Правовая характеристика налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ налоговой системы РФ, выявление ее недостатков и проблем, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
описать действующую в Российской Федерации налоговую систему и законодательную базу ее построения;
выявить недостатки налоговой системы, создать предложения по её совершенствованию;
изучить налоговые доходы федерального бюджета РФ, проанализировать их структуру и динамику;

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ!!!!.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

    Годы  царствования императора Александра III ознаменовались следующими указами  о сборе налогов:

    15 мая 1883 г. выше "Высочайший Манифест  о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати… выкупным платежам всех размеров и др."

    И наконец, последний император России издает три указа о сборе налогов:

    6 мая 1896 г. - "О преобразовании  Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное  управление неокладных сборов  и казенной продажи питей (спиртных  напитков)".

    14 мая 1896 г. - "Высочайший Манифест  о понижении на десять лет Государственного поземельного налога с ежегодным уменьшением налогового бремени по Европейской России на 7,5 млн. рублей".

    Январь 1917 г. - "Указ о введении в России подоходного налога"

    Этапы эволюции налоговой  системы в послеоктябрьский период:

    I этап (1918-1921 гг.)

    I этап (1918-1921 гг.) - налоговая система  практически ликвидируется. После  революции основная тяжесть налогов  была переложена на имущие  классы.

    В годы гражданской войны главную  роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация "буржуазии".

    Применялась контрибуция с богатых - высокие "чрезвычайные революционные разверстки", за счет которых государственная  казна пополнялась на 80%.

    В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был  полностью расформирован налоговый аппарат.

    В первые годы советской власти местные  Советы вводили ряд хаотичных  налогов: на граммофоны, на бобровые шапки  и воротники, на выездных лошадей  и т.п. В годы гражданской войны  национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

    Первые  декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие:

    27 ноября (7 декабря) 1917 г. - "О взимании  прямых налогов, об уплате подоходного  налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции".

    30 октября 1918 г. - "О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев".

    26 июня 1921 г. - "О введении первого  государственного промыслового  налога".

    II этап (1921-1930 гг.)

    II этап (1921-1930 гг.) - период НЭПа, восстановление  и развитие налогообложения.

    1921-1923 гг. Преобладающее значение получили косвенные налоги.     В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку.

    Прямые  налоги составляют основу налоговой  системы. Государственные предприятия  были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.

    Основным  налогом, взимаемым с сельского  населения, являлся сельскохозяйственный налог.

    Он  заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В 1923-1927 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет.

    В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

    8 декабря 1922 г. вышел "Декрет  Всероссийского Центрального Исполнительного  Комитета и Совета Народных  Комиссаров об утверждении Положения  о государственном поимущественном  налоге с текстом шестнадцати  обязательных статей".

    III этап (1931-1941 гг.)

    III этап (1931-1941 гг.) - ликвидация созданной  во время нэпа системы.

    Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой  системе периода НЭПа.

    Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.

    Налоговая система стала еще сложнее, это  выразилось в множественности налоговых  ставок (в середине 1933 г. - свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2444).

    В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три  раза больше, чем в 1928 г.

    В государственный бюджет поступали  также таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.

    После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный  общесоюзный перечень местных налогов  включал налог со строений и земельную ренту.

    IV этап (1941-1960 гг.)

    IV этап (1941-1960 гг.) - частичное восстановление  налоговой системы, что было  связано с необходимостью мобилизации  ресурсов во время Великой  Отечественной войны и в период  восстановления народного хозяйства.

    В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам.

    С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным  военным налогом, который был  отменен в 1946 г.

    В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

    В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота.

    В 50-е годы налоги с предприятий  и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

    V этап (1960-1964 гг.)

    V этап (1960-1964 гг.) - частичная ликвидация  налоговой системы, созданной  на IV этапе.

    В 60-е годы вносятся существенные изменения  в формы и методы аккумуляции  централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход  государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций.

    В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов  с заработной платы рабочих и  служащих.

    VI этап (1965-1989 гг.)

    VI этап (1965-1989 гг.) - реформирование налоговой  системы.

    В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название "плата за основные фонды  и оборотные средства". Вводится подоходный налог с колхозов.

    В 1966 г. - вводятся рентные платежи  и затем платы за фонды.

    В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов  с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц.

    В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

    VII этап (с 1990 г.)

    VII этап (с 1990 г.) - начало полномасштабного  восстановления налоговой системы.

    Апрель 1990 г. - принятие Закона "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства".

    Июнь 1990 г. - принят Закон "О налогах  с предприятий, объединений и  организаций".

    Вопросы о принципах налогообложения  решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах  налоговой системы". Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г". Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.

    21 ноября 1991 г. - Указом Президента  Российской Федерации № 218 образована  самостоятельная Государственная  налоговая служба Российской  Федерации (ранее она была в  составе Министерства финансов).

    27 декабря 1991 г. - принят Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

    31 декабря 1991 г. - утверждено "Положение  о налоговой службе Российской  Федерации".

    Действующая ныне налоговая система России практически  введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

    VIII этап (с 1998 г.)

    VIII этап (с 1998 г.) - завершающий этап  формирования налоговой системы в Российской Федерации:

    Принят  Налоговый кодекс Российской Федерации.

    Принятие  Налогового кодекса позволяет систематизировать  действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически  цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

    23 декабря 1998 г. - Указом Президента  Российской Федерации № 1635 "О  Министерстве Российской Федерации  по налогам и сборам" Госналогслужба  России преобразована в Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Понятие и анализ налоговых доходов РФ в 2007 – 2009 году.

    2.1 Налоговые доходы  федерального бюджета  РФ 

     Каждое  государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые  представляют из себя денежные или  материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

     В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.

     В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности  как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура  и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

     Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству  удается удовлетворить различные  потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

     Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».6

Информация о работе Правовая характеристика налоговой системы РФ