Основы финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:38, реферат

Описание

Под воздействием норм финансового права находится бюджетная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований, обеспечивающими финансирование экономических, социальных, оборонных потребностей страны в целом и ее территориальных подразделений. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные социальные фонды - пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования, осуществляется кредитно - денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков, функции и система которых также отражают происшедшие экономические преобразования.

Содержание

Введение


1. Понятие финансового права, финансов и финансовой деятельности……3


2. Предмет и метод финансового права……………………………………...6


3. Метод финансового права…………………………………………………..7


4. Система финансового права……………………………………………….11


5. Принципы финансового права…………………………………….………13



Заключение.


Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых , метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных приделах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д. Права их при этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового контроля, при получении бюджетных средств и т.д. Это касается как субъектов,  издающих властные предписания, так и следующих им.  Государственные органы, уполномоченные давать

властные  предписания, сами "связаны" в  этом отношении императивными требованиями финансовых законов и иных актов. Например, налоговый орган при  осуществлении  финансового контроля дает властные предписания, однако его  свобода воли в этом случае  практически равна нулю. Государством в законах четко определены требования  такого рода предписаниям. Следует заметить, что в последнее время возникли ситуации, когда субъекты финансового правоотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Это становится возможным потому, что в современных условиях публичное право все плотнее сопрягается с частным, что проявляется в самых различных пластах правовой материи. Как результат этого явления - метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становится все более "лояльным" и в него все чаще встраиваются гражданско-правовые "вкрапления".

     Кроме вышеотмеченного, метод  властных предписаний может быть  охарактеризован как конформистский. Конформизм финансово-правового  метода является противоположностью  правовой инициативы как характерной  черты гражданско-правового метода. Он означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по  своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов государственных органов. Однако, нельзя не заметить, что в сложных финансовых правоотношениях имеют место ситуации, когда субъекты, в частности налогоплательщики, в каком-то звене сами могут инициировать правоотношения: например, могут обращаться в финансовые органы за предоставлением рассрочек, отсрочек по налогам и т.д.

     Наконец, характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей.

    Или же она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения.

    Метод властных предписаний как  метод финансово-правового регулирования  используется наряду с методом  рекомендаций и согласования. Метод  рекомендаций используется главным  образом между представительными органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Правительством РФ.

    Метод согласования встречается  в финансово-правовом регулировании  значительно реже. Он используется  главным образом для решения  "пересекающихся" вопросов, возникающих  в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-правовой договор.

    Анализ отношений, возникающих  в сфере финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет. 
 
 

4. Система  финансового права 

   Финансовое право представляет собой совокупность последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей и задач правового регулирования порядка функционирования финансовой системы государства. Система финансового права делится на две части - общую и особенную.

    Нормами общей части закрепляются  общие принципы, правовые формы  и методы финансовой деятельности  государства. В общую часть  финансового права в литературе  традиционно включаются нормы  права, "обслуживающие" все или почти все институты особенной части, их действие, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. При этом содержание общей части финансового права конкретизируется применительно к порядку и особенностям функционирования финансовой системы Российской Федерации в соответствующем финансовом году в институтах ее особенной части.

     Как  неоднократно указывалось  в работах по общей теории  права различных отечественных  ученых, такое построение системы  права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.

    Таким образом, общая часть  финансового права включает в  себя нормы, определяющие принципы  финансового права и регулирующие структуру и порядок функционирования финансовой системы Российской Федерации, состав финансового законодательства, устанавливающие порядок финансового контроля и особенности привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

     Особенная часть финансового  права включает в себя нормы,  регулирующие особенности функционирования  финансовой системы и четырех  ее составных элементов:

      - бюджетной системы (подотрасль  финансового права - бюджетное  право);

      - налоговой системы (налоговое право);

      - кредитно-денежной и валютной  системы (валютное право и право  денежного обращения).

     Считается, что нормы особенной  части финансового права содержатся, например, в Налоговом и Бюджетном  кодексах, в принимаемых ежегодно федеральных законах о бюджете, Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" и ряде других нормативно-правовых актов. Общая и особенная части, являясь элементами системы финансового права, в свою очередь, объединяют обособленные совокупности однородных взаимосвязанных юридических норм соответственно:

      - институты;

      - субинституты и

      - нормы финансового права

     При этом под институтами финансового  права следует понимать взаимосвязанные  группы норм, регулирующих однородные финансовые отношения. Так, к числу институтов особенной части налогового права относят институт налогов, институт государственного кредита и т.д.

     Субинститутами финансового права  выступают составные части (элементы) указанных институтов рассматриваемой отрасли права. Например, в рамках института финансового процесса могут быть выделены такие субинституты, как субинститут утверждения бюджета, субинститут исполнения бюджета и т.д. В свою очередь, в рамках, скажем института доходов бюджетов можно выделить субинститут доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

  И,  наконец " первичной ячейкой"  системы финансового права являются  нормы. 

    В качестве таковых выступают  установленные (санкционированные) государством общеобязательные правила должного (допустимого) поведения участников бюджетных правоотношений, охраняемые от нарушения силой государственного принуждения.

     Таким образом, структурные подразделения  (институты, субинституты) особенной  части финансового права в большинстве работ группируются в четыре подотрасли (раздела) финансового права:

     - бюджетное право;

     - налоговое право;

     - право денежного обращения и 

     - валютное право 
 
 

5. Принципы  финансового права

   

    Одним из неоднозначных вопросов общей части финансового права в настоящее время следует признать проблему принципов этой отрасли права.

     В юридической науке под принципами  принято закрепление в действующем  законодательстве основополагающие  руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.

     Принципы права - это общеобязательные  исходные нормативно-юридические  положения, отличающиеся высшей  императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие во многих случаях высшим критерием правомерности поведения участников регулируемых правоотношений.

     В финансово-правовой литературе  превалирующей в настоящее время является позиция, согласно которой основными (главными) принципами финансового права называют:

     - законность;

     - гласность;

     - финансовый федерализм;

     - плановость;

    Принцип законности находит свое  непосредственное выражение в том, что вся финансовая деятельность государства регламентируется нормами финансового права. Соблюдение данных норм обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

    Принцип гласности проявляется  в открытом (гласном) характере финансовой деятельности. В процессе функционирования финансовой системы до сведения населения доводится содержание большинства проектов финансово-правовых актов, отчетов о выполнении бюджетов, результатов проверок финансовой деятельности и т.д.

    Принцип федерализма реализуется  через разграничение компетенции  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации в сфере  финансов.

    Принцип плановости выражается  в том, что финансовая деятельность  основывается на системе финансово-плановых актов, таких, как федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смета расходов бюджетных организаций.

    Однако такой подход к решению  вопроса о принципах финансового  права даже в самом первом  приближении не может не вызывать  серьезных возражений. Очевидно, что  указанные принципы являются, скорее, социально-правовыми, общими для всех российских отраслей права. В свою очередь, принцип плановости реализуется в рамках финансового права, но выло бы излишней вольностью относить его к принципам всего финансового права.

     Поэтому следует учитывать, что  каждая из структурных составляющих особенной части финансового права (бюджетное, налоговое, валютное право), которые при преобладающем в настоящее время подходе рассматриваются как его подотрасли, имеет свои, самостоятельные принципы отраслевого характера.

     Например, к основным (базовым) принципам бюджетного права относятся, в частности, следующие принципы:

Информация о работе Основы финансового права