Валютная монополия государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 05:54, курсовая работа

Описание

Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.

Содержание

Введение …3
Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи 5
1.1. Валютное право 5
1.2. Валютная политика 11
Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения 15
2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы 15
2.2. Правовое регулирование валютных операций 24
2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации 29
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - КУРСОВАЯ и Экзамен.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

    - аккредитованные в Российской  Федерации дипломатические представительства,  консульские учреждения иностранных  государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; 
      - межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; 
          - находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;

    - иные лица, не являющиеся резидентами (п.1 (7) ст.1).4

2.2. Правовое регулирование валютных операций

 

  В соответствии с Законом Российской Федерации  «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. к валютным операциям относятся:

      - операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

    -   ввоз, вывоз и пересылка в Российскую  Федерацию и из Российской Федерации валютных ценностей;

    -    осуществление международных денежных  переводов;

    -    расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте

      Операции  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала.

      Совершение  текущих валютных операций связано:

      - с переводами в РФ и из  РФ иностранной валюты для  осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

      - с получением и предоставлением  финансовых кредитов на срок  не более 180 дней;

      - с переводами в РФ и из  РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

      - с переводами неторгового характера  в РФ и из РФ, включая переводы  сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также  другие аналогичные операции.

      Под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются:

      - прямые инвестиции, то есть вложения  в уставный капитал предприятия  с целью извлечения дохода  и получения прав на участие  в управлении предприятием;

      - портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

      - переводы в оплату права собственности  на здания, сооружения и иное  имущество, включая землю и  ее недра, относимое по законодательству  страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

      - предоставление и получение отсрочки  платежа на срок более 90 дней  по экспорту и импорту товаров  (работ, услуг, результатов интеллектуальной  деятельности);

      - предоставление и получение финансовых  кредитов на срок более 180 дней;

      - все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

      В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» для осуществления банковских валютных операций кредитные организации должны получить в Центральном Банке РФ специальные лицензии, которые делятся на следующие виды:

      - лицензии на осуществление банковских  операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях и иностранной валюте;

      - лицензии на привлечение во  вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте и другие.

      Вновь создаваемым банкам при соблюдении требований к капиталу, технических и квалификационных требований Банка России могут быть выданы лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц).

      Лицензия, предусматривающая осуществление  операций со средствами в иностранной  валюте, дает право на установление прямых корреспондентских отношений с неограниченным числом иностранных банков.

      Одновременно  с лицензией, предусматривающей  операции со средствами в иностранной  валюте, или после ее получения  банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Такие банки должны располагать уставным капиталом в размере, эквивалентном 5 млн. ЕВРО.

      Действующие банки, ходатайствующие о расширении круга выполняемых ими операций, должны иметь устойчивое финансовое положение, т.е. в течение последних 6 месяцев выполнять обязательные резервные требования Банка России, экономические нормативы, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, а также соответствовать следующим требованиям: -для получения лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц), лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, а также для расширения круга совершаемых операций, располагать капиталом в размере, эквивалентном 5 млн. ЕВРО.

      Генеральная лицензия помимо названных операций право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и (или) приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов.

      Для получения генеральной лицензии банк должен иметь право на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (наличие лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов не является обязательным), располагать капиталом в размере, эквивалентном 5 млн. ЕВРО, и положительным заключением подразделения инспектирования Банка России по результатам комплексной инспекционной проверки, завершенной не позднее чем за три месяца до представления документов в главное управление ЦБ РФ.

      Как мы видим, все валютные операции осуществляются через уполномоченные банки, т.е. банки, имеющие специальную валютную лицензию.

      Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций.

      В соответствии со ст. 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»  резиденты могут иметь счета  в иностранной в уполномоченных банках, иметь счета в иностранных  банках - только с разрешения Банка  России на условиях, им устанавливаемых.

      Нерезиденты вправе иметь валютные счета как  в Российской Федерации, так и  за, границей.

      Нерезиденты могут иметь рублевые счета с  разным правовым режимом.

      Порядок ввоза в Российскую Федерацию  и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг уполномоченными банками регламентирован соответствующим Положением Центрального банка Российской Федерации (19 апреля 1993 г. № 13) и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (14 апреля 1993 г. № 01-20/3371). Так, наличная иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте могут быть ввезены в Российскую Федерацию или вывезены из России только с соблюдением названного Положения, Таможенного кодекса РФ, включая обязательное декларирование таможенными органами РФ.

      Положение предоставляет банкам разные права  по вывозу валютных ценностей в зависимости от вида валютной лицензии и характера вывозимых валютных ценностей. Уполномоченный банк, получивший генеральную лицензию, осуществляет вывоз без ограничения суммы и количества валютных ценностей и без специальных дополнительных разрешений Банка России. Уполномоченные банки и другие кредитные организации, не имеющие генеральной лицензии на проведение валютных операций, не обладают правом самостоятельного вывоза из Российской федерации наличной иностранной валюты. Они могут осуществлять ее продажу и обмен банкам, имеющим генеральные валютные лицензии, и другим участникам внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Фондовые ценности в иностранной валюте указанные банки и кредитные организации вправе вывозить из РФ самостоятельно, однако они должны предварительно получить специальное разрешение Банка России.

      Уполномоченные  банки осуществляют вывоз из страны платежных документов и долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России. Каких-либо ограничений на ввоз в Российскую Федерацию валютных ценностей уполномоченными банками при соблюдении ими таможенных правил законодательство не содержит.

      Уполномоченные  банки обязаны застраховать ввозимые и вывозимые валютные ценности от всех видов рисков, которые существуют на протяжении всего пути между хранилищем (кассой) уполномоченного банка и хранилищем (кассой) иностранного банка.

2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации

   Нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования может повлечь  гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

   В силу общего запрета на осуществление валютных операций между резидентами и наличия закрытого перечня разрешенных валютных операций между указанными лицами (ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ) на практике возник вопрос о правомерности выражения в договоре денежного обязательства в иностранной валюте без указания о его оплате в рублях (п. 2 ст. 317 ГК РФ).

   По  этому поводу Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ разъяснил, что если договором предусмотрено, что денежное обязательство выражается и оплачивается в иностранной валюте, однако в силу валютного законодательства данное обязательство не может быть исполнено в иностранной валюте, то такое договорное условие суду также следует рассматривать как предусмотренное п. 2 ст. 317 ГК РФ, если только при толковании договора суд не придет к выводу, что стороны имели намерение не только выражать, но и исполнять денежное обязательство, основанное на данном договоре, также в иностранной валюте. При этом признание судом недействительным условия договора, в котором денежное обязательство выражено в иностранной валюте, не влечет признания недействительным договора в целом, если можно предположить, что договор был бы заключен и без этого условия (ст. ,180 ГК РФ).

   Таким образом, Высший Арбитражный Суд  РФ сформулировал опровержимую презумпцию исполнения денежного обязательства в валюте Российской Федерации в случаях, когда расчеты в иностранной валюте запрещены, несмотря на наличие противоположного условия в договоре. Опровержение презумпции влечет признание соответствующего условия о расчетах недействующим. Такое правовое последствие наступает, когда исполнение денежного обязательства еще не состоялось.

   Однако  если в ходе исполнения договора будет совершена валютная операция (сделка), противоречащая нормам валютного законодательства РФ, то она будет являться ничтожной (ст. 168, 169 ГК РФ) с взысканием в доход Российской Федерации всего полученного по сделке (при применении последствий недействительности сделки, предусмотренных ст. 169 ГК РФ).

   Следовательно, заключение договора с нарушением валютного законодательства РФ не влечет признания его недействительным и применение последствий недействительности, предусмотренных § 2 гл. 9 ГК РФ. Последнее возможно только при исполнении договора, которое выражается в совершении валютной операции (сделки), противоречащей нормам валютного законодательства РФ.

   Административная  ответственность  за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ), которая действует с 1 октября 2004 г. в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ2. Составы соответствующих административных правонарушений и виды санкций за их совершение наглядно можно представить в виде табл. 1.

Информация о работе Валютная монополия государства