Формы и методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:16, реферат

Описание

Применительно к государственно- управленческой деятельности под мето¬дом понимается способ, приём практической реализации задач и функций испол-нительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами ( должностными лицами ) на основе закреплённой за ними компетенции, в устано¬вленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде " метод" позво¬ляет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функ¬ции, с помощью использования каких средств.

Работа состоит из  1 файл

referat.docx

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет информационных технологий механики и оптики»

 

Институт международного бизнеса  и права


 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Правоведение»

 

на тему: «Формы и методы государственного управления»

 

Выполнил: студент 3-ого курса очной формы  обучения ИМБИП, группы 3442 Денис Ярослав, Репин Владимир

 

Оценка______________________

Подпись_____________________

       «_____» ________________201___г.

 

 

Санкт – Петербург 

         2012 год

ВВЕДЕНИЕ.

Применительно к государственно- управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами ( должностными лицами ) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде " метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно- управленческой деятельности, достижения её целей.

Административно- правовые методы, их сущность.

Методам управления присущи  следующие наиболее характерные  черты:

- органическая связь целевым подчинением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;

- выражение управляющего  воздействия субъектов исполнительной  власти на соответствующие объекты;

- непосредственное выражение  в связях между субъектами  и объектами государственного управления как формы практической реализации единой исполнительной власти;

- использование субъектами  исполнительной власти в качестве  средств реализации закреплённой  за ними компетенции;

- метод управления всегда  имеет своим адресатом соответствующий  объект;

- с учётом многообразия  приёмов и способов реализации  управленческой компетенции метод  управления есть определённая  возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти;

- в методах управления  в соответствующем объёме находит  своё выражение государственный интерес, управляющая воля государства;

- непосредственное выражение  в методе управления принадлежащих  и его исполнительному аппарату  полномочий юридически властного  характера;

- для методов управления  характерна правовая форма их  непосредственного практического выражения;

- выбор конкретных методов  управления и воздействия находится  в прямой зависимости не только от особенностей субъектов исполнительной власти, но прежде всего- от особенностей управления.

Главный критерий, необходимый  для разграничения названных  вариантов в методологическом смысле следующий:

метод правового регулирования- функция административного права;

метод управления- функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).

Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так для  принятия решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, используя при этом различные средства-социологические, математические, графические, выполняемую до принятия решения в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.

Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы, но если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.

Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных методов управления математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и прочие средства. Подобного рода действия можно отнести к так называемым организационным мероприятиям, находящим свое выражение, как правило в неправовых формах государственно-управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, т.е. не оказывающих влияния на объект управления.

Таким образом следует  различать:

а) методы управленческого воздействия, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и выявляются собственно методами управления;

б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри-аппаратное значение;

в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера.

Первые из них- административно- правовые методы. В них проявляются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.

Иная точка зрения на понятие  применения методов государственного управления заключается в том, что в каждом конкретном случае субъект управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи. Можно назвать их наиболее существенные черты:

- это способы воздействия  одного человека на другого,  одного коллектива на другой, одного человека на коллектив  или коллектива на человека. Во  всех случаях метод управления  выступает как особые связи  людей;

- это способы обеспечения  преобладания, подчинения воли;

- это способы организации,  упорядочения происходящих в  системе процессов, приемы осуществления общих функций, возникающих в процессе совместной деятельности;

- это средства достижения  цели.

Методы при правильном применении образуют единую систему  способов воздействия, связанных друг с другом. 

Классификация административно-правовых методов.

В научной литературе, в  директивных документах много внимания уделено соотношению административных и экономических методов. Но это  разновидности прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономические процессы. В обороне, образовании экономические методы применяются мало, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.

Для методов прямого воздействия  характерны следующие признаки'.

а) прямое воздействие на волю;

б) директивность, приказной  характер;

в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют  подчиненным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

г) поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает  существование многих норм и указаний, которыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;

д) наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;

е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;

ж) широкое использование  внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет  быстро добиться результатов. Часто без него не возможно обойтись.

Методам косвенного воздействия  присущи следующие особенности:

а) руководящее воздействие  осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;

б) управленческие акты управомачивают на определенные действия;

в) у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;

г) юридическими нормами  и обычаями закреплен автоматически  действующий механизм стимулирования;

д) наличие развитого механизма  правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить актуальность рассмотрения проблемы административно- правовых методов. Она обострена  в настоящее время в связи  с переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме  государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов, и , что особенно важно, объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий и территорий), и с известным развитием договорных связей в сфере государственного управления.

Активность и эффективность  экономических и иных факторов реформ во многом определяется характером воздействия  со стороны государства на развитие прежде всего экономических процессов.

Оно находит свое выражение  не только в законодательстве, но и  в управленческой деятельности, методах ее практического осуществления. Соответственно в еще большей степени актуализируются проблемы административно-правовых методов.

Формы

Понятие административно-правовых форм 
Разделение властей предполагает не только функционально-компетенционную определенность каждой ветви единой государственной власти, но и оснащение их определенным механизмом, с помощью которого они воплощаются в конкретной практической деятельности. 
Государственная власть должна действовать, проявлять себя соответствующим образом в разнообразных общественных отношениях. Это означает, что необходим механизм ее реализации, придающий ее ветвям динамический характер. Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, т.е. соответствующими государственными органами. Данное условие полностью применимо и к исполнительной власти, точнее - к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих. 
 
Важное значение имеют и последствия совершаемых внешне выраженных управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, а в других - не вызывают таковых. 
Очевидно, что в первом случае имеются в виду действия, непосредственно реализующие управляющее воздействие (внеаппаратное и внутриаппаратное) 
Таким образом, говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могу выступать в роли: 
а) форм реализации исполнительной власти, 
б) форм государственно-управленческой деятельности. 
Главенствующее значение в механизме функционирования исполнительной власти принадлежит первым, так как они выражают внешне юридическое воздействие. В них внешнее выражение фактически получает сама исполнительная власть со всеми своими атрибутами. Это - формы управления в собственном смысле. 
Формы же государственно-управленческой деятельности следует понимать в широком смысле, т.е. как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования исполнительных органов (должностных лиц) действий, включая и те, которые не носят характер прямого юридического воздействия. Они, как более общая категория, включают в свой состав формы реализации исполнительной власти, но могут пониматься и более узко, т.е. как совокупность действий совершаемых исполнительными органами (их аппаратом) за рамками непосредственного управляющего воздействия. 
Налицо - следующая методологическая и фактическая позиция: не все, что практически совершается в процессе государственно-управленческой деятельности, прямо выражает задачи и функции исполнительной власти; многие действия управленческого характера служат интересам "самоорганизации". 
Обобщая изложенные положения, можно утверждать, что под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия. 
Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их обобщенно можно обозначить в качестве административно-правовых форм. 
2. Виды административно-правовых форм 
Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и не правовые. Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий. Правовые формы всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а потому они и в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно-правовых форм управления. Это - любые внешне выраженные действия соответствующих субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Они являются административно-правовыми формами в собственном смысле, т.е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически властных полномочий. Что же касается не правовых форм, то они прямых юридических последствий не влекут. 
 
Относительно организационно-технических и материально-технических операций (действий) следует иметь в виду, что последние вообще не могут рассматриваться в качестве форм управленческой деятельности. Их роль исключительно вспомогательная (делопроизводство, экспедиция, транспорт, охрана и т.п.), а форма выражения - не правовая. Реализацию исполнительной власти они, конечно, не выражают; осуществляют их не управленческие работники, а обслуживающий персонал. 
Природа организационных действий и их назначение совершенно иные совершают государственные служащие - административно-управленческие работники, в действиях которых находит свое практическое выражение повседневная работа, возложенная на данный исполнительный орган. Это - специалисты, исполнители, функционеры, т.е. оперативный персонал данного органа, работающий под непосредственным руководством со стороны должностного лица, возглавляющего этот исполнительный орган. Они занимают служебные должности в его аппарате, закрепляющие соответствующие функции полномочия каждого из них. В определенном объеме они совершают юридически значимые действия, но не облеченные в форму правовых актов управления. Поэтому их деятельность может быть отнесена к правовым формам государственно-управленческой деятельности, но далеко не во всех случаях - к формам реализации исполнительной власти. 
Следовательно, неправомерно обозначать все многообразие подобного рода управленческих действий как организационные. Предпочтительней характеризовать их как функциональные действия, ибо они направлены на обеспечение реализации именно функции данного исполнительного органа в рамках преимущественно внутриаппаратных служебных отношений. Такого рода действия либо предшествуют реализации исполнительной власти, либо являются следствием, вытекающим из процесса такой реализации, либо, наконец, служат одним из вариантов этой реализации в пределах компетенции определенного должностного лица. 
Все они могут быть как правовыми, так и не правовыми. 
Таким образом, классификационный подход к формам управления подводит к выводу о наличии правовых либо не правовых форм. Реализация исполнитель власти возможна только в административно-правовой форме. Государственно-управленческая деятельность может быть выражена в обеих формах. 
3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение 
Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие: 
правовой акт управления (таково его наиболее распространен обозначение) представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти; 
правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами; 
правовой акт управления - юридическо-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности; 
правовой акт управления - одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом; 
правовой акт управления содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата: он императивен; 
правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления; 
правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа; 
правовой акт управления подзаконен, т.е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Государственная власть должна действовать, проявлять себя соответствующим образом в разнообразных общественных отношениях. Это означает, что необходим механизм ее реализации, придающий ее ветвям динамический характер. Государственная власть воплощается в конкретных действиях совершаемых ее субъектами, государственными органами. Действия, совершаемые субъектами исполнительной власти, по своему характеру и назначению различны. Значит должны быть различны варианты их внешнего выражения. Внешнее выражение этих действий осуществляется по-разному. Говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могу выступать в роли: форм реализации исполнительной власти, форм государственно-управленческой деятельности. Под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия. 
Основной юридической формой реализации задач и функций исполнительной власти являются правовые акты. Правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач их функций государственно-управленческой деятельности.  
 

 

 

 

 

Литература: 

 

1. Кудин В.А., Канибер Ю.Н., Сойников С.А. Административное  право. Учебник. Часть 1. М., 2005.

2. Конин Н.М. Административное  право России. Курс лекций. М., 2004.

3. Агопов А.Б. Административное право. Учебник. М., 2004.

4. Алехин А.П., Козлов Ю.М.  Административное право Российской  Федерации. Часть 1. Учебник. - М.: "ТЕИС", 1994 г.

5.Советское административное  право: Учебник под редакцией  Василенкова П.Т. - М. Юрид. лит., 1990 г.

6. Д.Н. Бахрах. Административное  право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1993 г.

 


Информация о работе Формы и методы государственного управления