Ответственность в финансовом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:30, контрольная работа

Описание

Переход к формированию рыночной экономики существенно повысил роль права в нашем обществе, так как рыночная экономика - это широкое развитие товарно-денежных отношений на основе признания равенства участников этих отношений, свободы договоров, неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и их судебной защиты.

Содержание

Введение
Общее понятие об юридической ответственности. Финансовая ответственность
Реализация финансовой ответственности
Роль и значение финансовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

фин право.docx

— 42.13 Кб (Скачать документ)

     Учитывая  названные особенности, финансовое правонарушение следует определить как виновное, противоправное деяние, причиняющее вред публичным финансам, за совершение которого законодателем  установлена финансовая ответственность (приложение № 3) .

     Анализ  юридической литературы, а также  содержание нормативных актов позволяют  выделить основные признаки финансово-правовой ответственности, свидетельствующие  о ней как о самостоятельном  виде юридической ответственности.

     Во-первых, финансово-правовая ответственность  носит имущественный характер, который  проявляется в государственно-принудительном воздействии на экономические интересы нарушителя финансового законодательства,

     Во-вторых, она заключается в применении к правонарушителю специальных  финансово-правовых санкций, взыскиваемых исключительно в денежной форме  в доход государства (т.е. в пользу потерпевшей стороны),

     В-третьих, основанием привлечения к ней  является финансовое правонарушение, т.е. противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный  порядок в сфере финансов, которое  не влечет за собой уголовной и  административной ответственности,

     В-четвертых, меры финансово-правовой ответственности  применяются как к физическим, так и к юридическим лицам, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим обязанность  по уплате налогов или других обязательных платежей либо иные финансовые обязательства  перед государством,

     В-пятых, меры финансово-правовой ответственности  применяются широким кругом уполномоченных на то государственных органов и  их должностными лицами.

     В-шестых, порядок наложения финансово-правовых санкций на правонарушителя урегулирован нормами финансового права.

     В-седьмых, применение мер финансово-правовой ответственности имеет целью  как восстановление имущественных  интересов потерпевшей стороны (государства), так и наказание нарушителя, предупреждение совершения им в будущем новых  правонарушений.

     Таким образом, финансово-правовую ответственность  можно определить как правоотношение, возникающее из нарушения физическими  лицами и организациями своих  финансовых обязательств перед государством, выражающееся в форме неблагоприятных  последствий имущественного характера  для правонарушителя.

     Финансовая  ответственность по своей природе  является ответственностью правовосстановительной, что выражается в предотвращении при помощи ее средств, всяких негативных последствий для публичных финансов. Особенностью финансовой ответственности по сравнению с иными видами право-восстановительной ответственности является то, что, она призвана восстановить права и обеспечить реализацию законных интересов не отдельного лица (гражданина или организации), а общества в целом, выраженные в устойчивости публичных финансов.

     По  природе финансово-правовая ответственность  является экономической, а по форме  – юридической ответственностью. Экономическая природа финансово-правовой ответственности определяет ее специфические  черты: имущественный и компенсационный  характер.

     На  основе анализа финансового законодательства и общего понятия финансовой ответственности  можно выделить виды финансовой ответственности, применяемые за различные финансовые правонарушения. К видам финансовой ответственности относятся финансово-правовые санкции за нарушения бюджетного, таможенного, валютного, банковского  законодательства, за совершение налоговых  правонарушений, а также за нарушение  порядка ведения кассовых операций. Данное обстоятельство позволяет нам  рассуждать о межотраслевом характере  данного института (приложение № 1).

     Следовательно, из всего выше сказанного , можно  сделать вывод, что финансово-правовая ответственность является самостоятельным  видом юридической ответственности. Финансовая ответственность - одна из действенных мер охраны финансовых отношений, существующая самостоятельно наряду с иными мерами защиты субъективных прав и мерами превентивного характера, обеспечивающими эффективность  механизма финансово-правового регулирования. Финансово-правовая ответственность  в общей системе государственного принуждения представляет собой  один из его видов, наряду с предупреждением, пресечением и восстановлением  нарушенных прав в сфере финансов, имеющая собственную правовую природу и самостоятельное место в финансовых правоотношениях. 

     2. Реализация финансовой ответственности

     Реализация  финансовой ответственности состоит  в применении к виновному лицу финансовых санкций. Финансовая ответственность, существуя изначально, с момента  возникновения соответствующей  финансовой обязанности, в тоже время  может реализовываться только в  ретроспективном порядке после  того, как данная обязанность не будет исполнена или будет  исполнена ненадлежащим образом. Реализация финансовой ответственности происходит в рамках особого охранительного правоотношения, которое возникает, осуществляется и прекращается в  строго установленном финансовым законодательством  порядке.

     В настоящее время финансовая ответственность  устанавливается в следующих  законодательных актах: часть IV БК РФ (статьи с 281 по 306), ст. 75 НК РФ и др.

     Вина  как условие реализации финансовой ответственности выражается в негативном плане, т.е. ее отсутствие является основанием освобождения от финансовой ответственности. При этом применительно к финансовой ответственности субъект публичных  финансов признается виновным в совершении финансового правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась  возможность для исполнения возложенных  на него финансовых обязанностей, но данным лицом не были приняты все зависящие  от него меры для этого. При привлечении  к финансовой ответственности форма  вины юридического значения не имеет.

     Санкция всегда является мерой ответственности. Соответственно финансово-правовая санкция  является мерой финансовой ответственности. Финансово-правовая ответственность  является самостоятельным видом  ответственности. Она наступает  в случае несоблюдения установленных  предписаний и порядка образования, распределения и использования  денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений.

     Характеризуя  финансовые санкции как меры финансовой ответственности, необходимо выделить следующие их отличительные черты:

  • финансовая санкция является мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
  • финансовые санкции имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;
  • основанием применения финансовых санкций является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
  • финансовые санкции могут применяться как к физическим лицам и организациям, так и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
  • в основе применения финансовых санкций лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
  • денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
  • финансовым санкциям присущ правовосстановительный характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя.

     Совпадение  правовосстановительной и штрафной функций объясняется имущественным  характером финансовых правоотношений, с одной стороны, и обеспечением доходной части бюджета, если говорить о налоговой сфере как основной цели принуждения, с другой.

     При применении правовосстановительных санкций  существенным является определение  уже существующих обязанностей нарушителя и их, в случае необходимости, принудительное осуществление. При применении штрафных санкций – правильная квалификация правонарушения, индивидуализация примененных  к правонарушителю мер финансового  принуждения.

     Как уже отмечалось, финансово-правовая санкция имеет имущественный  характер. Она либо устанавливается  в каком-то количественном отношении  к сумме доходов, выручки и  т.п., подлежащих изъятию у нарушителей  финансовой дисциплины, либо выражается в принудительных действиях, реализация которых ограничивает финансовую базу определенных субъектов или ужесточает режим ее использования.

     Чаще  всего в качестве финансово-правовых санкций применяются пени и штраф, которые являются одним из способов воздействия на субъектов в случае нарушения ими своих обязательств. Пеня, рассматриваемая в гражданских  правоотношениях как один из видов  неустойки, в финансовых правоотношениях  служит способом принуждения к исполнению в срок финансового обязательства. В отличие от пени, штраф преследует цель гарантировать осуществление  обязанными лицами установленного порядка  и действующих правил в области  государственных финансов.

     Пеня  обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства  и начисляется за каждый день просрочки  в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый  штраф. Установление ее размера в процентном соотношении призвано возместить убытки, которые претерпело государство вследствие просрочки платежа.

     Целью взимания пени выступает компенсация  потерь государственной казны в  результате недополучения налоговых  сумм в установленный срок.

     Следует отметить, что пеня по сравнению  с другими мерами ответственности  наиболее результативна. Она принуждает виновное лицо претерпеть в полной мере имущественные лишения, чего можно  было бы избежать посредством законопослушности. По уровню эффективности санкций  в известной мере можно судить о качестве правового воздействия  на общественные отношения и поступки людей. Тем самым появляется возможность  совершенствовать нормотворческую  и правоприменительную практику. Штраф как денежная санкция уплачивается в твердой сумме по шкале нарушений или в процентах, в доле от стоимости невыполненного обязательства.

     Кроме того, для восстановление нарушенной сферы применяются также другие финансовые санкции - требования устранения выявленных правонарушений (ст. 74 ФЗ "О  Центральном банке РФ (Банке России)"), сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, взыскание процентов за пользование бюджетными средствами (ст. 290 БК РФ), выплата компенсаций  получателям бюджетных средств  в размере недофинансирования (ст. 293 БК РФ), аннулирование гарантий (ст. 300 БК РФ) и.т.д (приложение № 2).

     Характерным признаком финансово-правовых санкций  является то, что они не находят  своего применения (кроме штрафа и  пени) в какой-либо другой отрасли  права. К специфическим видам  финансово-правовых санкций можно  отнести, например, прекращение финансирования, отказ в принятии к финансированию, досрочное взыскание ссуд, ограничение  кредитования, повышение размера  ставки за пользование кредитом, перевод  на предварительный акцепт и др.

     Финансово-правовые санкции применяются к субъектам  финансовых правоотношений, которые  являются реальными участниками  конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов  разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.

     Возможно  подразделение субъектов финансового  права и на две группы: организации, куда входят две первые из названных  выше групп, и граждане в качестве индивидуальных субъектов.

     Последняя классификация имеет значение при  применении мер финансово-правовой ответственности.

     Для финансово-правовых санкций характерен судебный и бесспорный порядок применения.

     В юридической литературе предпринимались  попытки отнести ряд финансовых санкций к административным на том  основании, что они применяются  в административном порядке (Д.Н. Бахрах, И.С. Гурвич). Но, как отмечал Хачатрян Р.В., "сущность финансовой санкции  вовсе не меняется от того, в каком  порядке – административном или  судебном - она реализуется. Более  того, содержание финансовых санкций  существенно влияет на способ или  форму ее применения. Поэтому отнесение  санкций к той или иной отрасли  права зависит не от их названия и порядка (способа) применения, а  от того, использование норм какой  отрасли права (уголовной, административной, гражданской, финансовой) они обеспечивают".

Информация о работе Ответственность в финансовом праве