Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:10, контрольная работа
В этой работе попытаемся охарактеризовать особенности медицинского страхования в РФ.Это и будет цель нашей работы. 
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- выявить систему медицинского страхования в России;
- дать определение моделям медицинского страхования;
Гражданам России при обращении в лечебные медицинские учреждения гарантируется получение медицинской помощи в соответствии с перечнем и объемом, установленными территориальными программами обязательного медицинского страхования.
Реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Страхователи должны заключать договоры обязательного медицинского страхования, в соответствии с которыми застрахованные граждане имеют право на получение медицинских услуг, перечень и объем которых устанавливаются территориальными программами обязательного медицинского страхования, в медицинских учреждениях, включенных в систему обязательного медицинского страхования. Такие программы утверждаются органами государственного управления субъектов Российской Федерации и предоставляют застрахованному гражданину право на получение не всех, но достаточно большого перечня медицинских услуг. Список бесплатных услуг пополняется за счет целевых программ здравоохранения, которые утверждаются органами государственного управления территорий и финансируются полностью за счет бюджетных средств (например, медицинские услуги, связанные с родовспоможением и оказанием медицинской помощи детям, и др.). Остальные медицинские услуги предоставляются медицинскими учреждениями гражданам на платной основе, а для лиц, участвующих в добровольном медицинском страховании, за счет средств страховщиков.
Страховая медицинская организация может быть учреждена в любой организационно-правовой форме и на дату учреждения должна иметь уставный капитал не менее 1 200 минимальных размеров месячной оплаты труда, установленной российским законодательством. Среди учредителей страховой медицинской организации не могут быть органы управления здравоохранением и медицинских учреждений. Такая организация обязана иметь государственную лицензию на право про-ведения обязательного медицинского страхования. Такие лицензии выдаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью и удостоверяют право на участие страховой медицинской организации в проведении обязательного медицинского страхования на конкретной территории (области, республики, края, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга).
Застрахованные 
граждане обязаны иметь именной 
полис обязательного 
Медицинские учреждения - поликлиники или больницы -получают право на предоставление медицинских услуг по программам обязательного медицинского страхования после прохождения аккредитации в соответствующих органах управления здравоохранением. Оказываемая гражданам медицинская помощь должна соответствовать утвержденным медико-экономическим стандартам и подлежит оплате страховыми медицинскими организациями в соответствии с установленными тарифами на медицинские услуги.
Движение финансовых 
средств, в системе обязательного медицинского 
страхования строго регламентировано 
действующим законодательством. Страхователь 
уплачивает страховые взносы в территориальный 
фонд обязательного медицинского страхования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.4. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения.
В июне 1991 г. был 
принят закон "О медицинском страховании 
граждан в Российской Федерации". 
Суть модели медицинского страхования, 
предусмотренной этим законом, состояла 
в следующем. Финансирование здравоохранения 
должно происходить за счет обязательных 
и добровольных страховых взносов. 
Обязательное медицинское страхование 
(ОМС) работающих осуществляется за счет 
платежей предприятий, а неработающих 
и занятых в бюджетной сфере 
- за счет бюджетных ассигнований. Объем 
и условия оказания бесплатной медицинской 
помощи в рамках ОМС определяются 
в базовой программе ОМС, утверждаемой 
правительством, и в территориальных 
программах, принимаемых на основе 
базовой местными органами власти. 
Медицинская помощь, оказываемая 
населению, оплачивается негосударственными 
страховыми медицинскими организациями. 
Включение частных страховых 
компаний должно было ввести элементы 
свободного рынка и конкуренции 
покупателей в систему 
Вместе с тем, 
предусматривалось сохранение государственных 
органов управления здравоохранением, 
которые должны были выполнять функции 
контроля и заниматься разработкой 
и реализацией целевых 
Нетрудно заметить, 
что такая система 
Изменения в порядке финансирования здравоохранения были продолжением прежних попыток преобразования финансовых потоков в отрасль. Однако в том, что касается организации финансовых потоков внутри отрасли, модель ОМС предполагала принципиальные нововведения. В системе здравоохранения появляются новые субъекты - страховые медицинские организации. Предприятия и органы государственного управления, выступающие страхователями, должны заключать договоры со страховыми организациями, которые в свою очередь выбирают медицинские учреждения и оплачивают лечебно- профилактическую помощь, предоставляемую застрахованным людям.
Закон "О медицинском 
страховании граждан в 
Согласно тексту 
закона о медицинском страховании, 
принятого в 1991 г., функции страховщиков 
должны выполнять страховые 
Таким образом, 
модель финансирования медицинской 
помощи, предусмотренная законом, стала 
"двухступенчатой": сначала средства 
поступают в государственные 
фонды обязательного 
Права и ответственность 
органов управления здравоохранением 
и фондов ОМС не были четко разграничены 
законодательством. Это создало 
основу для возникновения серьезных 
коллизий в процессе практического 
введения системы ОМС. Момент введения 
системы обязательного 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Специфика работы ТФОМС
2.1. Особенности формирования и использования бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования
Территориальные 
ФОМС создаются на территориях субъектов 
РФ, являются самостоятельными государственными 
некоммерческими финансово-
Финансовые средства 
ТФОМС находятся в 
части страховых 
взносов, уплачиваемых предприятиями, 
организациями и другими 
средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС работающего населения (3,4% ФОТ);
доходов, получаемых от использования временно свободных средств за счет инвестирования их в банковские депозиты и государственные ценные бумаги;
средств, взыскиваемых в результате предъявления регрессных требований к страхователям, медицинским учреждениям и другим субъектам;
средств, получаемых от применения финансовых санкций к страхователям за нарушение порядка уплаты страховых взносов.
Главной задачей 
ТФОМС является обеспечение реализации 
ОМС на каждой территории субъектов 
РФ на принципах всеобщности и 
социальной справедливости. На ТФОМС 
возложена основная работа по обеспечению 
финансовой сбалансированности и устойчивости 
системы ОМС. ТФОМС выполняет 
следующие функции в 
собирают страховые взносы на ОМС;
осуществляют финансирование территориальных программ ОМС;
заключают договоры со страховыми медицинскими организациями (СМО) на финансирование проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым ТФОМС дифференцированным душевым нормативам;
осуществляют 
инвестиционную и иную финансово-кредитную 
деятельность, в том числе предоставляют 
страховым медицинским 
формируют финансовые 
резервы для обеспечения 
осуществляют выравнивание условий финансирования ОМС по территориям городов и районов;
разрабатывают и утверждают правила ОМС граждан на соответствующей территории;
организуют банк данных по всем страхователям и осуществляют контроль за порядком начисления и своевременностью уплаты страховых взносов;
участвуют в разработке тарифов оплаты медицинских услуг;
осуществляют взаимодействие с федеральными и другими территориальными фондами.
Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется также правлением и исполнительной дирекцией. Председатель правления избирается правлением, а исполнительный директор назначается местной администрацией.