Валютная монополия государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 05:54, курсовая работа

Описание

Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.

Содержание

Введение …3
Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи 5
1.1. Валютное право 5
1.2. Валютная политика 11
Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения 15
2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы 15
2.2. Правовое регулирование валютных операций 24
2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации 29
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - КУРСОВАЯ и Экзамен.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

«ЧитГУ» 
 

Кафедра «Административного права и таможенного  дела» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Финансовое право» 
 

Тема: «Валютная монополия  государства»

 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил: студент  
 

Научный руководитель: старший преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2009

Оглавление

 

Введение

    Политика как социальное явление имеет свойство определять тенденции и перспективы общественного развития. Основной формой реализации государственной политики является закрепление в праве норм, направленных на достижение ее целей. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия и т. д.) и социальных (экономических, исторических, идеологических, религиозных и т. п.) факторов объективного и субъективного характера. Политика и право отражают потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное влияние на экономические и социальные процессы.

    Валютное  право как один из государственных  регуляторов общественных отношений, возникающих в связи с проведением валютных операций, направлено на достижение целей валютной политики государства.

    Валютная  политика представляет собой составную  часть внутренней и внешней политической деятельности государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения.

    Исходя  из указанных целей валютной политики законодатель установил частные цели валютного регулирования. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ к таким целям относятся:

    предотвращение  существенного сокращения золотовалютных резервов;

    предотвращение  резких колебаний курса национальной валюты;

    поддержание устойчивости платежного баланса России.

    Основные  направления внутренней и внешней  политики государства формулируются в соответствии со ст. 84 Конституции РФ в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 г. применительно к валютной политике было отмечено, что одна из самых крупных стратегических задач государства, которую надо решать, — «это достижение полной конвертируемости рубля. Конвертируемости не только внутренней, но и внешней. Не только по текущим, но и по капитальным операциям».

    Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).

    Цель  курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.

 

Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи

1.1. Валютное право

    Правовым  фундаментом валютного права являются цивилистические и гуманитарные идеи и принципы об имущественных сделках и обязательствах, свободе договора, соблюдении и реализации прав и свобод человека, имущественных прав хозяйствующего субъекта, ответственности за правонарушения, а также публично-правовые идеи об императивном методе регулирования, установлении обязанностей и мер ответственности. Мне думается, что правовой основой валютного права России должен быть Гражданский кодекс РФ и принятый в соответствии с ним закон о валютном регулировании и валютном контроле, определяющий виды имущества, признаваемого валютными ценностями, а также порядок и условия совершения сделок с ними.

    Источниками валютного права России они считают  международный опыт и практику валютного  регулирования и валютного контроля, международные соглашения России (в частности, Соглашение МВФ), выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты, экономических интересов резидентов РФ.

    Что касается международного опыта и  практики валютного регулирования и валютного контроля то их ещё можно посчитать идеологическими источниками валютного права России. Однако, выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты и экономических интересов резидентов РФ источником права быть не может. В настоящее время источниками валютного права России являются Гражданский кодекс РФ, в частности ст. 141 и 317, закон "О валютном регулировании и валютном контроле", и Договор о МВФ, в части обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.

    По  утверждению авторов "валютное право является самостоятельной отраслью права, представляющая систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере совершения валютных операций, а также в сфере валютного контроля и ответственности за валютные правонарушения.

    Объектами валютного права выступают:

    валютные  операции;

    юридические действия (акты и поступки), вытекающие из владения, пользования и распоряжения валютными ценностями (например, нормы  о порядке оформления и учёта  валютно-обменных операций);

    процессуальные отношения по применению норм права (лицензирование валютных операций, порядок применения ответственности за валютные правонарушения).

    Субъекты  валютного права:

    физические  лица, юридические лица;

    резиденты, нерезиденты;

    органы  валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля;

    уполномоченные  банки, клиенты уполномоченных банков.

    Метод регулирования – в основном императивный (властно-централизованный, не допускающий  отклонений и усмотрения субъектов), что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере".

    Считаем возможным определить валютное право  как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, с сфере  гражданского оборота валютных ценностей  в Российской Федерации.1 К валютному праву РФ можно отнести нормы, определяющие валютные ценности как объект гражданских прав, порядок совершения сделок с валютными ценностями (валютных операций), нормы гражданского права о праве собственности и способах его защиты, нормы обязательственного права, нормы о недействительности сделок, нормы о ценных бумагах и остальные нормы, регулирующие гражданский оборот объектов гражданских прав. Валютное право – это структурный элемент гражданского (частного) права.

    Эти же авторы относят валютное законодательство к публично-правовой сфере, так как основной государственный орган валютного регулирования – Центральный банк РФ использует императивные методы регулирования, запрещает или устанавливает разрешительный порядок заключения сделок с валютными ценностями. Но от этого данные сделки не становятся публично-правовыми договорами. В ст.71 Конституции РФ при определении компетенции Российской Федерации валютное и кредитное регулирование упоминаются в одном пункте, а гражданское законодательство в другом. Но и это не означает, что это разные сферы, так как и валютное, и кредитное регулирование осуществляются в рамках гражданского законодательства.

    Высказывается точка зрения, что валютное право  выросло из административного, так  как основной способ изложения норм в действующим законе о валютном регулировании и валютном контроле является бланкетным и основное нормативное регулирование осуществляется подзаконными актами.

    Правовой  вакуум, вызванный отсутствием нормального  закона о валютном регулировании, и  бланкетные нормы действующего закона о валютном регулировании являются недостатком законодательства. Но это не означает, что эта сфера общественных отношений должна регулироваться многочисленными, несистематизированными подзаконными актами государственного органа валютного регулирования – Центрального банка РФ, который не должен превышать свою компетенцию при регулировании этой сферы гражданского оборота, а действовать в рамках полномочий чётко определённых законом о валютном регулировании.

    Необходимо  чётко разделять законодательство о внешнеэкономической деятельности и валютное законодательство, и, соответственно, не отождествлять государственный контроль за внешнеэкономической деятельностью и контроль за валютными операциями, осуществляемыми на территории Российской Федерации (валютный контроль). Эти 2 вида государственного контроля призваны решать разные задачи.

    Нельзя  согласиться с точкой зрения, что "статьи 140-141 Гражданского кодекса  РФ переводят регулирование всех сделок с иностранной валютой  в сферу валютного законодательства, в связи с чем применение гражданского законодательства в рассматриваемой сфере – в тех случаях, которые не урегулированы валютным законодательством иначе (согласно п.3 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство к подобным отношениям не применяется, если иное не предусмотрено российским законодательством)".

    Статьи 140-141 ГК РФ не переводят регулирование  сделок с валютными ценностями в  сферу публичного права.

    Н.В. Сапожников считает, что "правовое регулирование  валютных операций осуществляется через  установление правил их совершения, а именно последовательности определённых действий, направленных на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей в отношении валютных ценностей.

    Целью правового регулирования валютных операций является создание эффективного механизма воздействия на участников валютных операций путём определения принципов осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочий и функций органов и агентов валютного контроля, прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственности за нарушение валютного законодательства. Принципы правового регулирования валютных операций:

    1) возможность участников валютных  отношений совершать без специального  разрешения (лицензии) уполномоченного на то государственного органа только валютные операции, исчерпывающе перечисленные в законодательстве;

    2) возможность осуществления валютных  операций только через уполномоченные  банки или при их непосредственном  участии;

    3) жёсткий валютный контроль органов  и агентов валютного контроля  за соблюдением законодательства  при осуществлении валютных операций."

    Во-первых, валютное законодательство – это  часть гражданского законодательства, регулирующего оборот валютных ценностей.

    Во-вторых, под валютным законодательством  нельзя понимать подзаконные акты органов  государственной власти, включая  и Центрального банка РФ, так как  гражданское законодательство состоит  Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (п.2 ст. 3 ГК РФ). В соответствии с п.7 ст.3 ГК РФ "министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами."

    В-третьих, закон о валютном регулировании  и валютном контроле регулирует имущественные  отношения, связанные оборотом особого  объекта - валютных ценностей, лишь в  рамках полномочий, делегированных Гражданским  кодексом РФ, по определению видов имущества, признаваемого валютными ценностями, установлению порядка совершения сделок с ними, а также порядка и условий использования иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте при осуществлении расчётов на территории Российской Федерации. Этот закон не может регулировать имущественные отношения, определяющие недействительность сделок с валютными ценностями, право собственности на валютные ценности и способы его защиты и так далее.

Информация о работе Валютная монополия государства