Финансово – правовые нормы и отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:38, контрольная работа

Описание

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Содержание

Введение
1. Характеристика финансового права.
2. Особенности финансово-правовых санкций
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

финанвокое право.docx

— 43.38 Кб (Скачать документ)

Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компенсационный характер, в качестве мер государственно-властного принуждения они имеют правовосстановительную природу и имущественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение финансовых обязанностей перед государством, в частности бесспорной обязанности налогоплательщика перечислить причитающиеся платежи в пользу казны. Восстановление нарушенных финансовых прав государства предполагает достижение полной эквивалентности, т. е. возвращение казне как потерпевшей стороне объема финансовых прав, утраченного в результате произошедшего факта финансового правонарушения.

Финансовые санкции имеют  общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Основные различия между штрафом  как карательной санкцией и недоимкой  и пеней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

  • основанием штрафной ответственности является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основанием правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необходимости государственно-властное принуждение к их исполнению;
  • штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно;
  • взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам себя подвергнуть финансовой ответственности. В отличие от штрафа, уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения. Так, в п. 2 ст. 75 НК РФ говорится, что «сумма соответствующих пеней взыскивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах»; п. 3 ст. 101 НК РФ устанавливает, что на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций  любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.

Единую правовую природу  финансовых санкций подчеркивает и БК РФ. Пункт 2 ст. 41 БК РФ относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.

В российском финансовом праве  санкции имеют еще один общий  аспект, наличие которого существенно  отличает финансово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

 

Заключение

 

Завершая работу над рефератом  можно прийти к следующему выводу, что правовое регулирование финансовых отношений между государством и  уполномоченными им органами с одной  стороны и юридическими и физическими  лицами с другой затрагивает интересы всего общества. Финансовое право - одна из самых динамично развивающихся  отраслей права в современной России.

Это связано с общей  тенденцией эволюции государства и  права в условиях глобальных экономических  преобразований в стране. Упрочение  и развитие частной собственности  определяет значение норм финансового  права, как инструмента гарантирующего права и обязанности и государства, и собственника-предпринимателя. Правовые основы и принципы финансовой деятельности представлены в функционировании современной  финансовой системы России.

Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового  права, состоит в том, что они  возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и  другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных  отношений, так как возникают  по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его  орган.

Финансовое право —  самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования  государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству  для выполнения его задач и  функций методом «власти и  подчинения», как правило, не основанным на субординации.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовая литература

  1. Конституция Российской Федерации  // Российская газета от 25 декабря 1993 г. - № 237.
  2. Гражданский кодекс РФ, СЗ РФ, 1994 г. N 32 ст. 3301, 1996 г. N 5 ст. 410, 2001 г. N 49 ст. 4552.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. - СПб.: Норма, 2004.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823.
  5. ФЗ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., № 39.

Дополнительная  литература

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы ЮНИТИ, 2000.
  2. Воронов Л.К., Давыдова Л.А. и др. Финансовое право. - М., 2002.
  3. Российское право: Учебник для вузов / Кашанина Т.В., Кашанин А.В. -  М., 2005.
  4. Современный финансово-кредитный словарь. - М.: Инфра-М, 1999.
  5. Финансовое право Российской Федерации. Учебное пособие / Шестаков А.В. Науч. ред.: Гущин В.В. - М.: МГИУ, 2001. - 416 c.
  6. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  7. Финансы / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М., Сабанти. - М.: Перспектива Юрайт, 2001.

Информация о работе Финансово – правовые нормы и отношения