Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов (например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных ее видов и т.д.).

Содержание

1. Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности…………………………………………………………………….
2.1. Прямое государственное регулирование рынка…………………………
2.2. Запрещенные виды деятельности…………………………………………
2.3. Деятельность, осуществляемая по лицензиям……………………………
3. Особенности правового статуса субъекта занимающего доминирующее положение на рынке…………………………………………………………….
4.1. Понятие конкуренции………………………………………………………
4.2. недобросовестная конкуренция……………………………………………
4.3. формы недобросовестной рекламы……………………………………….
5.1.Антимонопольное законодательство, его содержание и цели…………..
5.2.Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства…
6.Регулирование деятельности хозяйствующих субъектов через налоговые органы……………………………………………………………………………
7.Организационно-правовая форма малого предпринимательства…………

Работа состоит из  1 файл

хоз право.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

 

        2.2.Запрещенные виды деятельности.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели равноправны в возможностях ведения бизнеса. Как те, так и другие могут открывать расчетные счета в банках, приобретать движимое и недвижимое имущество, принимать наемных работников и т. п.

Закон не устанавливает никакой дискриминации ИП по сравнению с юридическими лицами. И те, и другие вправе осуществлять одни и те же виды деятельности, за исключением видов:

а) на которые требуется получение лицензии (лицензия выдается только юридическим лицам);
       б) которые имеют стратегическое значение для государственной безопасности;
в) которые связаны с созданием и управлением различными финансовыми фондами;
в) которые могут угрожать безопасности и здоровью населения, экологии и т. д.

Итак, запрещенные для ИП виды деятельности:

• производство алкоголя, оптовая и розничная торговля алкоголем;
• разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
• производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
• ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
• испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
• разработка вооружения и военной техники;
• производство вооружения и военной техники;
• ремонт вооружения и военной техники;
• утилизация вооружения и военной техники;
• торговля вооружением и военной техникой;
• производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
• производство патронов к оружию и составных частей патронов;
• торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
• торговля патронами к оружию;
• экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
• коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
• разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
• утилизация боеприпасов и их составных частей;
• выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
• деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
• производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
• хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
• применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
• деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
• производство пиротехнических изделий;
• деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом;
• выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
• выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
• негосударственная (частная) охранная деятельность;
• деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
• деятельность инвестиционных фондов;
• деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
• деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
• деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
• космическая деятельность;
• производство лекарственных средств;
• культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
• деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
• деятельность по продаже электрической энергии гражданам.

 

2.3. Деятельность , осуществляемая по лицензиям.

 

В соответствии со ст. 49 Гражданского Кодекса РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа (ст. 14.1 КоАП):

16 сентября 1998 года принят Государственной Думой и 25 сентября 1998 года подписан Президентом Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее - Федеральный закон О лицензировании), которым в частности определено, что:

- к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием;

- порядок лицензирования и ведения реестра лицензий определяется Президентом и Правительством Российской Федерации.

К исключительной компетенции Президента и Правительства Российской Федерации также отнесены: утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности; разграничение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности между федеральными органами государственной власти (лицензирующими органами);

- лицензирование на территории Российской Федерации осуществляется лицензирующими органами (Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления).

- лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации, На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, вступившими в силу до момента вступления в силу Федерального закона о лицензировании;

- за выдачу лицензии взимается лицензионный сбор.

Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом;

- срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии предприниматель представляет в соответствующий лицензирующий орган:

- заявление о выдаче лицензии с указанием:

- фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина;

- лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

- копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

- свидетельство о постановке предпринимателя на учет в налоговом органе;

- документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Требование от предпринимателя представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом о лицензировании, иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Размер платы за рассмотрение заявления устанавливается Правительством Российской Федерации.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан уведомить предпринимателя о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче ему лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) предпринимателю в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

В случае, если предприниматель в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

- наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие предпринимателя лицензионным требованиям и условиям.

Индивидуальный предприниматель имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии в административном порядке предприниматель имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

В случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя он обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи соответствующего заявления.

За выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия (далее - перечень), установлен статьей 17 Федерального закона о лицензировании

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный указанным законом перечень. Виды деятельности, не включенные в перечень, осуществляются без лицензий, за исключением случаев, когда их лицензирование установлено иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона о лицензировании.

Лицензирование таких видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральными законами, непосредственно установившими необходимость их лицензирования.

Следует иметь в виду, что указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, принятые до введения в действие Федерального закона о лицензировании, применяются в части, ему не противоречащей.

До введения в действие Федерального закона о лицензировании, порядок лицензирования отдельных видов деятельности и перечень лицензируемых видов деятельности определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 'года № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, которое соответственно действует и сегодня в части не противоречащей Федеральному закону о лицензировании.

В нем, в частности, определен перечень федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации (приложение № 2).

В соответствии с указанным документом были разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации около 60-ти Положений о порядке лицензирования конкретных видов деятельности, которые также действуют в части не противоречащей Федеральному закону о лицензировании.

 

       3. Особенности правового статуса субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке.

 

Доминирующим положением хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности