Валютная монополия государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 05:54, курсовая работа

Описание

Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.

Содержание

Введение …3
Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи 5
1.1. Валютное право 5
1.2. Валютная политика 11
Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения 15
2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы 15
2.2. Правовое регулирование валютных операций 24
2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации 29
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - КУРСОВАЯ и Экзамен.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

   Как видно из табл. 1, санкции ст. 15.25 КоАП РФ установлены в виде штрафа, который исчисляется одним из двух способов: в кратном отношении к МРОТ; в кратном размере к сумме, являющейся предметом соответствующего нарушения.  

 

Нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ) 

№ части статьи Состав правонарушения Вид налагаемой санкции
1 Осуществление незаконных валютных операций, т. е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании1', а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании Административный  штраф на граждан, должностных лиц  и юридических лиц в размере  от 3Д до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании
2 Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ Административный  штраф на граждан в размере  от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ
3 Невыполнение  обязанности по обязательной продаже  части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки Административный  штраф на должностных лиц и  юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке
 

   Применительно к последнему способу исчисления штрафа следует отметить, что он является в отсутствие максимального предела, выраженного в твердой сумме, экономически жесткой санкцией, которая может привести к банкротству юридического лица или индивидуального предпринимателя. Представляется, что такой характер санкций делает их не правовосстановительными, а карательными, зачастую не соответствующими характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения. Вполне реальны ситуации, когда сумма штрафа, исчисленная по таким правилам, может превысить максимальный размер штрафа, предусмотренного УК РФ (а он равен согласно ч. 2 ст. 46 УК РФ 1 млн. рублей). И тогда административное наказание по своей тяжести превысит наказание уголовное. В случае же банкротства юридического лица или индивидуального предпринимателя интересы частные (а именно, интересы кредиторов, которые не получат полного удовлетворения своих требований) будут принесены в жертву интересам публичным.

   Поэтому с позиций соразмерности наказания  характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, а также обеспечения баланса частых и публичных интересов целесообразно установить либо твердый максимальный предел административных штрафов, указанных в ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ, либо максимальный размер исходя из валюты баланса юридического лица или годового дохода индивидуального предпринимателя.

   При применении ст. 15.25 КоАП РФ необходимо иметь в виду следующее.

   Административная  ответственность, установленная в  отношении должностных лиц ч. 1, 3—5 ст. 15.25 КоАП РФ, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

   Административный  штраф подлежит уплате в рублях. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Банка России.

   Общим объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

   Объективная сторона выражается в совершении деяния (действия или бездействия), предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность.

   Субъектом правонарушения могут быть как резиденты (резиденты — физические лица только по достижении возраста 16 лет), так и нерезиденты (последние — только в случае осуществления валютной операции, во-первых, противоречащей российскому законодательству и, во-вторых, на территории РФ (ст. 1.7, 2.6 КоАП РФ)).

   При этом субъектами правонарушения, предусмотренного Ч 1 ст. 15.25 КоАП РФ, являются физические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты,  так и нерезиденты.

   Субъектами  правонарушений, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, могут выступать  только резиденты — лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

     Субъектами  правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, являются резиденты  и нерезиденты — должностные  лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

    Субъективная  сторона правонарушения характеризуется виной (в форме умысла или неосторожности — ст. 2.2 КоАП РФ). Поэтому вина подлежит доказыванию во всех случаях привлечения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ. При этом обязанность по доказыванию вины лица, привлекаемого к ответственности, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ и ч. 5 ст. 205, ч. 4 ст. 210 АПК РФ возлагается на органы валютного контроля. Последние, в частности, при применении ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ должны доказать, что у резидента имелась возможность обеспечить получение (возврат) на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты РФ от нерезидентов, но им не были приняты все зависящие от него меры по выполнению указанной обязанности.

    Уголовная ответственность  за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк, установлена ст. 193 УК РФ.

 

       Заключение

      Эффективное решение задач в сфере экономики и политики возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.

      Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: 5 режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим валютного государственного регулирования, установленный Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.)  и режим свободно конвертируемой  валюты.

      Избранный тип валютного режима определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного  регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических  и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима Российской Федерации в современных условиях.

      Итак, валютная политика - совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых государственными органами, центральными банковскими и финансовыми учреждениями, международными валютно-финансовыми организациями в области валютных отношений. Различаются текущая и долговременная В.п.

   Валютная  политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами. В мировом масштабе валютная политика проводится международными валютно-финансовыми организациями (Международный валютный фонд, международные банки).  
Формы валютной политики:

  • дисконтная,
  • девизная (валютная интервенция),
  • диверсификация валютных резервов,
  • валютные ограничения,
  • регулирование степени конвертируемости валюты,
  • режим валютного курса,
  • девальвация,
  • ревальвация.

  Средством реализации валютной политики является валютное регулирование.

  Практической  задачей валютной политики является обеспечение нормального функционирования международных и национальных механизмов валютной системы, поддержание равновесия платежных балансов.

   Долговременная  валютная политика охватывает достаточно продолжительный период и предполагает долгосрочные меры структурного характера по последовательному изменению валютного механизма. Основными ее методами являются межгосударственные переговоры и соглашения, прежде всего в рамках МВФ и на региональном уровне, а также валютные реформы.  
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993

2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): [Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ]. // Парламентская газета РФ. -  № 131-132.

3. О валютном регулировании и валютном контроле: [Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.)]. // Собрание законодательства РФ. - № 50. - Ст. 4859.

4. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»: [Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ (с изм. и доп. от 10 декабря 2003 г.)]. // Собрание законодательства РФ. - №23. - Ст. 2290.

5. О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики: [Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ (с изм. от 05 декабря 2000)]. // Российская газета. - № 249.

      Учебная литература

1. Вернер Ф. Эбке Международное валютное право. С. 37.

2. Вернер Ф. Эбке Международное валютное право.- М. 1997. С. 6.

3. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России.- М., 2000. С. 6

4. Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности.- М., 1998.

5. Косаренко Н.Н. Финансовое право России. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

6. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.

7. Общая теория денег и кредита. / Под ред. Е.Ф. Жукова.- М., 2003

8. Харатян А.Ж. Валютные ценности как объекты гражданских прав. // "Право и экономика" 1997. №7-8 C.15. 
 
 
 

  

Информация о работе Валютная монополия государства