Федеральное казначейство в финансовой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:39, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ деятельности органов федерального казначейства, рассмотрение основных задач и их прав, а также оценка федерального казначейства на современном этапе, а также подробное определение и характеристика субъектов банковского права и банковских правоотношений.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные направления деятельности Федерального казначейства в сфере финансового контроля 5

1.1. Федеральное казначейство в финансовой системе РФ 5

1.2. Задачи и права органов казначейства 7

1.3 Федеральное казначейство на современном этапе 12

Глава 2. Субъекты банковского права и банковских правоотношений 16

2.1. Банк России и кредитные организации – типичные субъекты банковского права 16

2.2. Учредители (участники) кредитной организации как субъекты банковского права 17

2.3. Банковские правоотношения и их виды 20

Заключение 23

Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 52.20 Кб (Скачать документ)

бюджета, утверждены Правила организации  работы. Указанные правила распространяются на получателей средств федерального бюджета, которым для учета операций открыты лице счета в органах федерального казначейства.

     Начиная с 2002 г. все участники бюджетного про действуют в соответствии с едиными правилами и процедурами, учет налогового обязательства ведется только по виду налога, а не в зависимости от того, как распределяются доходы от уплаты этого налога по  уровням бюджетной системы; прекращена практика предоставления субъектами Федерации отсрочек и льгот по регулирующим Федеральным на и сборам в доле, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Федерации.

     В ст.168 Бюджетного Кодекса сказано, что "органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета." В статье[8] закреплено право органов исполнительной власти РФ осуществлять исполнение через территориальные органы Федерального казначейства. При этом органы Федерального казначейства осуществляют функции по исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на основе заключенных бюджетных соглашений о полномочиях по кассовому обслуживанию (учету доходов, расходов и источников финансирования дефицита) исполнения соответствующего бюджета с органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления. Кроме того, статья устанавливает, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют контроль за целевым и эффективным расходованием средств не только бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, но также и федерального бюджета со стороны организаций – непосредственных получателей бюджетных средств на обслуживаемой территории.

     Деятельность  кредитных организаций, обслуживающих  операции по движению бюджетных средств, в том числе и из федерального бюджета, на соответствующей территории также контролируется органами Федерального казначейства в части сроков прохождения этих операций.

     Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство также ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Порядок регистрации и учета получателей средств устанавливается Министерством финансов РФ. Главная книга ведется во всех территориальных органах федерального казначейства, организующих учет исполнения федерального

бюджета. Она служит для синтетического учета, в ней одновременно отражаются хронологические и систематические записи по счетам бухгалтерского учета в соответствии с единым планом счетов, утвержденным Инструкцией Министерства финансов РФ по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов от 17.02.1999 г. № 15н [9].

     В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, органы Федерального казначейства на основе распоряжения министра финансов РФ имеют право приостановить финансирование. Право требовать устранения нарушений, выявленных при исполнении федерального бюджета, они имеют в соответствии с Положением "О Федеральном казначействе", утвержденным Правительством РФ от 27.08.1993 г. № 864 ( в ред. от 28.01.1997 г.). В соответствии со ст.284 Бюджетного Кодекса РФ и Положением, упомянутым выше, органы Федерального казначейства имеют право составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов. Все эти полномочия законодательно закреплены.

     В течение всех прошедших лет, а  также в настоящее время органы федерального казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль на всех этапах исполнения бюджета: от принятия бюджетными учреждениями обязательств, оплата которых проводится из федерального бюджета, до проверки фактического объема выполненных работ и услуг с учетом соблюдения необходимых процедур положений по бухгалтерскому учету и отчетности строго в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Каждый полученный учреждениями рубль, независимо от цели использования подвергался и подвергается тщательной проверке. Детальный учет расходов позволяет в ходе исполнения бюджета в более полной мере реализовать принцип обязательной сбалансированности бюджета, которые неизбежно возникают на этапе его прогнозирования в условиях не экономической ситуации.

1.3 Федеральное  казначейство на современном  этапе.

     В период существования СССР порядок  кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета, государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных

     ассигнований. С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991 г. и усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, - по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса прежде всего, как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок.

Этот  процесс был локализован, а затем  и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Вторая задача, гораздо более важная, состояла не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, но и в налаживании и осуществлении жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием государственных средств непосредственно бюджетополучателями[11].

     Окончательно  сформировавшаяся уже к 1995-1998 году Единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина России и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и Санкт-Петербург, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Главное управление Федерального казначейства является структурным одразделением центрального аппарата Минфина России и подчиняется Министру финансов РФ. Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина России.

     В своей деятельности федеральное  казначейство руководствуется "Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.) Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство.

     Собранная казначейством информация позволяет  правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

     Для реализации функции эффективного управления государственными финансами, казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления и на котором консолидируются все государственные финансовые ресурсы.

     Августовский  кризис 1998 года наглядно показал эффективность  казначейской системы. Средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся в казначействе совершенно не пострадали, в то время как коммерческие банки не смогли обеспечить их должную защиту. В тоже время, ведение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных

ассигнований  в вопросах использования этих средств, при условии, что они

используются  ими в установленном порядке  и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.

     Помимо  деятельности по финансовому управлению, казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование. Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения.

     Процедура кассового исполнения бюджета заключается  в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа федерального казначейства в пределах установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности изменить направление финансирования определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных

ассигнований. Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета, является ещё одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой возлагается на федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов. На сегодняшний день актуальным стал вопрос эффективности использования средств федерального бюджета, ликвидации нефинансируемых государственных мандатов. В системе федерального казначейства фактически завершен процесс формирования автоматизированного единого реестра бюджетополучателей,

позволяющего  обеспечить адресность и эффективность  государственного финансирования. Широкий спектр функций адекватен роли казначейства в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в Российской Федерации.

Эта роль может быть пассивной, - когда казначейство лишь доводит выделенные Главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям согласно закону о федеральном бюджете, а может быть активной, - когда казначейство жестко регламентирует процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью ведет их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.

  
 
 
 

Глава 2. Субъекты банковского права и  банковских правоотношений.

2.1 Банк  России и кредитные организации  – типичные субъекты банковского  права.

     Кредитная организация - это сторона, которая  отвечает не только перед клиентом, но и перед Банком России.

     Кредитная организация, как правило, является субъектом и гражданско-правовых, и банковских отношений. В процессе банковских операций одновременно возникают  и горизонтальное (гражданско-правовое), и вертикальное (банковское) правоотношения.

     Горизонтальное  правоотношение имеет самостоятельное  значение, но одновременно с этим оно  является тем юридическим фактом, с которым закон и нормативные  акты связывают необходимость возникновения  вертикального правоотношения.

     Так, например, заключение договора банковского  вклада порождает правоотношение между  кредитной организацией вкладчиком. Это горизонтальное (гражданско-правовое) отношение. Но одновременно с этим автоматически  возникает вертикальное (банковское) правоотношение между Банком России и коммерческим банком. Суть этого  правоотношения состоит в том, что  кредитная организация обязана  правильно (в соответствии с требованиями банковских законов и нормативных  актов Банка России) осуществить  операцию по привлечению вклада, например, сделать необходимые проводки в  бухгалтерском учете. В этом же правоотношении Банк России приобретает право потребовать  от кредитной организации, чтобы  она соблюдала указанные требования.

     Например, между заемщиком, получающим кредит, и кредитной организацией возникает  гражданское правоотношение с взаимными  правами и обязанностями по отношению  друг к другу. Но в отличие от кредитной  организации заемщик не является субъектом банковского права. Заемщик, получивший кредит в коммерческом банке, не несет обязанностей и ответственности  перед Банком России, не может и  не должен подвергаться каким бы то ни было санкциям со стороны Банка России. Субъектом банковского права в данном случае является только кредитная организация, так как сам факт выдачи ссуды клиенту порождает банковское правоотношение между нею и Банком России. Суть этого правоотношения в нашем примере состоит в том, что кредитная организация должна отчитаться перед Банком России о том, что ею создан резерв в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона "О Банках и банковской деятельности". А Банк России имеет право потребовать такого отчета. Соответственно, все требования о классификации ссуд и создании адекватного им резерва касаются только кредитной организации, так как именно она (а не клиент) должна компенсировать риск невозврата выданной заемщику ссуды.

Информация о работе Федеральное казначейство в финансовой системе РФ