Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение теоретических основ института финансового контроля в Российской Федерации и выявление путей к его возможному совершенствованию.
Основными задачами, которые были поставлены при написании данной работы, являются:
определение понятия и сущности финансового контроля;
изучение форм и методов проведения финансового контроля;
изучение нормативно-правовой базы, регулирующей институт финансового контроля;
поиск направлений по совершенствованию финансового контроля и его нормативно-правовой базы.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1. Понятие финансового контроля и его сущность 5
2.2. Цели, принципы, предмет и метод, финансового контроля. 9
2.3. Финансовая дисциплина 13
Глава 2. Осуществление финансового контроля в Российской Федерации 15
1.1. Формы проведения финансового контроля 15 -
2.2. Организация и проведение финансового контроля - 17 -
2.3 Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в РФ - 19 -
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля - 33 -
Заключение - 39 -

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ11.docx

— 108.07 Кб (Скачать документ)

 

Глава 2. Осуществление финансового контроля в Российской Федерации

1.1. Формы проведения финансового контроля

Форма    финансового    контроля    —    это    способ   конкретного    выражения     и     организации    контрольных    действий.      Под    формой     финансового   контроля   можно   понимать   и   отдельные   аспекты проявления  сущности  контроля  в зависимости от времени  проведения  контрольных  мероприятий.

В  финансово-правовой  теории  и  практике  осуществления  финансового   контроля  традиционно   выделяются   следующие его  формы:  предварительный,  текущий  и  последующий.  Однако  некоторые  ученые  не  выделяют текущий  финансовый  контроль  в  качестве  самостоятельной  формы,  аргументируя  свою позицию  тем,  что такие формы финансового контроля,   как предварительный  и  последующий, осуществляются в ходе текущей  деятельности  контролируемых  объектов  и  выражают  содержание  текущей  оперативной  работы  соответствующих органов ;  текущий контроль  — это повседневно проводимый  предварительный  или  последующий финансовый  контроль.12

Данный  подход  не  вполне отражает многообразие форм  финансового  контроля  и  не  соответствует действующему  законодательству.  Суть  вопроса об  обособлении текущего финансового  контроля  заключается в степени обобщения,  в том  числе  по объект у  контроля.   Например,  в  деятельности  Счетной  палаты   РФ  методы последующего  контроля   (проверки,  ревизии ) могут использоваться  в рамках текущего  финансового  контроля,  если  объектом  контроля являются  не  какие-либо отдельные финансовые  операции,  а исполнение  федерального  бюджета  в целом.  Следует учитывать,  что  и  статья  265  Бюджетного кодекса  РФ  называет текущий  финансовый  контроль  в  качестве  самостоятельной формы финансового   контроля,   осуществляемого   законодательными (представительными) органами  государственной власти  и  представительными  органами  местного самоуправления.

Финансовый  контроль,  осуществляемый  государством  или муниципальным и  образованиями, классифицируется  по  различным  основаниям  на  несколько  групп.

По   времени  проведения  государственный   и   муниципальный финансовый   контроль  подразделяется  на  предварительный,  текущий     и     последующий.

Предварительный  финансовый  контроль  проводится  до  совершения финансовых операций  — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов или решений  по финансовым  вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий;  прогнозирования   поступлений   налоговых   платежей   в   бюджеты и т. д.  Важное значение  предварительный  контроль  имеет при оценке  экономических,  правовых и  политических  последствий финансовых  законопроектов;  при  введении  в действие  новых финансово-правовых  норм,   регулирующих  финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.  Предварительная реализация  государством   или   муниципальным   образованием   своих контрольных функций  имеет большое значение для  предупреждения  правонарушений  и  способствует  укреплению  финансовой дисциплины.

Результаты  предварительного финансового  контроля  внешне могут быть оформлены  в  виде  экспертных  заключений  по  проектам  соответствующих  бюджетов   и   внебюджетных  фондов, смет государственных и  муниципальных  предприятий,  по  проектам  нормативных  правовых актов  всех уровней,  затрагивающих бюджетные расходы  или  иные  вопросы  публичной финансовой деятельности. Так,  статья  195  Бюджетного кодекса  РФ устанавливает предварительный  финансовый  контроль,  осуществляемый  Счетной палатой  РФ  относительно  бюджетных документов:  проект федерального  закона  о  федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год  направляется  на  заключение  в  Счетную  палату РФ.

Текущий финансовый  контроль проводится  во  время осуществления каких-либо финансовых операций  — уплаты  налогов, финансирования   государственных расходов,   межбюджетного кредитования,  исполнения  бюджетов и т. д. Текущий финансовый  контроль реализуется как  в деятельности  контролирующих органов специальной  компетенции,  так  и  в ходе  рассмотрения отдельных  вопросов  финансово й  деятельности  н а  заседания х комитетов,  комиссий,  рабочих  групп,  законодательных  (представительных)  органо в  государственной  власти  и  представительных органо в  местного  самоуправления,  в  ходе  парламентских слушаний и  в связи с депутатскими запросами.

Особенностью текущего финансового  контроля  является  его проведение  в  ходе  реализации хозяйственных  или  финансовых операций, т.  е.  в  процессе ежедневной работы финансовых органов.   Поэтому   иначе   его   называют   оперативным  финансовым контролем.   Он  основывается   на  бухгалтерском   и   налоговом учетах,  первичных документах,  инвентаризациях,  порядке ведения  кассовых операций,  что позволяет и контролирующим  органам,  и подконтрольным субъектам быстро реагировать на  изменения  в  финансовой  деятельности, предупреждать нарушения  законодательства и  предотвращать потери и убытки.

Последующий финансовый  контроль  проводится  после  завершения  финансовых операций  путем  анализа  и  ревизии  бухгалтерской  и  финансовой  документации,  проведения  внешнего аудита отчетов об  исполнении  бюджетов, государственных вне ­ бюджетных фондов,  отраслевых программ  или смет  государственных  (муниципальных)  унитарных предприятий.

Главной  целью  последующего  финансового  контроля  является  оценка  результатов финансовой деятельности и  эффективности  проводимы х  операций.  Основным  критерием  последующего   финансового   контроля   следует считать   максимальную полноту  охвата  проверками,  ревизиями  и  другими  методами всей  финансовой деятельности  контролируемого субъекта.

В  ходе  осуществления  финансового  контроля  по окончании отчетного  периода  определяется  состояние  финансовой  дисциплины,  выявляются  правонарушения  и  закладывается  база для дальнейшего  совершенствования  государственной  и  муниципальной   финансовой   деятельности.   Последующий   контроль отличается  углубленным  анализом  финансовой  деятельности какого-либо  субъекта  за определенный  период  и  позволяет определить степень  эффективности  проведенных ранее предварительного  и  текущего финансового  контроля.

2.2. Организация и проведение финансового контроля

Для осуществления финансового  контроля в Российской Федерации  используются различные методы, к  числу которых относятся и  те, которые применяются практически  всеми контролирующими органами, а именно: проверки (документальные и камеральные), обследование, экономический  анализ, ревизия.

Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 146н утверждено Положение о требованиях  к деятельности по осуществлению  государственного финансового контроля. Указанное Положение распространяется на деятельность федеральных органов  исполнительной власти при организации  и осуществлении ими финансового  контроля в соответствии с бюджетным  законодательством Российской Федерации  и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. При этом действие Положения не распространяется на финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством и  Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с бюджетным  законодательством Российской Федерации  и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Контрольная деятельность осуществляется субъектом финансового контроля в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими  бюджетные правоотношения.

Субъект финансового контроля устанавливает  критерии оценки результативности контрольной  деятельности в целом, а также  работы каждого работника финансового  контроля.

При осуществлении контрольной  деятельности работники финансового  контроля должны руководствоваться  следующими принципами:

Независимости. Согласно данному принципу, при возникновении ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на исполнение работником финансового контроля своих обязанностей, необходимо сообщить об этом непосредственному руководителю и выполнить его решение;

Профессиональной компетентности. При осуществлении контрольной деятельности работники должны обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками, что подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе, также возможно утверждение должностных инструкций, определяющих квалификационные требования для работников всех уровней;

Должной тщательности. Данный принцип выражается в своевременном и точном исполнении обязанностей, которые должны быть установлены порядком осуществления контрольной деятельности, а также программой контрольного мероприятия.

Одним из элементов эффективности  организации и проведения контроля является четкое планирование. Своевременное  планирование позволяет сократить  организационный процесс и освободить время для подготовительного  периода.

План контрольной деятельности ревизионного органа составляется и  утверждается на календарный год  и представляет собой перечень контрольных  мероприятий, которые планируется  осуществить в следующем календарном  году.

В целях обеспечения качественного  оформления материалов контрольных  мероприятий и документов по их дальнейшей реализации утверждается порядок осуществления  контроля за составлением актов контрольных  мероприятий, комплектованием материалов и оформлением документов по их реализации.

При проведении контрольного мероприятия  должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам  этого мероприятия. Доказательством  является информация, полученная при  проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые  подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия. При этом к доказательствам относятся  первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов финансового контроля, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.

 

2.3 Субъекты, осуществляющие финансовый контроль в РФ

Финансовый  контроль  выступает разновидностью  финансовой деятельности  и  одновременно разновидностью управленческой  деятельности  государства  в  финансовой  сфере,  поэтому в   зависимости  от   субъектов,  осуществляющих государственный и  муниципальный  финансовый  контроль,  выделяют:

контроль законодательных (представительных) органов  государственной  власти  и  представительных  органов  местного  самоуправления;

контроль  Президента  РФ;

контроль  органов  исполнительной  власти  общей компетенции;

контроль  со  стороны  специально  образованных  органов  исполнительной  власти и  органов  местного самоуправления;

контроль со стороны Центрального банка РФ;

внутренний  (внутриведомственный  и  внутрихозяйственный) контроль;

аудиторский  контроль;

общественный  контроль.

Согласно    статье     265     Бюджетного кодекса     РФ    законодательные     (представительные)     органы    власти     и     представительные    органы    местного    самоуправления  реализуют контрольные   полномочия   в следующих формах:

предварительный  контроль  —  в  ходе  обсуждения  и  утверждения  проектов  законов  (решений)  о бюджете и иных  проектов  законов (решений)  по бюджетно-финансовым  вопросам;

текущий  контроль —  в  ходе рассмотрения отдельных вопросов  исполнения  бюджетов  на  заседаниях  комитетов,  комиссий, рабочих  групп  законодательных  (представительных)  органов, представительных  органо в местного  самоуправления,   в ходе парламентских слушаний  и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль —  в ходе рассмотрения  и  утверждения  отчетов об  исполнении  бюджетов.

Для   реализации   контрольных  полномочий   в  финансовой сфере  законодательные  (представительные)  органы   власти  и представительные  органы  местного  самоуправления  наделены законодательством соответствующими  правами,  важнейшим и из которых являются:  получать от органов исполнительной  власти, органов местного самоуправления  сопроводительные материалы,  необходимые для утверждения бюджетов;  получать от соответствующих органов оперативную  информацию  об  их  исполнении  и  давать  оценку деятельности  этих  органов;  утверждать  или  отклонять  отчет об  исполнении  бюджета;  образовывать собственные контрольные органы для  проведения  внешнего аудита бюджета.

В частности, Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и подотчетным  ему. Основными задачами Счетной  палаты Российской Федерации, в частности, являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам, структуре  и целевому назначению;

Информация о работе Финансовый контроль