Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации

Автор работы: Рамис Галиев, 10 Декабря 2010 в 12:22, контрольная работа

Описание

Цель работы: изучить механизм формирования бюджетного процесса; его регулирования; ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях многократного повышения значения механизма обеспечения функционирования бюджетной сферы, обострения бюджетных горизонтальных (между субъектами Федерации) и вертикальных (между центром и регионами, субъектами Федерации и муниципальными образованиями) противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины проблема эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы приобретает особую актуальность, но в рамках финансовой науки не исследовалась.

Содержание

Введение

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Понятие бюджетного процесса

1.2 Участники бюджетного процесса

1.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства

2.2 Понятие и составы нарушений бюджетного законодательства

2.3 Применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовое.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

     — направление этих средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;

     — осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;

     — расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (на приобретение товарно-материальных ценностей, на расходование средств, а также отсутствие авансовых отчетов и т. п.);

     — недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета;

     — расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных  Минфином России (нормы возмещения командировочных расходов, нормы  на расходование бензина и т.д.). Суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода.

     Нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, при котором  происходят события, обязанность предотвращения которых вменена пользователю этих средств, является убыль сверх норм материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета11.

     В организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств  федерального бюджета, нецелевым использованием признается:

     — использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

     — расходование средств не по коду экономической  классификации, по которому было произведено  финансирование (перераспределение  средств с одного кода экономической  классификации на другой).

     Подобные  нарушения бюджетного законодательства согласно ст. 289 бюджетного кодекса Российской Федерации влекут изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

     Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных  средств, полученных на возвратной основе, влечет в соответствии со ст. 290 бюджетного кодекса, изъятие в бесспорном порядке соответствующих бюджетных средств, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки12. Кроме того, подобные действия влекут сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей.

     Непредставление либо несвоевременное представление  отчетов и иных сведений, необходимых  для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, имеет последствием вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст. 292).

     В ст. 293 бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность за неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств. В частности, неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования.

     Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных  ассигнованиях и лимитах бюджетных  обязательств до получателей бюджетных  средств влечет в соответствии со ст. 294 бюджетного кодекса Российской Федерации предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

     За  несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом, согласно ст. 295 бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

     Финансирование  расходов сверх утвержденных лимитом в соответствии со ст. 297 бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает санкции в виде изъятия в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств и предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд бюджетных инвестиций с нарушением установленного по рядка влечет согласно ст. 298, 299 изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вы несение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

     Осуществление государственных или муниципальных  закупок с нарушением установленного порядка согласно ст. 301 влечет блокировку соответствующих расходов, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

     Нарушение запрета на размещение бюджетных  средств на банковских депозитах  либо передачу их в доверительное управление, предусмотрено ст. 302 бюджетного кодекса Российской Федерации, которая определяет изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств и вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса13.

     Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, заключающееся в незачислении либо несвоевременном зачислении средств в доходы соответствующих бюджетов, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих обязательному зачислению (ст. 303).

     Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств  па лицевые счета получателям  бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей  бюджетных средств, влечет взыскание пени с кредитной организации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (ст. 305).

     Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ  подтвердить принятые бюджетные  обязательства, кроме оснований, предусмотренных бюджетным законодательством, либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств влекут согласно ст. 306 вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

     Кроме того, за указанные нарушения соответствующие  руководители должны наказываться штрафами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. При наличии в их действиях составов преступлений они привлекаются к уголовной ответственности. 

 

      2.3 Применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства 

     Согласно  ст. 165 бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства наделен Минфин России. В частности, ему предоставлено право:

     — направлять представления главным  распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществлять контроль за их устранением;

     — приостанавливать операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

     — взыскивать в бесспорном порядке  с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств  и получателей средств федерального бюджета средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

     — взыскивать в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных  средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, кредитами;

     — налагать на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств  федерального бюджета, кредитные организации  штрафы в соответствии с договорами и законодательством.

     К исключительным полномочиям министра финансов России относится блокировка расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.

     Если  бюджеты субъектов Федерации  или местные бюджеты исполняются  не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право применять меры принуждения, предусмотренные бюджетным кодексом Российской Федерации.

     Установленные бюджетным законодательством меры принуждения применяются в соответствии с определенными процедурами. Особой спецификой отличаются такие меры, как блокировка расходов, изъятие (списание) бюджетных средств и обращение взыскания на взаимные расчеты бюджетов14.

     Блокировка  расходов бюджета согласно ст. 231 бюджетного кодекса Российской Федерации представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на определенных условиях, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

     Блокировке  могут быть подвергнуты расходы  бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными  бюджетным кодексом Российской Федерации либо законом (решением) о бюджете, а также расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования. Блокировка иных расходов не допускается. Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

     Бесспорное  списание бюджетных средств как мера принуждения предоставляет собой списание с лицевых счетов получателей бюджетных средств, счета Федерального казначейства, счетов его территориальных органов без их распоряжений, со счетов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов без распоряжений их финансовых органов, а также с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжений.

     Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств согласно ст. 285 бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства. Такое постановление принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств. Постановление может быть принято также на основании заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

     Списание  бюджетных средств осуществляется кредитной организацией либо Федеральным  казначейством с лицевого счета  получателя бюджетных средств, указанного в постановлении о бесспорном списании, в первоочередном порядке.

     При недостаточности на счете территориального органа Федерального казначейства средств  для осуществления указанного списания в полном объеме денежные средства в размере несписанного остатка  списываются со счета в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на нем, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов бюджетных обязательств по всем получателям бюджетных средств.

     Если  на счете Федерального казначейства не достанет денежных средств для такого списания, оно производится по мере поступления средств на счет бюджета. Когда в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств, доведенных на период, в котором состоялось решение арбитражного суда, списание осуществить не удалось, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты бюджетных обязательств следующего периода.

     Списание  средств с лицевых счетов бюджетных  учреждений без их распоряжения согласно ст. 288 бюджетного кодекса осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным кодексом и другими федеральными законами. Размер средств, списываемых с лицевого счета бюджетного учреждения в порядке принудительного исполнения обязательств бюджетного учреждения, возникших в результате исполнения им заданий органа исполнительной власти, которому подведомственно данное учреждение, не может превышать размер находящихся на данном счете средств.

     При недостаточности таких средств  для списания в полном объеме недостающие  средства списываются со счетов территориального органа Федерального казначейства, ведущего указанный лицевой счет, в порядке, установленном для списания бюджетных средств со счетов Федерального казначейства. Обращение взыскание на взаимные расчеты федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации применяется в целях погашения их задолженности и удержания сумм, использованных не по целевому назначению. Это взыскание производится в части средств, выделяемых бюджетам других уровней в рамках финансовой помощи15. Взыскание штрафов за нарушения бюджетного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. 

Информация о работе Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации