

    В ст. 8 Закона о несостоятельности закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых должник обязан подать заявление о своем банкротстве. К таковым относятся следующие обстоятельства:

1)     удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – организации;

2)     органом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника – организации на принятие решения о ее ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

3)     органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

4)     если стоимость имущества должника – организации, в отношении которой в соответствии с нормами права принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

    В соответствии с нормами подп. 1.11 Указа № 508 дело об экономической несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено по заявлению кредитора при наличии в совокупности следующих оснований:

1)     наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

2)     применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

3)     наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 б.в. и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим обязательства по выполнению (обеспечению исполнения) иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами (далее – организации и индивидуальные предприниматели, имеющие государственные и международные заказы), - в размере 2500 б.в. и более.

Отсутствие одного из перечисленных оснований влечет возвращение заявления кредитору.

    Перечисленные выше основания являются формальными основаниями для подачи заявления в хозяйственный суд о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве. Их наличие не означает собственно несостоятельности, а лишь свидетельствует о неплатежеспособности должника. Только в ходе судебного разбирательства устанавливается природа неплатежеспособности, т.е. признаки, необходимые и достаточные для констатации экономической несостоятельности должника (вторая группа признаков). К таким признакам относятся:

1)     неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер;

2)     неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер.

Эти признаки, как было указано выше, не очевидны. Они уточняются в ходе производства по делу о банкротстве либо объявляются самим должником, которому они заранее известны[1].

 

1.4. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА.

 

    Термин «процедуры банкротства», которыми оперируют нормы Закона о несостоятельности, носит условный характер, т.к. процедурой банкротства в собственном смысле является только конкурсное производство и его упрощенные разновидности: процедура банкротства ликвидируемого должника – организации и процедура банкротства отсутствующего должника. Эти процедуры, в отличие от остальных, применяются к должнику, признанному банкротом. Конкурсное производство является основной, но не единственной процедурой банкротства. Нормы Закона о несостоятельности предусматривают так называемую «множественность процедур».

    В современной системе антикризисного управления значительное место заняли восстановительные процедуры. В соответствии с нормой ст. 12 Закона о несостоятельности при рассмотрении дела о банкротстве должника – организации применяются такие процедуру банкротства, как защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и иные, предусмотренные нормами Закона о несостоятельности, в частности, процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника – упрощенные процедуры банкротства. При рассмотрении дела о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя могут применятся конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные нормами Закона о несостоятельности, например, процедура банкротства отсутствующего должника. Каждая из указанных процедур имеет свою цель, реализуемую антикризисным управляющим под контролем кредиторов и хозяйственного суда, содержание и сроки реализации [5].

    Процедуры банкротства могут быть судебные и внесудебные. Последние представлены внесудебной процедурой добровольного банкротства и досудебным оздоровлением должника, которое представляет собой меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, участниками организации, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности.

    К судебным процедурам относятся защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении отсутствующего или ликвидируемого должников.

    Защитный период – процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику – организации, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Эта процедура вводится с момента принятия хозяйственным судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника и действует до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству, либо утверждения хозяйственным судом мирового соглашения, либо принятия хозяйственным судом решения об отказе в признании должника экономически несостоятельным (банкротом). Срок защитного периода по общему правилу – 3 месяца [5].

Информация о работе Конкурсное производство в деле о банкротстве