Понятие финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание

Финансовое право-это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Содержание

1.Введение
2. Понятие, предмет и метод финансового права
2.1 Понятие финансового права
2.2 Предмет и метод финансового права
2.3 Место финансового права в единой системе Российского права
2.4 Финансовое законодательство
2.5 Финансово-правовые нормы
2.6 Финансовые правоотношения
2.6.1 Понятие, содержание, субъекты
2.6.2 Классификация финансовых правоотношений
2.6.3 Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений
2.6.4 Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений
3 Финансовое право как наука и учебная дисциплина
4.Заключение
5.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

фин.право.docx

— 34.66 Кб (Скачать документ)

-7-

(ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936), совокупность нормативных актов,  содержащих нормы финансового  права, получила название “Законодательство  о финансах и кредите”.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ “Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов  о федеральном бюджете на соответствующий  год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий  год, нормативных правовых актов  представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов  РФ и нормативных правовых актов  представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса”.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о налогах  и сборах состоит из настоящего Кодекса  и принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах  и (или) сборах”.

В соответствии со ст. 3 ГК РФ “Гражданское законодательство состоит  из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных  законов, регулирующих отношения, указанные  в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ”.

Однако следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым  и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено  законодательством.

2.5 Финансово-правовые нормы  - содержание, виды, структура

Финансово-правовые нормы  — это исходные элементы, из которых  состоит финансовое право, как отрасль  права. Им свойственны все общие  черты правовой нормы, но присущи  и особенности, характерные именно для данной отрасли.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие  в процессе планового образования, распределения и использования  государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих                               

 

 

                                                      -8-

задач.

Это выражается в особенностях:

а) содержания финансово-правовых норм;

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности  за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения  в общественных отношениях, возникающих  в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических  прав и возложении на них юридических  обязанностей, осуществление которых  обеспечивает планомерное образование  и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов  местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило  поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования  государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое  закрепляет юридические права и  юридические обязанности их участников.

Виды финансово-правовых норм. В зависимости от характера  воздействия на участников финансового  отношения нормы финансового  права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают  определенные права и обязанности  участников финансовых отношений, требуют  от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права  предписывают субъектам налоговых  отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Так, запрещено изымать  из местных бюджетов дополнительно                               

 

 

                                                      -9-

полученные органами местного самоуправления доходы и суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений доходов или экономии по расходам.

Уполномочивающие нормы  устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамка. Они  предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области  финансов, но в строго установленных  границах.

Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Подавляющее число норм финансового  права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут  быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем  денежных обязательств предприятий  и граждан перед государством, источники образования кредитных  ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают  порядок деятельности в области  сбора, распределения и использования  государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности  этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Например, обязанность предприятия  уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется  при условии, если оно имеет расчетный  счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль  и др.

Диспозиция устанавливает  содержание самого правила поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению  или использованию государственных  финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного  поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.                                                      

-10-

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и  содержат меры принудительного воздействия  на нарушителей норм через его  денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций  могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового  и иного воздействия.

2.6 Финансовые правоотношения

2.6.1 Понятие, содержание, субъекты

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами  финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию  государственных денежных фондов и  доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение  возникает между определенными  субъектами по поводу конкретного объекта  и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права  и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические  признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают  в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов  в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган  государственной                                                      

-11-

власти; в) всегда возникают  по поводу денег — денежного платежа  в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти три отличительные  черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают  два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому  финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъекты финансового  правоотношения. Следует различать  понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового  правоотношения”

Субъект финансового права  — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности  в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового  права

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и  муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов  этих отношений обязательно должен быт, соответствующий орган государственной  власти (либо государственное или  муниципальное образование в  целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими  лицами (гражданами); между физическими  лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового  правоотношения определяется видом  финансового правоотношения.                                                      

-12-

2.6.2 Классификация финансовых  правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,

института финансового права, на следующие виды:

бюджетные правоотношения;

налоговые правоотношения;

неналоговые правоотношения;

финансовые правоотношения в области государственного кредита;

финансовые правоотношения в области страхования;

правоотношения, возникающие  при осуществлении государственных  расходов, в том числе и при  сметно-бюджетном финансировании;

финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

финансовые правоотношения, возникающие в области денежного  обращения и расчетов;

валютные правоотношения.

Б). По субъектам финансового  правоотношения делятся на:

возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;

между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

между финансовыми органами и гражданами;

между самими финансово-кредитными органами.

2.6.3 Условия возникновения,  изменения и прекращения финансовых  правоотношений

Возникновения, изменение  и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко  определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные  нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение  у отдельных юридических или  физических лиц финансовых прав и  обязанностей.                                                      

-13-

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом  в области финансовой деятельности государства является Закон о  федеральном бюджете, который принимается  ежегодно. Индивидуальным нормативным  актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости  уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи  с изменением предусмотренных в  нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера  бюджетных ассигнований вызывает изменение  данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них  наиболее часто встречаются следующие:

Информация о работе Понятие финансового права