Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение теоретических основ института финансового контроля в Российской Федерации и выявление путей к его возможному совершенствованию.
Основными задачами, которые были поставлены при написании данной работы, являются:
определение понятия и сущности финансового контроля;
изучение форм и методов проведения финансового контроля;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей институт финансового контроля;
поиск направлений по совершенствованию финансового контроля и его нормативно-правовой базы.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1. Понятие финансового контроля и его сущность 5
2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля. 9
2.3. Финансовая дисциплина 13
Глава 2. Осуществление финансового контроля в Российской Федерации 15
1.1. Формы проведения финансового контроля 15 -
2.2. Организация и проведение финансового контроля - 17 -
2.3 Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в РФ - 19 -
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля - 33 -
Заключение - 39 -

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ11.docx

— 108.07 Кб (Скачать документ)

При  наличии  достаточной  информации,  свидетельствующей о  связи  какой-либо  сделки  с  легализацией  (отмыванием) денежных средств,  полученных  незаконным  путем,  Федеральная служба  по  финансовому мониторингу направляет  полученные сведения  в компетентные  правоохранительные органы.

В  процессе реализации  контрольных функций данная  Федеральная  служба взаимодействует и  осуществляет информационный обмен с  иностранным и  финансовым и  разведками, такими, как  Fincen  (США),  Trakfin  (Франция),  международная организация  FATF и др.

Главные распорядители   и распорядители  бюджетных  средств осуществляют финансовый  контроль за  целевым  использованием  бюджетных средств,  своевременным  их возвратом,  а также  предоставлением отчетности  и  внесением  платы  за  пользование  бюджетным и  средствами.  Указанные  контролирующие субъекты  проводят  проверки  подведомственных  государственных и  муниципальных предприятий, а также бюджетных учреждений.

Финансовый  контроль за движением финансовых средств на уровне субъектов РФ  и муниципальных образований осуществляют  территориальные учреждения  федеральных органов исполнительной власти,  а также финансово-контрольные  органы, образованные   в   структуре   органов   государственной   власти субъектов  РФ  или  органов  местного  самоуправления.  Например,  в Республике Карелия  данную функцию осуществляет Министерство Финансов РК.

Роль Центрального банка Российской Федерации в системе государственного финансового контроля определяется возложенными на него полномочиями в сфере валютного регулирования и управления банковской системой. Согласно Конституции РФ 
главной целью деятельности Центробанка является защита и обеспечение устойчивости рубля. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 
раскрывает ее подробнее, выделяя три основных направления: укрепление покупательной 
способности рубля по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление 
банковской системы России, обеспечение эффективного и бесперебойного 
функционирование системы расчетов.22 Следовательно, контрольные функции ЦБ РФ не ограничиваются сферой внутрибанковского контроля.

Выступая субъектом денежно-кредитной  политики, ЦБ РФ контролирует финансовые потоки, объем денежной массы в стране, работу кредитных организаций, воздействует на деловую активность и решение многих макроэкономических проблем. ЦБ РФ влияет на объективные предпосылки формирования сбережений юридическими и физическими лицами и их последующей трансформации в инвестиции. Такими объективными предпосылками, находящимися в компетенции ЦБ РФ, являются темпы роста инфляции, курс национальной валюты, уровень процентных ставок.23 ЦБ РФ осуществляет оперативное управление уставным капиталом и иным имуществом, являющимся федеральной собственностью.24

Надзорные полномочия ЦБ РФ позволяют  ему осуществлять предварительный и 
текущий контроль за деятельностью кредитных организаций. Эти полномочия включают: 
контроль за соблюдением кредитными организациями установленных ЦБ РФ нормативов, 
полномочия в области антимонопольного и валютного контроля и иные полномочия.

Контрольные полномочия ЦБ РФ дают право  применять санкции к нарушителям 
пруденциальных норм деятельности. Законодательство предусматривает 2 вида санкций: 
первичные (если нарушение установлено впервые) и последующие (в случае невыполнения ранее выданных предписаний).25

Внутренний  финансовый  контроль  осуществляется  в границах   компетенции   отдельного   министерства   или   ведомства (внутриведомственный)  или в пределах  отдельного  предприятия,  организации,  учреждения  (внутрихозяйственный).

Ведомственный  финансовый   контроль  осуществляется   контрольно-ревизионными   управлениями,    иным и    структурам и министерств,  ведомств  и  органов  государственного управления за деятельностью подотчетных предприятий,  учреждений  и  организаций,  которые  не  реже  одного  раза  в  год  проводят  комплексные  ревизии   и  тематические  проверки  поступлений   и расходования  бюджетных  средств  в  федеральных  органах  исполнительной власти,  а также  на  предприятиях,  в учреждениях и  организациях,   использующих  средства  федерального  бюджета.  Средства,  израсходованные  с  нарушением  финансового законодательства, а также доходы,  полученные от их использования, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение одного  месяца  после выявления  контролирующим  органом  указанных  нарушений. Внутрихозяйственный  финансовый   контроль   проводится   в рамках отдельного хозяйствующего субъекта по его  инициативе или  органа,  им  управляющего  имеющимися  экономическими, финансовыми и юридическими  службами.

Внутренний  контроль осуществляется  в  интересах собственника,  поэтому его  основной  целью  является  оказание  помощи руководству  или  органу управления  по  эффективному  ведению финансовой  деятельности.

Данный  вид контроля  в числе  прочих выполняет  информирующую и  подготовительную функции.  По результатам проверки  службы,  проводящие  внутренний  контроль,  составляют  и представляют руководству (органу управления)  данные  финансового анализа,  оценки  ведения  бухгалтерского учета и  статистической отчетности, финансовые резолюции по заключенным или выполненным  гражданско-правовым  и трудовым договорам и т. д.  На основе  полученной  информации собственник проверяемого  объекта принимает  меры  по  повышению  эффективности финансовой и хозяйственной деятельности, устранению или предупреждению  фактов  нарушения  финансовой  дисциплины, привлечению  (если  необходимо)  иных  контролирующих субъектов.  Внутренний  контроль особенно  необходим перед обязательной финансовой  проверкой , поскольку позволяет собственным и силами  и за счет собственных денежных средств своевременно  выявить и устранить финансовые  правонарушения,  а также подготовить  необходимую документацию для  государственных (муниципальных )  контрольных органов.

Аудиторский финансовый  контроль  является  одним  из  видов независимого  вневедомственного  (внешнего)  контроля,  осуществляемого  в  качестве  предпринимательской  деятельности  по проверке  бухгалтерского  учета  и  финансовой  (бухгалтерской) отчетности  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей (аудируемых лиц).

Аудит  не   подменяет  собой   государственный  финансовый контроль,  поэтому  и  законодателем  цель  аудита определена  в качестве  выражения  мнения  о достоверности финансовой  (бухгалтерской)  отчетности  проверяемых  лиц  и  соответствии  порядка  ведения  бухгалтерского учета законодательству РФ.

Учитывая  высокое значение  аудиторского  контроля  как  независимого  высококвалифицированного способа проверки  финансовой  и  хозяйственной деятельности,  государство осуществляет нормативно-правовое регулирование  отношений,   складывающихся в этой сфере. В частности, Федеральным законом от 7 августа 2001  г. №  119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»26    установлены требования,  предъявляемые к аудиторам,  порядок лицензирования   аудиторских   организаций,    права   и   обязанности аудиторов  и  аудируемых  лиц,   перечислены  субъекты,   подлежащие  обязательному аудиту,  введен  контроль  качества  работы аудиторов и т. д.  Важное значение в финансово-правовом регулировании  аудиторской деятельности имеет постановление  Конституционного  Суда  РФ  от  1  апреля  2003  г.  № 4- Π  по делу  о проверке конституционности положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  в связи  с жалобой  гражданки  И.  В.  Выставкиной.  На федеральном уровне  Правительством  РФ утверждаются правила (стандарты) аудиторской деятельности,  которые  могут  быть  императивными  и  рекомендательными.

В условиях рыночной  экономики у государства часто возникает  потребность в  получении  объективной  информации  о  финансовом  состоянии  своих  предприятий  или  субъектов  предпринимательской деятельности.  Например,  по  инициативе  государства  проводится  аудит  использования  бюджетных средств, выполнения  государственных целевых программ.  Существенное значение аудит имеет в процессе приватизации  государственного имущества:  на основании  предложений аудиторов выбирается  способ  приватизации  каждого объекта  государственной  собственности  и  осуществляется  предпродажная  подготовка  государственных  предприятий.27

Однако не все отношения, складывающиеся в процессе аудиторской  деятельности,  входят  в предмет финансового права. Поскольку аудит является   предпринимательской   деятельностью,  регулируемо й  нормам и  гражданского  права ,  то  определяющим и  критериям и  отнесения  отношений,  возникающих в процессе  аудиторской деятельности,   к финансово-правовым являются  характер  (основа)  этих отношений,  методы  регулирования  и  субъектный  состав.  Основа  аудиторских  отношений (имущественный  характер) является одинаковой  по отношению ко  всем  проверяемым  лицам,  поэтому  главными  признаками отнесения  каких-либо  аудиторских отношений  к  предмету финансового   права  будут  служить  обязательность   (императивность)  назначения  проверки  и  подконтрольный  субъектный состав.

В  сферу финансово-правового  воздействия включаются деятельность уполномоченного  федерального органа  государственного регулирования аудиторской деятельности и деятельность в сфере  обязательного аудита.

Нормами  финансового  права  регулируются  отношения  по обязательному  аудиту,  целью  которого  выступает  проверка  ведения  бухгалтерского учета и финансовой  (бухгалтерской)  отчетности  организации или индивидуального предпринимателя. Согласно  действующему  законодательству  обязательному  аудированию  подлежат:  государственные внебюджетные фонды,  доходными  источниками  которых  являются  обязательные  отчисления  физических  и  юридических лиц;  государственные  унитарны е   предприятия,   основанные   на   праве   хозяйственного ведения, если объем  их выручки от реализации  продукции  (выполнения  работ, оказания услуг) за один  год превышает в пятьсот тысяч  раз  минимальные  размеры  оплаты  труда  или  сумма активов  баланса  превышает  на  конец  отчетного  года  в двести тысяч  раз  минимальный  размер  оплат ы  труда.  Для   муниципальных унитарных  предприятий финансовые  показатели  могут быть  понижены  на  основании  соответствующего  закона  субъекта  РФ.

Необходимость обязательного  аудита  обусловлена спецификой  организационно-правовой  формы  проверяемых лиц,  характером  их функций либо большим  объемом выручки от реализации  продукции или значительной  суммой  активов  баланса  на конец отчетного  года,  т. е.  такими  обстоятельствами,  которые требуют  установления   повышенных   гарантий  достоверности финансовой    (бухгалтерской)   отчетности    проверяемы х   лиц. В  конечно м счете обязательный  аудит  проводится  в  целях защиты  прав  и  законных  интересов  всех  субъектов финансового права, а также обеспечения экономической безопасности  государства.

Отношения,  складывающиеся  в связи  с  назначением  и  проведением  обязательной  аудиторской  проверки,  носят  имущественный  и  публично-правовой  характер.  Организация,  осуществляющая такую  проверку, действует на основании  Федерального   закон а   «Об   аудиторской   деятельности »   и   выступает   в качестве   независимой   контрольно-ревизионной   инстанции, уполномоченной  государством   на  совершение  обязательного аудита.  Обязательный  аудит  назначается  по  инициативе  государства,  выраженной  в  законодательной  форме,  поэтому для аудируемого субъекта он является обязанностью,  обременением публично-правового  характера.

Обязательный  аудит  представляет собой  завершающую  стадию  в  системе  официального  бухгалтерского учета  и  является независимым  официальным  контролем за  достоверностью  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности.  Правовое  регулирование

обязательного  аудита  сочетает  гражданско-правовые  и  финансово-правовые  формы.  Выбор  аудиторской  организации  и  оплата  оказываемых  ею  услуг  осуществляются  на  коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т. е. опосредуются  частноправовой  формой.  Вместе  с  тем  по  своим целям, предназначению  и  функциям  обязательный  аудит проводится  в интересах  неопределенного  круга лиц  и  государства  в  целом, т. е. выражает публичный интерес.

Обязательный  аудит  проводится  только  аудиторским и  организациями.  Федеральным  законом  «Об  аудиторской  деятельности»  установлено  требование  открытого  конкурсного  отбора аудиторской организации,  имеющей  право  проверять организации с долей государства (субъекта РФ)  в уставном (складочном) капитале  не  менее  25%.  Порядок  проведения  таких  конкурсов утверждается  Правительством  РФ.

Аудиторская  проверка  осуществляется  на  основании  возмездного  и  срочного  договора,  заключаемого  между подконтрольным   и   контролирующим  субъектами.   При   проведении обязательного аудита  аудиторская организация обязана застраховать рис к ответственности за  нарушение договора.

По  результатам  аудиторской  проверки  составляется  заключение,  являющееся официальным документом  и выражающее в установленной форме мнение  аудиторской организации (аудитора)  о достоверности финансовой  (бухгалтерской)  отчетности подконтрольного субъекта  и соответствии  порядка ведения его бухгалтерского учета действующему законодательству. Аудиторское заключение  в качестве  обязательного элемента  входит  в официальную бухгалтерскую отчетность  за  год;  его отсутствие является  основанием  для отклонения  бухгалтерской отчетности,  а налоговые органы не  вправе считать ее достоверной.

Общественный   финансовый   контроль   обусловлен    правом граждан на  создание  общественных  объединений,  закрепленным ст.  30  Конституции РФ.  На основании статьи 3 Федерального закона от  19 мая  1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»28    общественные  объединения  создаются  для  защиты  общих  интересов  и  достижения  общих  целей,  способствуют  реализации  прав  и  законных  интересов  граждан.  В  сфере  финансовых    отношений     государства    объектами    общественного финансового  контроля  могут быть отчеты  об  исполнении  бюджетов, публикующиеся в обязательном порядок;  при отсутствии законодательных ограничений  —  аудиторские отчеты  и заключения;   деятельность  различных фондов,   использующих  или распределяющих  государственные (муниципальные)  денежные средства;  проведение  государственных (муниципальных)  лотерей и т. д.  Данный  вид финансового контроля  имеет целью формирование  общественного мнения  относительно  государственной  финансовой  политики,  а также делает  публичную финансовую деятельность более прозрачной.

Информация о работе Финансовый контроль