Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации

Автор работы: Рамис Галиев, 10 Декабря 2010 в 12:22, контрольная работа

Описание

Цель работы: изучить механизм формирования бюджетного процесса; его регулирования; ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях многократного повышения значения механизма обеспечения функционирования бюджетной сферы, обострения бюджетных горизонтальных (между субъектами Федерации) и вертикальных (между центром и регионами, субъектами Федерации и муниципальными образованиями) противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины проблема эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы приобретает особую актуальность, но в рамках финансовой науки не исследовалась.

Содержание

Введение

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Понятие бюджетного процесса

1.2 Участники бюджетного процесса

1.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства

2.2 Понятие и составы нарушений бюджетного законодательства

2.3 Применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансовое.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

     - вернуть его в Правительство на доработку;

     - поставить вопрос о доверии или недоверии Правительству.

     Во  втором чтении законопроект должен быть рассмотрен в течение 15дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов России в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.

     При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов России и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов России, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации по субъектам Федерации, основные показатели государственного оборонного заказа, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной бюджетный год, государственной программы вооружения на очередной бюджетный год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета и т.д. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в Комитет по бюджету.

     В четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете на очередной бюджетный год рассматривается в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом, и на этой стадии внесение в него поправок не допускается.

     Принятый  Государственной Думой федеральный  закон о федеральном бюджете на очередной бюджетный год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Порядок рассмотрения федерального закона о федеральном бюджете на очередной бюджетный год Советом Федерации определен Конституцией Российской Федерации и ст. 208 бюджетного кодекса.

     Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной бюджетный год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При этом бюджет голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной бюджетный год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Изменения и дополнения в принятый и вступивший в законную силу федеральный закон о бюджете на очередной год вносятся в порядке, отличном от того, который предусмотрен для изменения иных нормативных правовых актов. Вопросы внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете регламентируются гл. 23 бюджетного кодекса 7. 

 

      2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

     2.1 Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства 

     В связи с бурным развитием бюджетного законодательства Российской Федерации в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства. До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных и региональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, в Законе Российской Федерации «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», Положении о Министерстве финансов РФ и Положении о Федеральном казначействе8.

     С принятием Бюджетного кодекса ситуация существенно изменилась: часть четвертая  Кодекса посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

     Ответственность за нарушение бюджетного законодательства (бюджетная ответственность) является одной из разновидностей финансовой ответственности, поэтому обладает всеми важнейшими признаками последней. В первую очередь это проявляется в общности оснований ответственности, санкций, последствий их применения и процессуальных форм.

     Бюджетная ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетной ответственности является нарушение бюджетного законодательства (бюджетное правонарушение).

     Названная ответственность установлена нормами  бюджетного законодательства. В частности, нормы об ответственности за нарушения  бюджетного законодательства содержатся в бюджетном кодексе Российской Федерации и законах о бюджетах. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки административных правонарушений и преступлений, предусматривается соответственно законодательством об административных правонарушениях и уголовным законом9.

     Противоправное  поведение в бюджетной сфере влечет определенные лишения имущественного или личного характера в результате применения к нарушителю соответствующих мер. В бюджетном законодательстве они именуются мерами принуждения за нарушение бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 282 бюджетного кодекса Российской Федерации к таковым относятся:

     — предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

     — блокировка расходов;

     — изъятие бюджетных средств;

     — приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

     — начисление пени;

     — наложение штрафа.

     Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, есть не что иное, как санкции, одни из которых носят  правовосстановительный, а другие —  штрафной (карательный) характер. Например, к первым относятся блокировка расходов, приостановление операций по счетам, изъятие бюджетных средств и пени, а ко вторым — штраф.

     Привлечение к ответственности за бюджетные  правонарушения осуществляется в особой процессуальной форме. Соответствующие  процедуры предусмотрены бюджетным законодательством. Непосредственное применение мер принуждения осуществляется органами Федерального казначейства и органами, исполняющими бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

     Ответственность за нарушения бюджетного законодательства (бюджетная ответственность) может быть определена, как обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджеты, соответствующих мер принуждения. 

     2.2 Понятие и составы нарушений бюджетного законодательства 

     Нарушение бюджетного законодательства (бюджетное  правонарушение) как разновидность  финансового правонарушения обладает всеми основополагающими признаками правонарушения. В частности, нарушение бюджетного законодательства является противоправным, антиобщественным, виновным и наказуемым.

     В соответствии со ст. 281 бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение бюджетного законодательства — это неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным кодексом Российской Федерации порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, влекущее применение к нарушителю мер принуждения10.

     Бюджетное правонарушение налицо в том случае, когда имеются все признаки его  состава, включая объект, объективную  сторону, субъект и субъективную сторону.

     Объект  нарушения бюджетного законодательства составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.

     Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий (бездействия). В соответствии со ст. 283 бюджетного кодекса Российской Федерации таковыми действиями (бездействием) признаются:

     — неисполнение закона (решения) о бюджете;

     — нецелевое использование бюджетных  средств;

     — неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

     — неполное перечисление бюджетных средств  получателям бюджетных средств;

     — несвоевременное перечисление бюджетных  средств получателям бюджетных  средств;

     — несвоевременное зачисление бюджетных  средств на счета получателей  бюджетных средств;

     — несвоевременное представление  отчетов и других сведений, связанных  с исполнением бюджета;

     — несвоевременное доведение до получателей  бюджетных средств уведомлений  о бюджетных ассигнованиях;

     — несвоевременное доведение до получателей  бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

     — несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

     — несоответствие уведомлений о бюджетных  ассигнованиях, уведомлений о лимитах  бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

     — несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную  систему;

     — несвоевременное исполнение платежных  документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов и др.

     Указанный перечень не является исчерпывающим. В  качестве нарушений бюджетного законодательства могут рассматриваться и другие действия (бездействие).

     Круг  субъектов нарушений бюджетного законодательства достаточно специфичен. Наряду с получателями бюджетных средств, кредитными организациями, их руководителями, к ним также относятся органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лица, их возглавляющие.

     Субъективная  сторона нарушений бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, однако его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, равно как и несвоевременный их возврат и т.д., могут иметь место только в форме умысла или неосторожности.

     Нецелевое использование бюджетных средств  выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

     Если  при выделении средств из федерального бюджета формулируются две (промежуточная  и конечная) или несколько целей, для признания использования  средств целевым необходимо достижение каждой из них. Если одна или несколько  из поставленных целей не достигнуты, то использование средств, выделенных из федерального бюджета, следует признать нецелевым. Примерами нецелевого использования бюджетных средств при финансировании, кредитовании, передаче средств в управление являются:

Информация о работе Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации