Правовая характеристика налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ налоговой системы РФ, выявление ее недостатков и проблем, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
описать действующую в Российской Федерации налоговую систему и законодательную базу ее построения;
выявить недостатки налоговой системы, создать предложения по её совершенствованию;
изучить налоговые доходы федерального бюджета РФ, проанализировать их структуру и динамику;

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ!!!!.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета  или внебюджетного фонда, в который  они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов

По  форме взимания различают налоги:

•   прямые;

•   косвенные.

Прямые  налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др.

В основу классификации можно положить и  такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:

•  налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);

• налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);

• налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный  налог, транспортный налог, государственная  пошлина).

По  источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

•  налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

•  налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, земельный налог и др.);

•  налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль организаций;

•  налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

По  степени обложения  выделяют три группы налогов:

•  прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относится транспортный налог;

•  пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);

•   регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).

В зависимости  от направления использования собранных платежей налоги делятся на:

•   общие;

•   специальные.

Первые  могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют  целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какие-либо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.

В основу классификации налогов может  быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации  «О Федеральном бюджете».

По  времени уплаты налоги бывают:

•  текущие;

•  единовременные;

•   чрезвычайные.

Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего  времени владения имуществом, получения  дохода в результате осуществления  какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.

Уплата  единовременных налогов связана  с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к  налогу на имущество, переходящее в  порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.

Чрезвычайные  налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги бывают:

  • закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд)
  • регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству).

По порядку введения налога различают:

  • общеобязательные налоги - устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают, по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления (все федеральные налоги, предусмотренные ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а также налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);
  • факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей и др. (сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, все местные налоги за исключением общеобязательных).

По объектам налогообложения:

  • налоги на имущество;
  • ресурсные налоги (включая земельный налог),
  • налоги на доход или прибыль;
  • налоги на действия (хозяйственные операции, финансовые операции, обороты по реализации);
  • охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

В настоящее  время действует четыре специальных налоговых режима2:

1)Единый  сельскохозяйственный налог –  для сельскохозяйственный товаропроизводителей3;

2)Упрощенная  система налогообложения4;

3)Система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности5;

4)Система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.

Таким образом, государство использует для  косвенного воздействия на экономику  и формирования своих доходов  целую совокупность налогов, которая  требует своего упорядочения и классификации  – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект - налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность. 
    Любое разбиение налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.
 
 
 
 
 

    1.3 История развития  Налоговой системы РФ

    Налоги  как центральный институт доходов  государственного бюджета не насчитывают  и двухсот лет.

    Зарождение  науки о налогах началось в  первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра 1.

    18 декабря 1706 г. - "Об учреждении  губерний с предписанием начальникам,  в тех губерниях о денежных  сборах и всяких делах присматриваться,  и для подношения Ему, Великому  государю, в тех губерниях готовым быть…".

    22 февраля 1711 г. - "Об учреждении  Правительствующего Сената и  по два комиссара из губернии "для спросу" и денежных сборах  и дела финансового управления".

    17 марта 1711 г. - "О поручении Правительствующему  Сенату положения об устройстве государственных доходов…" с предписанием "денег как возможно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах".

    Эти указы стали эффективно работать…  Необходимо отметить, что в эпоху  Петра 1 налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

    В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о  сборе налогов:

    7 ноября 1775 г. - "Об учреждении губерний  Всероссийской Империи и передаче  дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел".

    24 октября 1780 г. - "Об учреждении  Экспедиции о государственных  доходах, контроле и ревизии  счетов, взыскании недоимок, недоборов  и начетов".

    Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась.

    В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы.

    В годы царствования Павла 1 были изданы следующие указы о сборе налогов:

    19 ноября 1796 г. - "О восстановлении  деятельности Петровских Коллегий в сфере финансового управления Империей".

    4 декабря 1796 г. - "Об учреждении  должности Государственного Казначея".

    18 декабря 1796 г. - "Замена подушной  подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами".

    Начало XIX века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений.

    За  счет "питейного дохода" в 60-х  гг. ХIХ века формировалось до 40% всех бюджетных поступлений.

    В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. - табак; 1848 г. - сахар; 1862 г.- соль; 1872 г. - керосин; 1866 г. - дрожжи; осветительные нефтяные масла - 1887 г.; спички - 1888 г.

    1883 г. - в городах и поселках вводится  государственный квартирный налог.

    В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части  бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов.

    С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов  и расходов.

    В годы царствования императора Александра 1 было издано также несколько указов.

    8 сентября 1802 г. - "Манифест об учреждении  Министерств и создании Министерства  финансов, ведавшего всеми источниками  государственных доходов, податями  и сборами."

    1 мая 1805 г. - "Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам".

    14 июня 1816 г. - "Об упорядочении земских  повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных  мест".

    В царствование императора Николая 1 налоговая система несколько претерпела изменения.

    Были  изданы следующие указы:

    22 августа 1826 г. - "В силу Манифеста  о короновании Николая 1 прощены  недоимки подушной подати за  три года".

    9 ноября 1839 г. - "О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу".

    13 июня 1851 г. - "Об утверждении Устава  и правил о земских повинностях  (дорожной, почтовой, квартирной и  др.) с возложением контроля на  комитет о земских повинностях".

    19 февраля 1861 г. - император Александр  II подписал "Манифест об отмене  крепостного права" и "Положение  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости. Определение порядка  взимания выкупных платежей (существовали  до 1905 г.), казенных земских и мирских повинностях", а 1 января 1863 г. - указ "Об отмене винного откупа и введении питейного акциза".

Информация о работе Правовая характеристика налоговой системы РФ