Правовое регулирование безналичных расчетов на территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:45, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – изучение порядка осуществления коммерческими банками безналичных расчетов и их правовое регулирование.
Для достижения этой цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
ознакомиться на практике с проведением платежей по счетам юридических лиц и другим операциям по обслуживанию клиентов;
выявить положительные и отрицательные параметры в работе отдела РКО банка;
выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов на территории России.

Содержание

Введение....................................................…………….….……………..…………... 3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.............................................................................................................................. 5
1.1. Специфика безналичных расчетных правоотношений и их нормативно-правовая основа в России……………………………………………………...……...5
1.2. Правовой статус субъектов и объект безналичных расчетов…….……………14

Глава 2. ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………… .............25
2.1. Виды и функции банковского счета ..........................…………………………...25
2.2. Правовое закрепление форм и организационных моделей безналичных расчетов ................................................................................................................... ...35

Глава 3. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ………………………….…51
3.1. Проблемы соотношения денежных и безналичных расчетных обязательств...51
3.2. Повышение эффективности исполнения безналичных расчетных обязательств и ответственность за их нарушение…………………………………………………65
Заключение…………………………………………………………………………78
Нормативные акты Банка России ……………………………………………..80
Литературные источники ……………………………...…………………………...81

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ Правовое регулирование безналичных расчетов на территории РФ.doc

— 304.00 Кб (Скачать документ)

Представляется, что ЦБ РФ - это специфическая публичная инстанция (образование), обладающая, исходя из Конституции РФ, отдельными властными полномочиями органов государственной власти РФ, но не более того. Это означает, что в РФ фактически (не юридически) существует двойственная система организации власти, представленная органами государственной власти РФ и вышеупомянутым образованием.

 Таким образом,  в существующей платежной системе  РФ изначально заложен риск  системного кризиса, связанного  с неопределенностью правового  статуса ЦБ РФ. Случай, при котором кредитные организации, обслуживающие бюджет РФ, в какой-то момент перестанут подчиняться указаниям ЦБ РФ, для стабильности предпринимательского оборота совершенно недопустим. Думается, что основным тормозом на пути более четкого определения правового статуса ЦБ РФ являются отдельные положения Конституции РФ.

 В кардинальном  плане названная проблема не  может быть разрешена без внесения  изменений в Конституцию РФ, согласно  которым, например, ЦБ РФ будет  включен в состав Правительства  РФ наряду с другими федеральными органами исполнительной власти и в таком же качестве, что и последние, но с подконтрольностью одной из палат Федерального Собрания. Частичным устранением вышеупомянутой проблемы в настоящее время может служить издание Президентом РФ Указа о внесении дополнений в структуру федеральных органов исполнительной власти, в части включения в нее ЦБ РФ.

Наряду с  отмеченной неопределенностью правового  статуса ЦБ РФ, другой проблемой  правового регулирования безналичных  расчетов в предпринимательской деятельности на территории РФ является недостаточность правовой регламентации различных аспектов безналичных расчетов со стороны ЦБ РФ.

 Такой вывод  можно сделать по результатам  проведенного анализа текстов  актов Центрального Банка РФ, перечисленных в числе нормативно-правовых источников безналичных расчетов, представленных в предыдущем параграфе и отнесенных к третьей группе таких источников. При этом можно констатировать, что в перечисленных документах не определен должным образом порядок взаимоотношений расчетно-кассовых центров Банка России друг с другом, а также обособленных подразделений кредитных организаций друг с другом и с кредитными организациями.

 Очевидно, что  для разрешения названной проблемы  требуется существенное дополнение  вышеупомянутых актов соответствующими положениями, детализирующими этот порядок. В рамках настоящей работы нет цели решения данной задачи, поскольку она требует специальной комплексной проработки. В то же время определенные перспективы в ее решении существуют и могут быть достигнуты в приемлемые сроки.

 Так, в  соответствии с п. 2.1 гл. 2 Положения  ЦБ РФ "О безналичных расчетах  в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. N 2-П, в каждой  кредитной организации для расчетов  по счетам межфилиальных расчетов  между подразделениями одной кредитной организации друг с другом или с кредитной организации должны быть разработаны Правила построения расчетной системы кредитной организации. На практике довольно часто этого не происходит. В связи с этим представляется целесообразным, чтобы ЦБ РФ утвердил примерные Правила построения расчетной системы кредитной организации и включил их в текст Положения ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. N 2-П в качестве отдельного приложения.

 Важным аспектом  в характеристике безналичных расчетов наряду с их субъектами является их объект, которым признаются действия, совершаемые субъектами безналичных расчетов по поводу денежных средств, находящихся на расчетных счетах. В связи с этим необходимо дать характеристику денежных средств с учетом задач настоящего исследования.

В то же время  нельзя не согласиться с тезисом  о том, что, в конечном счете, юридические  свойства денег обусловлены их экономической  функцией как всеобщего средства обращения. Представляется, что одна лишь универсальность денег еще не способствует тому, чтобы они становились самостоятельным объектом предпринимательского оборота и включались в предмет денежного обязательства.

Термины "денежные средства" и "средства" используются в ГК РФ неоднократно, причем в самых различных контекстах: во-первых, в контексте формы удовлетворения кредиторских требований при ликвидации юридического лица (п.п. 3 и 6 ст. 63); во-вторых, в контексте объема ответственности учреждения по своим обязательствам (п. 2 ст. 120); в-третьих, в контексте объекта различных действий и прав; в-четвертых, в контексте кредита по кредитному договору (п. 1 ст. 819); в-пятых, в контексте вклада (депозита) юридического лица и физического лица (абз. 2 п. 3 ст. 834, абз. 2 п. 2 и п. 3 ст. 835); в-шестых, в контексте государственного и муниципального имущества (абз. 2 п. 4 ст. 214 и абз. 2 п. 3 ст. 215); в-седьмых, в контексте выручки от продажи доли в составе общего имущества (абз. 2 ст. 255), а также жилого помещения собственника (абз. 2 ст. 293); в-восьмых, в контексте источника приобретения вещей индивидуального пользования супругами (абз. 2 п. 2 ст. 256), а также имущества членами крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 257) и учреждением (п. 1 ст. 298).

 Как показывает  проведенное исследование, понятие денежных средств по действующему законодательству РФ не раскрывается. В юридической науке должная ясность по вопросу о правовом режиме денежных средств на настоящий момент отсутствует.

Представляется, что большинство авторов необоснованно игнорирует отсутствие у денежных средств физических характеристик, позволяющих относить их к традиционным объектам предпринимательских правоотношений. Вместе с тем данное обстоятельство, на наш взгляд, важно для правовой характеристики денежных средств. Результатом "бестелесности" денежных средств является состояние правовой неопределенности, выход из которого объективно требует применения приема юридической (легальной) фикции. Легальная фикция может быть определена как средство юридической техники, при помощи которого конструируется заведомо несуществующее императивное нормативное положение (отношение или состояние), признаваемое существующим и выполняющее роль недостающего юридического факта. С учетом изложенного, под денежными средствами необходимо понимать имущественное благо, участие которого в предпринимательском обороте представляет собой юридическую фикцию. В контексте рассматриваемой проблемы в ст. 128 ГК РФ следует внести следующие коррективы: к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и иное имущество, как существующее в натуре, так и представляющее собой юридическую фикцию (в том числе денежные средства, ценные бумаги, а также иные имущественные права).

 

 Глава 2. Правовая организация построения безналичных расчетных отношений

2.1. Виды и функции банковского счета

  Анализ элементов  правового статуса субъектов  безналичных расчетов в увязке  со спецификой объекта безналичных  расчетов показывает, что последний  термин имеет более широкое  значение, чем безналичные расчетные  операции, поскольку включает их наряду с прочими действиями, являющимися основанием их совершения. Таким образом, понятия "объект безналичных расчетов" и "безналичные расчетные операции" соотносятся как общее и частное. Для правильной юридической квалификации безналичных расчетов важное значение имеет определение безналичных расчетных операций, осуществляемых в установленном порядке через кредитные организации.

 В соответствии  с действующим законодательством  РФ, осуществление кредитной организацией (ее соответствующим подразделением) или Банком России безналичных расчетов по поручению физических и юридических лиц (плательщика, получателя, других кредитных организаций (их соответствующих подразделений) по их счетам является разновидностью банковских операций4.

 Для полноты настоящего исследования необходимо обратить внимание на правовой режим банковского счета. В связи с этим следует отметить, что термины "банковский счет" и "счет" используются в ГК РФ не так часто, как денежные средства, а, по сути, только в трех аспектах: во-первых, в контексте денежных средств (абз. 2 п. 4 ст. 185, п. 3 ст. 810); во-вторых, в контексте договоров, заключаемых между банком и владельцем счета либо вкладчиком (ст. ст. гл. 44 и 45); в третьих, в контексте безналичных расчетов (ст. ст. гл. 46).

Исходя из предмета настоящего исследования, именно счет, открываемый в кредитной организации, на котором фиксируется движение средств того или иного субъекта предпринимательской деятельности, анализируется в данном случае. Остановимся  на базовых аспектах следующих основных разновидностей банковских счетов: расчетный, текущий, бюджетный и корреспондентский счета.

 Ключевым  для юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей является расчетный  счет, для оформления и регулирования  отношений при осуществлении операций по которому между кредитной организацией и клиентом заключается договор расчетного счета. По своему назначению, в соответствии с Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. N 2-П, расчетные счета используются субъектами предпринимательской деятельности для зачисления выручки от реализации товаров, работ и услуг, учета своих доходов от внереализационных и иных операций, осуществления расчетов со своими контрагентами, бюджетами (по налогам и приравненным к ним платежам), с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включенным в фонд потребления, с кредитными организациями по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решению судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов в бесспорном порядке.

 Иное назначение  имеет текущий счет, который открывается  для обеспечения деятельности  филиалов либо представительств  юридических лиц, инициирующих  открытие этого счета. 

Бюджетные счета  в сравнении с уже рассмотренными расчетными и текущими счетами в качестве наиболее существенных своих особенностей имеют то, что они: во-первых, открываются, как правило, бюджетным учреждениям, то есть организациям, созданным органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов; во-вторых, средства с таких счетов используются строго по целевому назначению (оплата товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам, трансферты населению и т.п.); в-третьих, в отношении использования средств по таким счетам установлен специальный режим учета и контроля.

 Существенное  отличие от рассмотренных видов  счетов имеет корреспондентский  счет, который, в свою очередь,  подразделяется на два подвида. Основное назначение этого счета - производство безналичных расчетов в соответствии с установленными межбанковскими корреспондентскими соглашениями.

Наряду с  классическим корреспондентским счетом (субсчетом), открываемым кредитными организациями (соответствующими подразделениями) в расчетно-кассовых центрах Банка России, следует выделить корреспондентские счета, открываемые кредитными организациями (соответствующими подразделениями) друг у друга. При этом в банковской практике различаются корреспондентские счета "Лоро" и "Ностро". Счет "Лоро" предназначен для проведения банком-корреспондентом операций по поручению банка-респондента, а счет "Ностро" - для отражения вышеупомянутых операций на балансе банка-респондента. Данная классификация корреспондентских счетов важна для более точной оценки полномочий каждого участника рассматриваемых безналичных расчетов в зависимости от типов конкретного маршрута, используемых при обслуживании клиентов по соответствующим операциям.

 Как показывает  проведенное исследование, понятие банковского счета (по аналогии с денежными средствами) по действующему законодательству РФ не раскрывается должным образом. В юридической науке правовой режим банковского счета традиционно не является предметом каких-либо специальных дискуссий. Вместе с тем это не означает, что в юридической литературе по данному вопросу существует единообразный подход.

 Так, Я.А.  Куник относил банковский счет  к одной из юридических предпосылок  осуществления безналичных расчетов. В свою очередь, в качестве формы предпринимательской деятельности, у которой есть свои нормативы и правила осуществления, квалифицирует банковский счет О.М. Олейник. Другой точки зрения придерживаются Л.А. Новоселова, С. Чубаров и А.А. Вишневский, когда рассматривают банковский счет сквозь призму записей по нему, являющихся бухгалтерским отражением задолженности банка перед клиентом (бухгалтерским оформлением наличия у клиента права требования к банку).

На наш взгляд, большинство  указанных авторов допускают  недооценку информационной составляющей банковского счета. Банковский счет, будучи документом, содержит сведения, идентифицирующие денежные средства, с наличием которых связывается и возникновение данного объекта предпринимательских правоотношений. Поэтому, исходя из изложенного, под банковским счетом более оправданно понимать информацию о денежных средствах как об имущественном благе, участие которого в предпринимательском обороте представляет собой юридическую фикцию.

 С учетом приведенного, в увязке с рассматриваемой  проблемой представляется целесообразным ст. 845 ГК РФ дополнить абзацем следующего содержания: банковский счет - это объект гражданского права, относящийся к информации, указанной в ст. 128 настоящего Кодекса. Данное дополнение позволит конкретизировать природу банковского счета с учетом его специфики как объекта правоотношений с участием различных видов субъектов, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью, для обеспечения которой организуются движения соответствующих финансовых потоков через структуры банков.

Информация о работе Правовое регулирование безналичных расчетов на территории РФ