Правовая характеристика налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ налоговой системы РФ, выявление ее недостатков и проблем, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
описать действующую в Российской Федерации налоговую систему и законодательную базу ее построения;
выявить недостатки налоговой системы, создать предложения по её совершенствованию;
изучить налоговые доходы федерального бюджета РФ, проанализировать их структуру и динамику;

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ!!!!.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность.     Поэтому для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую  систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях. 

Не смотря на имеющиеся недостатки налоговой системы, здесь не следует вести речи о радикальных изменениях.  Здесь имеется  в  виду укрепление  налоговой  системы,  ее  совершенствование.  Нужно   существенно повысить качество планирования и  финансирования  государственных  расходов, укрепить доходную базу  бюджетной системы,  создать необходимые механизмы контроля  за   эффективностью   использования   государственных   финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа -  обеспечение налоговыми  доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних  и внешних  источников   и   приемлемой   степенью   надежности   финансировать экономическое развитие страны.

Основными направлениями совершенствования  налоговой системы   России  являются:

1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены  низкоэффективных   налогов   и отчислений во внебюджетные фонды;

2)  расширение  налоговой  базы  благодаря  отмене  ряда  налоговых  льгот,  расширению  круга  плательщиков  налогов  и облагаемых доходов в соответствии с  принципом  «налоговой  справедливости»;

3) постепенное  перемещение налогового бремени  с  предприятий  на  физических  лиц;

4) решение  комплекса проблем, связанных  со сбором налогов  и   контролем

за соблюдением  налогового законодательства.

На данный момент целесообразно:

- резко  увеличить налогооблагаемую базу  и  ставки  ресурсных  платежей

как основной составляющей дифференциальной ренты, которая  должна  поступать в  доход государства;

- расширить  права местных органов при установлении ставок  налогов  на

имущество юридических лиц (но исключить налогообложение  оборотных  средств) и граждан;

- расширить  меры по налоговому стимулированию  инвестиционного процесса и   преимущественного  направления   предприятиями   средств   на   развитие, совершенствование  и  расширение  производства, развитие  малого   бизнеса, поддержку аграрного сектора;

- усилить  социальную направленность налогов.

Для этого  нужно постоянно увеличивать, с  одной стороны, необлагаемый  минимум  доходов  граждан,  а  с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими  доходами, а  также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить  ставки  акцизов  на них.

Реформирование  действующей налоговой системы  должно  осуществляться  в направлениях    создания     благоприятных     налоговых     условий  для товаропроизводителей,  стимулирования   вложения заработных   средств   в инвестиционные  программы,  обеспечения  льготного  налогового  режима   для иностранных капиталов,  привлекаемых в целях решения приоритетных  задач развития  российской  экономики. Эти направления имеют   непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на  добавленную  стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя  на  товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить  производство,  либо  стать мощным рычагом его стимулирования.

Большое значение имеет вопрос совершенствования  деятельности налоговых инспекций. Основное внимание здесь должно быть уделено помощи, оказываемой налогоплательщикам специалистами налоговых служб, которая должна носить упреждающий, профилактический характер.

На государственные  налоговые инспекции возложена  огромная нагрузка по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и их попытками уклониться от налогообложения, поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать контрольную работу налоговой инспекции, а именно налоговую проверку.  
    В Кодексе отсутствует определение выездной налоговой проверки. Однако из ее описания следует, что это – проверка, проводимая по решению руководителя налоговой инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиком в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации имеющейся у налоговых органов.  
          В связи с большим количеством изменений в налоговом законодательстве, основной упор налоговых служб должен быть направлен не только на фискальный характер их работы, но и на информационно-образовательный. Введение любого закона по налогообложению или внесению в него изменений должна предшествовать объемная разъяснительная работа о том, с какой целью и по каким причинам вызвана данная мера, с привлечением средств массовой информации; при этом информационная работа должна финансироваться из бюджета. Существующая в настоящее время достаточно широкая программа публикации официальных документов не решает полностью проблемы информирования налогоплательщиков, так как печатные издания не могут полностью удовлетворить спрос налогоплательщиков. Поэтому необходимо для эффективной работы с существующим объемом нормативных и правовых актов использование современных компьютерных технологий

Для более успешной работы налоговые инспекции должны установить с налогоплательщиками партнерские взаимоотношения. Нужно добиться такого положения, чтобы людям было выгоднее уплатить налоги, чем уклонятся от них, чтобы налоговая инспекция не искала плательщика. Только тогда можно рассчитывать на налоговую дисциплину. Тогда, возможно даже отпадет нужда в налоговых проверках. 
 
 
 
 
 

Заключение

Во всех развитых странах основными стимулами  к реформированию налогообложения  является: рвение перевоплотить налоговую  систему в эталон справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста. В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к увеличению собираемости налогов.

На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется повышению эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

В перспективах реформирования налоговой системы  является разработка законопроекта о налоговой амнистии.

Президент формулирует следующие меры по совершенствованию  налоговой системы, к которым  относятся следующие:

1. Целесообразно  рассмотреть возможность дальнейшего  понижения налогового бремени;

2. Нужно  дифференцировать ставки акцизов на бензин, исходя из его свойства, имея ввиду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого свойства;

3. Отвергается  не так давно прозвучавшая  мысль о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налога. Но для частичного повышения налоговой нагрузки должен быть реформирован налог на недвижимость;

4. На  первый план равномерно выходит  задача сохранения стабильности  налоговой системы как фактора  легализации бизнеса и роста  массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени обязаны быть ориентированы на повышение ясности законодательства и на однозначность его внедрения налогоплательщиками.

Реформирование  налоговой системы обязано происходить равномерно на базе долгого и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые категоричные изменения в налоговой системе Российской Федерации, в особенности те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не сумеют увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который принудит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Новый, составленный с учётом предыдущих ошибок и неудач, Налоговый кодекс, разработан Правительством РФ. Несомненно, он является прогрессивным законодательным актом по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством, но, тем не менее он не лишен недостатков. Поэтому будем надеяться,  что налоговая система нашей страны все-таки выйдет на более высокий уровень.

 

Список  используемых нормативных  актов:

1. Конституция  Российской Федерации

2. Бюджетный  кодекс Российской Федерации

3. Налоговый  Кодекс Российской Федерации

4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008-11 гг.»

Список  используемой литературы:

5. Иванова  Н.Г., Вайс Е.А. и др. Налоги и  налогообложение: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2001

6.Налоги, налогообложение и налоговое  законодательство / Под ред. Е.Н.  Евстигнеева. – СПб.: Питер, 2004

7.Окунева  Л.П. Налоги и налогообложение  в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2004

8. Финансы,  денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / Л. А.

Дробозиной - М. Финансы. ЮНИТИ, 1997

9. Финансовое  право:  Учебник  /  отв.  Ред.  Н.И.  Химичева.  2-е  изд. перераб. и доп. – М.: 2000

10. Нешитой  А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и  К, 2007.- 512 с.

11. Селезнев  А. З. Бюджетная система Российской  Федерации.- М.: Магистр,2007.- 383 с.

12. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 344 с.

13. Финансы:  Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2006.- 464 с.

14. Черник  Д.Г. Налоги и налогообложение  - М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.

15. Черных И.А. Налоги и налогообложение. М, 2006. - С. 44

16. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.- С. 10.

17. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2007.- № 2.- С. 28.

18. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2007.- № 4.- С. 3.

19. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2001

20. Алиев  Б.Х. Налоги и налогообложение.  М.: Финансы и статистика, 2006.– 416 с.

21. Гринкевич  Л. С. Государственные и муниципальные  финансы России.- М.: КНОРУС, 2007.- 560 с.

22. Косарева  Т.Е. Налогообложение физических  и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2005. – 240 с

23. Дмитриев  М. Бюджетная политика в современной  России  /  Моск.  Центр Карнеги. - М: 2007. - 58 с.

24. Дубов  В. Действующая налоговая система  и пути ее совершенствования  / Федерализм. - 2008,№4. - с.22.

25. Кирова  Е., Фокин Ю. Налоговая нагрузка: проблемы  и  пути  решения  / Экономист. - 2008,№10. - с.52-59.

26. Пансков  В. Налоги и налогообложение  в РФ. М.: 2000.

27.  Пансков   В.  Налоговое  бремя  в   российской  налоговой  системе   /

Федерализм. 2007,с.18

28. Пеньков  Б. Оптимизация налоговой системы  / Экономист. - 2006,  №5.  -с.31-38

29. Проблемы  совершенствования налогообложения  в РФ / Федерализм. - 2008, №1. - с.23

30. Тимофеева  О. Налоговый кодекс / Экономист. - 2009, №3. - с.65-75

31. Основы  налогообложения и гражданского  права, М.:2007.

32. Налоги  и налоговое право. Под ред. Брызналина А.В.- М.:2006.

Интернет-источники:

33. www.minfin.ru

34. www. nalog.ru 
 

     Приложение 1 

     Доходы  федерального бюджета (в  числителе – млрд. руб., в знаменателе - % доходов) 

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Всего доходов 6159,1/100,0 6965,3/100,0 6905,6/100 7464,0/100,0
Налог на прибыль организаций 444,4/7,2 571,0/8,2 539,0/7,8 560,2/7,5
ЕСН 310,4/5,0 368,8/5,3 422,1/6,1 475,5/6,4
НДС 1534,5/24,9 2071,8/29,7 2168,5/34,0 2797/40,5
Акцизы 107,5/1,7 126,7/1,8 140,1/2,0 155,8/2,1
Налог на добычу полезных ископаемых 1127,7/18,3 1037,7/14,9 905,4/13,1 806,1/10,8
Внешние таможенные пошлины 1935,9/31,4 1998,8/28,7 1681,8/24,4 1494,1/20,0
Ввозные таможенные пошлины 325,6/5,3 395,3/5,7 475,7/6,9 559,1/7,5
Прочие  доходы 373,1/6,1 395,1/5,7 394,6/5,7 393,7/5,3

Информация о работе Правовая характеристика налоговой системы РФ