Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 08:25, контрольная работа

Описание

К предмету финансового права относят закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание

1. Вопрос №1…………………………................………………….……………..3
2. Вопрос №2………………………………..…..………6
3. Вопрос №3 …………. ..………………………….7
4. Вопрос №4……………………………………………………………………….21
5.Вопрос №5……………………………….
6.Вопрос №6…………………………………………………………..
7.Вопрос №7……………………
8.Вопрос №8………………………..
9.Вопрос №9………………….
Список литературы……………………………...……………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Фин право.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Экономические прогнозы всегда составляются в нескольких вариантах, исходя из различных сценариев развития экономики - благоприятных и неблагоприятных. Но бюджетный план утверждается законодательно и является единым. Поэтому правительство принимает решение о выборе того сценария, который будет положен в основу проекта закона о бюджете. Одновременно оцениваются перспективы исполнения бюджета в том случае, если фактические условия развития экономики будут отличаться от данного прогноза.

Основное внимание на этапе составления  проекта бюджета уделяется формулировке целей бюджетной политики на очередной год и обоснованию способов их достижения.

Подготовленный проект закона о бюджете, а также ряд сопровождающих его документов (в том числе прогноз социально-экономического развития на очередной год и среднесрочную перспективу) утверждается правительством, после чего передается на рассмотрение законодателей.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета. Осуществляется законодательным (представительным) органом власти - парламентом. На этом этапе свои предложения по проекту бюджета высказывают парламентские фракции, а также граждане и общественных организаций, которые таким образом получают возможность участвовать в бюджетном процессе.

Законодательный орган власти рассматривает  не только текст проекта закона о бюджете. Ему предоставляется гораздо более широкий пакет документов, включающий прогнозы развития страны, расчеты по отдельным статьям бюджета, план развития государственного сектора, проект программы приватизации, внешних заимствований и т.д., а также ряд законов, требующих утверждения наряду с бюджетом (например, о внесении изменений в налоговое законодательство).

Обычно рассмотрение бюджета разбивается на несколько этапов, именуемых чтениями. В России, согласно Бюджетному кодексу, проект закона о бюджете рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях, после чего передается в Совет Федерации. Предметом первого чтения являются параметры макроэкономического прогноза на будущий год, концепция бюджета и его основные характеристики, такие как объем доходов, расходов и дефицита. Второе и третье чтения посвящены рассмотрению детальной структуры доходов и расходов, межбюджетных отношений, программы внешних заимствований, перечня целевых программ и др. В четвертом чтении парламент голосует за законопроект в целом, после чего бюджет утверждается в качестве закона. Принятый закон направляется президенту для подписания и обнародования.

3. Исполнение бюджета начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета – обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.

Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом. Однако органы исполнительной власти имеют определенную свободу действий для того, чтобы оперативно реагировать на изменения социально-экономической ситуации. В частности, они могут вносить изменения по различным направлениям расходования средств в пределах утвержденных ассигнований. Исполнение бюджета зависит от ряда внешних обстоятельств, на которые правительство имеет очень ограниченное влияние. Например, снижение бюджетных доходов могут быть обусловлено ухудшением конъюнктуры зарубежных рынков (например, снижением цен на энергоресурсы), которое трудно прогнозировать. Порядок действия исполнительной власти в таких ситуациях должен быть предусмотрен в законодательстве. В частности, бюджетное законодательство регулирует процедуру секвестра бюджета - пропорционального сокращения всех его расходных статей, за исключением защищенных, при резком сокращении фактических доходов относительно запланированного уровня. В процессе исполнение бюджета важную роль играют налоговые органы, администрирующие поступление налоговых доходов в бюджетную систему, а также казначейство - государственный финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.

4. Финансовый контроль осуществляется в трех основных формах: предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль применяется в ходе обсуждения и утверждения проекта закона о бюджете. Текущий контроль проводится на этапе исполнения бюджета в течение всего бюджетного периода. Он позволяет оперативно выявлять и исправлять нарушения, возникающие в бюджетной сфере, с целью приведения бюджетной политики правительства и отдельных государственных учреждений в соответствие с действующими законами. Текущий контроль осуществляют органы исполнительной и законодательной власти, а также общественные организации. Последующий контроль проводится по окончании бюджетного периода в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. Данный отчет составляется правительством и направляется для получения заключения в орган финансового контроля (в России эти функции выполняет Счетная палата). За этим обычно следует утверждение отчета об исполнении бюджета законодательным органом.

Вопрос № 5

Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 Под сбором  понимается обязательный взнос,  взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 6

Таким образом, общие черты:

  • Уплачивается денежными средствами
  • Осуществляется на законной основе
  • Взимается в пользу публичной власти

Если налог - общеобязательный и индивидуально безвозмездный платеж, то сбор обязателен в том случае, если необходимо, чтобы государственные органы (и проч.) совершили по отношению к гражданину определенное юридически значимое действие. При уплате сбора гражданин получает что-то взамен (в отличие от уплаты налога), т.е. различаются цели этих платежей.

Налог не предполагает свободу  выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер взыскания. Налоги бывают федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ (статья 13 НК РФ). Федеральные налоги и сборы можно устанавливать и вводить только при внесении изменений в НК РФ. Федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, обязан определить не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.

Применительно к налогам  субъектов Российской Федерации, с  учетом конституционных положений, законно установленными считаются  те налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Перечень региональных налогов и сборов установлен статьей 14 НК РФ. Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются  только в соответствии с нормами НК РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации всеми плательщиками налогов и сборов.

Местные налоги (статья 15 НК РФ) устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Региональные и местные  власти, издавая соответствующие  законы должны придерживаться рамок  НК РФ в части порядка и сроков уплаты налогов. Это же касается и  налоговых льгот - региональные и  местные власти смогут их устанавливать в пределах и порядке, определенном НК РФ.

 

 

 

 

Вопрос №6

Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ.

Основными функциями  этого органа являются:

  • выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;
  • ведение реестра страховых брокеров;
  • установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
  • установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  • установление правил формирования и размещения страховых резервов;
  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
  • обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регламентированные права  ФССН состоят в следующем:

  • получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;
  • проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;
  • ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;
  • обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков

Минфин России - в одном лице выполняет одновременно две различные функции: нормативно регулирует страховую деятельность и через подведомственную ему структуру - Росстрахнадзор - осуществляет надзор (контроль) за соблюдением страховщиками страхового законодательства и ведомственных актов, регулирующих страховое дело. Росстрахнадзор находится в ведомственном подчинении Минфину и, соответственно, подконтролен ему. А Минфин в свою очередь одновременно выполняет функции и органа страхового регулирования.

 Во всяком случае  действующая система регулирования  и надзора выглядит именно  так. Поэтому в сложившейся  ситуации, когда не создан специальный  и самостоятельный, то есть  независимый, федеральный орган исполнительной власти по регулированию страховой деятельности, на практике указанные функции опосредованно вынужден осуществлять орган страхового надзора в лице Минфина России, вынужденный в том числе решать вопросы, связанные с лицензированием страховой деятельности.

Дело в том, что лицензированию подлежит не страховая деятельность как таковая, а виды страховой  деятельности согласно классификации, предусмотренной ст. 32.9 Закона. Поэтому  для получения лицензии ее соискатель обязан представить в орган страхового надзора правила страхования по заявленным на лицензирование видам страхования. Попробуем разобраться в эффективности действующей системы регулирования данного процесса. Страхование осуществляется на основании договоров имущественного и личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).7 Объектами страхования по указанным видам договоров страхования являются имущественные интересы, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 4 Закона. Перечисленные в ст. 4 Закона разновидности объектов страхования определяют сферу и пределы страхования, которые вправе осуществлять страховые организации, получившие лицензию. В этой части законодатель не устанавливает никаких ограничений и не вводит никаких разрешений для осуществления того или иного вида имущественного или личного страхования. Исключением из данного правила является требование законодателя (п. 3 ст. 25 Закона) к минимальному размеру уставного капитала, который необходим для осуществления того или иного вида страхования и соблюдения финансовой устойчивости.

Таким образом, если страховщик обладает лицензией - разрешением на осуществление одного вида страхования, - он, по нашему мнению, не должен быть лишен  права на осуществление страхования любого вида, предусмотренного ст. 4 Закона, при условии, что им оплачен необходимый размер уставного капитала и соблюдаются нормативы финансовой устойчивости.

 

 

 

 

ВОПРОС №7

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.8

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.9

По своему экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Рассмотрим более подробно некоторые их виды: закупки товаров и услуг и социальные трансферты, которые относятся к текущим расходам; а также бюджетные инвестиции и кредиты, которые являются капитальными расходами.

I. Текущие расходы

Государственные закупки

Рыночная система не может в необходимом объеме обеспечить производство таких товаров и услуг, которые обладают свойствами общественных благ. Они имеют важное социально-экономическое значение, однако, на их основе невозможно извлекать прибыль. По этой причине обеспечение производства общественных благ является функцией государства.

Государство может самостоятельно организовывать производство таких  благ. Услуги в области государственного управления, национальной обороны и  т.п., на рынке закупить нельзя, поэтому  для их обеспечения создаются государственные предприятия и учреждения. Однако, в ряде случаев государство может заказывать исполнение услуг в частном секторе путем заключения так называемых внешних контрактов. Внешними они именуются потому, что предполагают перечисление средств за пределы государственного сектора. Большое внимание развитию контрактной системы уделяется в процессе реформ государственного управления. Дело в том, что конкуренция между исполнителями заказов приводит к росту их эффективности, а значит способствует экономии бюджетных средств.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"