Федеральное казначейство в финансовой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:39, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ деятельности органов федерального казначейства, рассмотрение основных задач и их прав, а также оценка федерального казначейства на современном этапе, а также подробное определение и характеристика субъектов банковского права и банковских правоотношений.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные направления деятельности Федерального казначейства в сфере финансового контроля 5

1.1. Федеральное казначейство в финансовой системе РФ 5

1.2. Задачи и права органов казначейства 7

1.3 Федеральное казначейство на современном этапе 12

Глава 2. Субъекты банковского права и банковских правоотношений 16

2.1. Банк России и кредитные организации – типичные субъекты банковского права 16

2.2. Учредители (участники) кредитной организации как субъекты банковского права 17

2.3. Банковские правоотношения и их виды 20

Заключение 23

Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 52.20 Кб (Скачать документ)

     2.2 Учредители (участники) кредитной  организации как субъекты банковского  права.

     Субъектом банковского права является кредитная  организация как юридическое  лицо. Однако наряду с этими субъектами, в качестве исключения, закон предусматривает  возможность правоотношения между  Банком России и учредителями/участниками  кредитной организации. Причем это  правоотношение имеет гражданско-правовой характер, хотя оно регулируется банковскими  законами.

     Учредители  и участники кредитной организации - это нетипичные субъекты банковского  права. Они вступают в правоотношения с Банком России только в период, когда принимается решение о  государственной регистрации кредитной  организации.

     При приобретении более 20% долей или  акций кредитной организации, приобретатели  должны получить разрешение на это  в Банке России. При этом Банк России вправе потребовать от учредителей/участников кредитной организации представления  документов подтверждающих их удовлетворительное финансовое положение.

     До  внесения поправок в Гражданский  кодекс Российской Федерации (июль 1999 года) в законодательстве отсутствовало  четкое решение вопроса о том, являются ли субъектами банковского  права учредители (участники) кредитной  организации. Неясно было, в каких  случаях одни и те же лица являются субъектами гражданского права, а в  каких случаях - субъектами банковских правоотношений. В связи с этим необходимо было определить, во-первых, насколько законы, регулирующие банковскую деятельность, затрагивают права  и интересы учредителей (участников) кредитной организации, и, во-вторых, вправе ли Банк России распространять действие своих нормативных актов  на учредителей (участников) кредитной  организации.

     В теории этот вопрос не рассматривался. Поэтому неопределенность в законодательстве усугублялась неопределенностью теоретических  построений понятия банковского  права и банковских правоотношений. Между тем необходимость ответа на этот вопрос была продиктована практикой  и ее противоречиями в тех случаях, когда возникала потребность  в санации кредитных организаций  в связи с процедурами отзыва банковских лицензий. Ведь власть Банка  России не распространялась на учредителей (участников) кредитных организаций. И даже с принятием в 1998 году Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" ситуация оставалась противоречивой, так как  этот Закон все же противоречил ГК РФ в части властных полномочий Банка  России по отношению к учредителям (участникам) банков.

     В июне 1999 года п. 3 ст. 87 Гражданского кодекса Российской Федерации был дополнен абзацем  вторым следующего содержания: "Особенности  правового положения кредитных  организаций, созданных в форме  обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются также законами, регулирующими  деятельность кредитных организаций". П. 5 ст. 90 ГК РФ - абзацем вторым следующего содержания: "Права и обязанности  кредиторов кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций". П. 3 ст. 96 - абзацем третьим следующего содержания: "Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций". Этим же Законом п. 1 ст. 101 дополнен абзацем третьим следующего содержания: "Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций". Таким образом, внесена некоторая ясность в правовое положение Банка России, с одной стороны, и учредителей (а также участников, акционеров) кредитной организации - с другой. Теперь, с принятием указанных поправок к Гражданскому кодексу, взаимоотношения между Банком России и учредителями (участниками) кредитных организаций регулируются банковским правом, и это не противоречит гражданскому праву.

     В свою очередь, это означает, что в  случаях, предусмотренных законами, регулирующими деятельность кредитных  организаций, власть Банка России распространяется уже не только на кредитные организации, но и на их учредителей.

     Однако  эти изменения в законодательстве, на наш взгляд, не дают ответа на второй вопрос - о праве Банка России издавать нормативные акты, регулирующие деятельность учредителей (участников) кредитной организации. Ведь в ст. 90 ГК РФ теперь используется формулировка "законы, регулирующие деятельность кредитных организаций". Это означает, что Банк России не имеет полномочий принимать нормативные акты, которые  могли бы распространять свое действие на учредителей (участников) кредитной  организации. В противном случае было бы сказано, что права и обязанности  кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных  обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций, и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Но в законе ничего подобного нет. Поэтому проблема субъектов банковского права еще полностью не решена. Неясности остаются.

     Например, если в банк, у которого отозвана лицензия, назначен уполномоченный представитель  Банка России и появляется необходимость  детализировать взаимоотношения между  уполномоченным представителем и учредителями (участниками) кредитной организации - скажем, когда уполномоченный представитель  утверждает смету расходов или передает дела арбитражному управляющему. Во всех этих и во многих других случаях  могут возникать вопросы, которые  касаются собственности учредителей, и, следовательно, их интересы могут  быть затронуты действиями уполномоченного  представителя Банка России. В  этих и во многих аналогичных ситуациях  действуют Федеральные законы "О  несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций", "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)", "О банках и банковской деятельности", и в соответствии с нормами этих законов Банк России издает нормативные акты. Однако проблема остается нерешенной, поскольку ГК РФ не предусматривает что-либо, кроме  законов, регулирующих деятельность кредитных  организаций.

     2.3 Банковские правоотношения и  их виды.

     Вряд  ли целесообразно да и возможно в  принципе дать исчерпывающую дефиницию банковским правоотношениям. Но если все же, следуя традициям российского (советского) правоведения, постараться это сделать, то определение будет выглядеть следующим образом. Банковские правоотношения — это урегулированные частными и публичными нормами права общественные отношения, складывающие в процессе деятельности банков и иных кредитных организаций, реализующих свой специфический правовой статус и использующих деньги и иные финансовые средства как средства обращения, сбережения и как товар.

       Виды банковских правоотношений могут быть выделены в зависимости от субъектного состава:

а) между  банками и клиентами;

б) между  двумя коммерческими банками  по поводу осуществления банковских операций;

в) между  ЦБ и банками;

г) между  банками по поводу создания союзов, ассоциаций, клиринговых палат и прочих производных образований — членские правоотношения;

д) между  ЦБ и правительством — отношения  взаимного представительства;

е) между  ЦБ и высшими органами представительной власти — назначение и отчет.

       Кроме того, банковские правоотношения  могут быть классифицированы в зависимости от характера банковских операций, т.е. выделяются правоотношения, опосредующие:

а) пассивные  банковские операции, в которых банк выступает должником, — институт банковского вклада, банковского счета, выпуск ценных бумаг;

б) активные банковские операции, в которых банк участвует как кредитор, — кредитные  договоры и договоры об уступке денежного требования;

в) посреднические банковские операции — расчетные  правоотношения;

г) вспомогательные  банковские операции — правоотношения по поводу оказания информационных и  иных услуг.

     В зависимости от содержания правоотношения могут быть классифицированы следующим  образом:

а) имущественные; связанные с денежными средствами как видом имущества;

б) неимущественные, связанные с обеспечением режима банковской тайны, использованием тех или иных наименований, зашитой деловой репутации банка, присвоением рейтинга и др.;

в) организационные, связанные с построением внутренней организационной структуры самого банка и банковской системы в  целом.

       Основаниями возникновения банковских правоотношений могут выступать следующие:

а) норма  закона, например при реализации кредитно-денежной политики государства или формировании обязательных резервов;

6) административный  акт, например выдача лицензии  или ее отзыв;

в) договор  или односторонняя сделка;

г) причинение вреда (является спорным и нуждается  в дополнительном обосновании). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Большинство норм банковского права требует  серьезного осмысления, поскольку они используют далекие от юриста термины банковского дела. Многие проблемы правового регулирования банковской деятельности до сих пор не решены и даже не обсуждаются в юридической литературе. Кроме того, изучение банковского права предполагает хорошее знание основных теоретических положений и норм гражданского и хозяйственного (предпринимательского) права.

     Полное и своевременное исполнение бюджета по доходам и расходам - одна из основных задач государства. Организациям, осуществляющим контроль над исполнением бюджета на всех его этапах, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, регулирующим отношения между бюджетами различны уровней, является созданная в декабре 1992 г. но структура – Федеральное казначейство Российской Федерации. Таким образом, в начале 90-х годов назрела серьезная необходимость в создании отдельной финансовой структуры, которая была бы способна производить и контролировать исполнение именно федерального бюджета, обеспечивала бы прозрачность движения государственных средств. Исходной идеей образования казначейства было решение сверх принципиально важных задач: создание информационной системы, необходимость для управления бюджетом, и осуществление жесткого управленческого контроля над процессом исполнения бюджета.

     Развитие  казначейской системы исполнения бюджета сопровождалось передачей функций, выполняемых раннее органами ЦБ РФ, Государственно

налоговой службы РФ, в органы казначейства.

     Формирование единообразных межбюджетных отношений явилось ключевым условием для начала функционирования централизованной финансовой системы.

     Пройденный за эти годы путь оказался нелегкий, но достигнутыми результатами можно гордиться. Основным достижением можно считать тот факт, что в конце XX века в России была выбрана правильная концепция исполнения федерального бюджета. Можно гордиться тем, что в такой короткий период казначейская система уже полностью создана и достаточно успешно функционирует. Можно с уверенностью заявить, что несмотря на огромные организационные трудности — поставленные задачи выполняются, федеральное казначейство выстояло и доказало свое право на существование. Это признание произошло в первую очередь благодаря именно титаническому труду, профессионализму и жесткости в отстаивании интересов казны Российской Федерации.

     Завершено создание организационной структуры  органов Федерального казначейства.

     Сегодня казначейство представлено центральным  аппаратом и органами Федерального казначейства во всех субъектах Российской Федерации.

     Безусловно, предстоит еще очень многое сделать, доказать и воплотить в жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов по усовершенствованию деятельности федеральных органов федерального казначейства.

     Исходя  из вышеизложенного можно заметить, что деятельность органов федерального казначейства осуществляется согласно действующему

законодательству  целесообразно и весьма эффективно. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Приор, 2005 г. – 32с.
  2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: от 31 июля 1998 г. №145 – ФЗ: с изм. и доп. от 1 декабря 2008 г. ].
  3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть первая): [федер. закон: от 31 июля 1998 г. №145 – ФЗ: с изм. и доп. от 26 ноября 2008 г. ].
  4. Российская Федерация. Законы. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): [федер. закон: от 10 июля 2002 г. №86 – ФЗ: с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. ].
  5. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности: [федер. закон: от 2 декабря  июля 1990 г. №395-1: с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. ].
  6. Российская Федерация. Постановления. О министерстве финансов Российской Федерации: [постановление: от 30 июня 2004. №329: с изм. и доп. от 7 ноября 2008 г. ].
  7. Российская Федерация. Постановления. О федеральном казначействе: [постановление: от 1 декабря 2004. №703: с изм. и доп. от 7 ноября 2008 г. ].
  8. Финансовое право Российской Федерации: учебник [Текст] / Отв. Ред. М. В. Карасев. М.: НОРМА, 2001 г.
  9. Финансовое право: учебник [Текст] / Отв. Ред. О. Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2005 г. – 587 с.
  10. Финансовое право: учебник [Текст] / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. – М.: Юристъ, 2004 г.
  11. Финансовое право: учебник [Текст] / Отв. Ред. И. В. Рукавишникова. – М.: Норма, 2007 г. – 512 с.
  12. Финансовое право: учебник [Текст] / Отв. Ред. М. В. Карасёва. – М.: Юристъ, 2007 г. – 592 с.
  13. Финансовое право: учебник [Текст] / Под ред. С. О. Шокина. – М.: КНОРУС, 2007 г. – 544 с.
  14. Финансовое право: учебник [Текст] / Отв. Ред. О. Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2005 г. – 587 с.

Информация о работе Федеральное казначейство в финансовой системе РФ