Коммерческие банки как субъект финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение коммерческих банков, как субъект финансового права.

Работа состоит из  1 файл

ФП курсач.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)
tify">       5) предоставление в аренду физическим  и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

       6) лизинговые операции;

       7) оказание консультационных и  информационных услуг. 

       Коммерческие  банки вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

       Банки имеют право выступать в качестве:

       • инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника;

       • инвестиционного консультанта;

       • инвестиционной компании;

       • инвестиционного фонда.

       В Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 года «О валютном регулировании  и валютном контроле» коммерческие банки названы агентами валютного  контроля. В соответствии с предоставленными им полномочиями они вправе проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, обязаны осуществлять контроль за своевременностью и полнотой реализации части экспортной выручки резидентов, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке. 19

       Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций главным образом проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков,

налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов) Обязанности банков по налоговому законодательству установлены в целом ряде статей Налогового кодекса РФ (ст. 46, 60, 76, 86 и др.).

       Например, ст. 60 НК РФ устанавливает следующие обязанности коммерческих банков:

       1) банк при исполнении поручения  на перечисление налога (сбора)  или инкассового поручения налогового  органа на перечисление недоимок  и пеней со счета организации  обязан соблюдать очередность,  установленную гражданским законодательством для списания денежных средств с банковского счета;

       2) банк обязан исполнить поручение  на перечисление налога (сбора)  в течение срока, определенного  в соответствии с НК РФ;

       3) банк обязан исполнить инкассовое  поручение налогового органа  на перечисление недоимок и пеней со счета организации в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ;

       4) банк обязан не взимать плату  за обслуживание по операциям,  связанным с исполнением поручения  на перечисление налога (сбора)  и инкассового поручения налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации.20

       Следовательно, основной обязанностью банков по налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджет (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога ( сбора) или пеней за счет денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

       Коммерческие  банки, осуществляя привлечение  и размещение привлеченных денежных средств физических и юридических  лиц, оказывая содействие платежному обороту, являются обязательным элементом системы  кредитных, финансовых организаций  государства. Поэтому условия гражданско-правовой ответственности банков за нарушение правил расчетов должны быть более четко установлены и императивно прописаны на уровне закона (ГК РФ, иных законов, регулирующих расчеты).

       Ответственность (в отношении как предусмотренных ГК РФ, так и непредусмотренных ГК РФ форм расчетов) за неисполнение или ненадлежащее исполнение расчетной операции перед плательщиком и получателем средств солидарно несут все банки, участвующие в операции, по основаниям и в размерах, которые предусмотрены главой 25 ГК РФ с учетом особенностей расчетных отношений. В дальнейшем банки распределят убытки между собой и другими участниками в зависимости от того, кем было допущено нарушение. Закрепление такого правила имеет два положительных момента: возможность досудебного урегулирования спора или довольно быстрого судебного рассмотрения, паритет интересов, как банка, так и клиента.

       В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения расчетной операции, в  частности исполнение в более  поздние, чем установлено законом или соглашением сторон сроки, банк обязан уплатить на сумму операции про центы годовых в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, если соглашением сторон не установлен более высокий размер неустойки. 21

       Убытки, возникшие вследствие случая, обстоятельств непреодолимой силы, обстоятельств, предусмотренных ст. 417 ГК РФ, распределяются исходя из принципа локализации убытков. Согласно данному принципу, риск убытков несет тот участник расчетных отношений, у которого они возникли. Следовательно, для решения вопроса о распределении убытков, возникших по причине наступления указанных обстоятельств, необходимо установить у кого возникли убытки: у банка или клиента. При возникновении убытков вследствие указанных обстоятельств судом должно быть отказано в иске лицу, у которого возникли убытки.22

       Банк  освобождается от обязанности возместить убытки, возникшие вследствие совершения расчетной операции по подложному, похищенному,

       Ответственность коммерческого банка может наступать  в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, пени, уплаты процентов годовых на сумму средств, которыми банк неправомерно пользовался.

       Так же выделяют ответственность банков за нарушение пруденциальных норм.

       Банк  России устанавливает принудительные и предупредительные меры воздействия, которые могут применяться к банку как совместно, так и раздельно. Меры зависят от финансового состояния банка и от сложности нарушения.

       Предупредительные меры применяются на ранних стадиях  возникновения недостатков, которые  не влекут за собой значительного улучшения финансового состояния банка, в случае несоблюдения требования законодательства в части регистрации банка, лицензирования, расширения деятельности.

       К предупредительным мерам относятся:

       - доведение до органов управления  кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и обеспокоенности органа надзора;

       - изложение рекомендаций по устранению  сложившейся ситуации;

       - представить в надзорные органы  проект мероприятий по устранению 

недостатков;

       - установление дополнительного контроля.

       При более серьезных нарушениях предупредительные  меры сочетаются с принудительными. Применение принудительных мер необходимо после неудачных предупредительных  мероприятий.

       Основаниями для применения принудительных мер  являются: - несоблюдение банковского законодательства;

       - представление в ЦБ неполной, недостоверной финансовой отчетности;

       - нарушения, которые влекут за  собой угрозу для вкладчиков  и кредиторов.

       К основным принудительным мерам относятся: - штрафы;

       - требования к кредитной организации на финансовое оздоровление (санацию);

       - ограничение проведения отдельных  операций на срок до 6 месяцев; 

       - запрет открытия филиалов на  срок до 1 года;

       - запрет осуществления операций  по выданной лицензии на срок  до 1 года;

       - требования к смене руководства;

       - введение временной администрации  по управлению кредитной организацией;

       - отзыв лицензии.

       Таким образом коммерческие банки в  праве осуществлять различные виды сделок предусмотренные законодательством  Российской Федерации, так же образовывать платежные средства, лизинговые операции, могут выступать в качестве инвестиционной компании, инвестиционного фонда и так далее.

       Специфика содержания правосубъектности коммерческих проявляется в том, что они  способны выступать в налоговых  отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов) Обязанности банков по налоговому законодательству установлены в целом ряде статей Налогового кодекса РФ (ст. 46, 60, 76, 86 и др.). Например, банк обязан исполнить поручение на перечисление налога (сбора) в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ.

       Помимо  этого коммерческие банки несут  ответственность, например за неисполнение или ненадлежащее исполнение расчетной операции перед плательщиком и получателем средств 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Коммерческие  банки сегодня являются основной составной частью кредитно-финансовой системы любой страны. Они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине  огромны.

       Коммерческие  банки непосредственно обслуживают  предприятия, организации, а также  и населения, то есть своих клиентов. Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов  и  услуг. Банк выполняет такие операции как открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств, оказание консультационных и информационных услуг и так далее.

       Правовой  статус коммерческих банков имеет два  взаимосвязанных элемента статус частного юридического лица, осуществляющего  гражданско-правовые сделки, и публичный  статус субъекта финансового права, участвующего в денежно-кредитном обороте государственных финансовых средств. Анализ действующего законодательства позволяет раскрыть признаки коммерческих банков такие как, что банк является юридическим лицом -- предпринимателем, то есть таким организационным образованием, деятельность которого направлена на извлечение прибыли,   банк является кредитной организацией, т.е. организацией, созданной для осуществления банковских операций. Банк действует на основе лицензии, выдаваемой Центральным  Банком России, так же банк обладает специальной компетенцией, то есть. он извлекает прибыль только путем. Но коммерческие банки так же несут ответственность, например за неисполнение или ненадлежащее исполнение расчетных операций перед плательщиком и получателем средств.

       Специфика содержания правосубъектности банков главным образом проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

       Таким образом коммерческие банки обладают уникальной способностью создавать  средства платежа, которые используются в хозяйстве для  организации товарного обращения и расчетов, то есть об открытии и ведении чековых и других  счетов,  служащих основой безналичного оборота. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо  отлаженной  системы  денежных расчетов. Отсюда большое  значение  банков,  как  организаторов этих расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

    1.   Гражданский кодекс от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства. 1994. - № 65. – 2011.

Информация о работе Коммерческие банки как субъект финансового права