Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:27, контрольная работа

Описание

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности, продолжающегося ее передела, проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Цивилизованные отношения обычно должны обеспечивать согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции.

Содержание

1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере, как общественное явление.
2. Условия и основные факторы социального партнерства.
3. Субъекты социального партнерства.
4. Механизм управления через систему социального партнерства.
5. Задачи

Работа состоит из  1 файл

правоведение.docx

— 52.16 Кб (Скачать документ)
lign="justify">     •     создаст минимальные необходимые условия для социального страхования.

     Выступая  как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую деятельность, удовлетворяет общие интересы и потребности граждан и т.д.

     Место государства в социальном партнерстве  определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасиях:

     •      собственника,

     •      законодателя,

     •      арбитра (посредника).

     Оно продолжает оставаться крупным собственником  и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.

4. Механизм управления через систему социального партнерства.

     Механизм  социального партнерства включает:

     •           соглашения,

     •           коллективные договоры и контракты,

     •           партнерские переговоры.          

       Соглашение — это правовой  акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Оно устанавливает обшие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. То есть через различного рода соглашения можно оказывать управленческие воздействия на различные трудовые и жизненные ситуации. Они бывают разные. Особое место среди различного рода соглашений занимает Генеральное соглашение между российскими объединениями профсоюзов, общенациональными ассоциациями работодателей и Правительством Российской Федерации,

     Например, Генеральное соглашение 1998-1999 гг. состоит  из 9 разделов:

     •         экономическая политика;

     •         оплата труда;

     •         доходы и уровень жизни населения:

     •         развитие рынка труда и гарантии занятости населения;

     •         социальное страхование и социальная зашита населения;

     •         зашита трудовых прав, охрана труда и экологическая безопасность;

     •        социально-экономические   проблемы   северных   регионов России;

     •        развитие социального партнерства и координация действий сторон соглашения.

     Есть  на практике большое число и других соглашений на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, различные отраслевые (тарифные) соглашения. По данным ФНПР (Федерации независимых профсоюзов), в Российской Федерации только на федеральном уровне действует около 60 отраслевых соглашений. 50 из них заключены профсоюзами, входящими в ФНПР. Основное содержание этих и других соглашений занимает заработная плата. Затем идут такие пункты, как:

     •    социальные гарантии работников в ходе приватизации и акционирования предприятия,

     •      защита интересов работников при банкротстве,

     •      повышение квалификации и переподготовки кадров,

     •      соблюдение законодательства об охране труда,

     •      обеспечение мер по охране - здоровья работников. 
Примером принятия такого рода соглашений могут служить профсоюзы Татарстана и г. Москвы.  Опыт реализации и контроле за выполнением различного рода соглашений показывает, что они являются важным инструментом управления и регулирования социальных процессов и явлений.

коллективные договоры и контракты. Они является основными документами, регулирующими вопросы оплаты труда и материального стимулирования работников. Конвенция Международной организации труда (МОТ) выделяет следующие элементы права на коллективные договоры.

     1.   Право трудящихся требовать от государства и нанимателей признания своих коллективно-трудовых полномочий,

     2. Право трудящихся свободно определить своих коллективно-трудовых   представителей  в лице  конкретных  профсоюзов. 
Концепция однозначно предписывает признать профсоюзы стороной при заключении коллективных договоров.

      3.Право свободно вступать в  коллективные переговоры с любыми нанимателями и вести их свободно, без постороннего вмешательства и на любом уровне с применением законных средств давления, включая забастовки.

     4. Право свободно определять содержание  коллективных договоров, участвовать  в рассмотрений возникших при этом трудовых конфликтов, включая забастовки.

     Коллективный  договор является инструментом управления на предприятии. Если не будет коллективного договора на частном или малом предприятии, то работник ограничивает возможности своей защиты лишь условиями, определенными в контракте (трудовом договоре) и в законодательстве, в которой определяются государственные гарантии (в основном на минимальном уровне). Таким образом, коллективный договор является действенным средством защиты интересов работников, тем более, что условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются.

     Обязательным  элементом установления нормативных  взаимоотношений собственника и работника является контрактная форма найма и оплаты труда. Трудовой контракт все шире входит в практику наших предприятий и организаций и при определенных условиях выступает средством социальной зашиты работников. Вместе с тем нередко на негосударственных предприятиях вместо системы коллективных договоров все шире внедряются кабальные контракты, предоставляющие хозяевам неограниченное право увольнения неугодных работников. Возможности же судебной защиты от произвола в сфере социально-трудовых отношений, как это делался в нормальных правовых государствах в результате перегруженности судов превращаются в фикцию.

     Каждый  работник, нанимаясь на работу, заключает  с руководителем этого предприятия  трудовой контракт, в котором оговариваются  основные обязательства сторон, в  частности, какую и в каком  объеме работу должен выполнять работник, и обязанности при этом руководителя (какую заработную плату он должен выплачивать). Выполнение контракта регулируется и обеспечивается российским законодательством. Работник, имеющий индивидуальный контракт, заинтересован в том, чтобы соблюдались все основные социальные гарантии (продолжительность рабочего дня, охрана труда, регулирование сверхурочных работ и т.д.). Таким образом, трудовой контракт также является механизмом управления и регулирования социально-трудовых отношений.

     Партнерские переговоры. Переговоры в системе  социального партнерства как  средство регулирования социально-трудовых отношений представляют собой процесс, в котором решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми его участниками в условиях равноправия. При постоянном взаимодействии конфликтующих сторон переговорный процесс становится самым рациональным способом достижения взаимоприемлемых результатов. В этих целях в регулировании социально-трудовых отношений широко применяется принцип консенсуса.

     Переговоры  — это социальный диалог. Это  наука, требующая основательной подготовки, гибкой тактики, творчества. В настоящее время все большее распространение приобретают переговоры — сотрудничество, основанные на приоритетах согласия. Выбор метода переговоров осуществляется достаточно точно с помощью трех критериев:

     •    осознания своих истинных интересов;

     •    выявления истинных интересов оппонирующей стороны, как явных, так и скрытых;

     •    оценки реального поведения сторон.

     Форма переговоров зависит от последовательно  занимаемых, а затем уступаемых в некой последовательности позиций. Обычно позиции сторон выражаются в форме набора требований и показывают, что хочет сторона и каково ее отношение к проблеме, ситуации. Во время переговорного процесса желательно иметь независимого арбитра (третьих лиц), который может непредвзято развести стороны или найти общие точки соприкосновения.     

      

5.Задачи

     А) Работник ООО «Н» Сидоров похитил  из цистерны, принадлежащей ООО «Н», метиловый спирт, которым угостил  своего знакомого Васильева. В результате отравления Васильев потерял зрение на оба глаза и стал инвалидом 1 группы, а сам Сидоров утратил  зрение на 50% и стал инвалидом 2 группы. Считая, что метиловый спирт является источником повышенной опасности, Васильев  предъявил к ООО как владельцу  иск о возмещении причиненного ему  имущества и морального вреда. Аналогичный  иск к комбинату предъявил  и Сидоров.

     Подлежат  ли иски Васильева и Сидорова удовлетворению?

     Решение.

     В соответствии с п.2 ст.1079 ГК РФ  владелец источника повышенной опасности  не отвечает за вред, причиненный этим источником, если источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность  в  таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника  опасности в противоправном изъятии  этого источника из его обладания  ответственность может быть возложена  как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшие источником повышенной опасности. Следовательно, иски Васильева и Сидорова не подлежат удовлетворению.

     В данном случае гражданин Васильев имеет  право подать иск на своего знакомого, а в случае если организация не проинструктировала работника об опасности, тогда Васильев имеет право подать иск на ООО «Н» и гражданина Сидорова.

     Б) В связи с изменением организационных  и технологических условий труда, чтобы сохранить рабочие места  и не допустить массового увольнения работников, работодатель ввел режим  неполного рабочего дня сроком на 6 месяцев. Работников, отказавшимся от продолжения работы на условиях не полного рабочего времени, было предложено написать заявление на увольнение по собственному желанию.

     На  основании конкретных правовых норм в роли прокурора дайте аргументированную  правовую оценку действий работодателей.

     Решение.

     В соответствии со ст.74 ТК РФ О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.в случае когда есть причины которые могут повлечь за собой массовые увольнение работников, работодатель имеет право в целях сохранения рабочих мест с учетом выборного органа первичной профсоюзной организации, вводить режим неполного рабочего дня на срок до 6 месяцев.

     В ст.  372 ТК РФ  Определен порядок  учета мнения выборного органа первичной  профсоюзной организации при  принятии локальных нормативных  актов

     Работодатель в  случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием  решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование  по нему в выборный орган первичной  профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

     Выборный орган  первичной профсоюзной организации  не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Информация о работе Социальное партнерство