Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.Определение понятия и значения финансового контроля: виды финансового контроля и методы финансового контроля.
2. Рассмотрение и характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Характеристика финансового контроля.
1.1. Содержание и значение финансового контроля……………...………….....4
1.2. Классификация видов финансового контроля……..…………...……………7
1.3. Методы финансового контроля в РФ………………………………………….9
Глава 2: Осуществление финансового контроля в РФ.
2.1. Государственный финансовый контроль……………………………….…...12
2.2. Осуществление негосударственного финансового контроля……….........18
2.3.Органы финансового контроля, их задачи и полномочия…………………..21
Глава 3. Проблемы системы финансового контроля в РФ и пути их решения.
3.1. Недостатки системы государственного финансового контроля…………..25
3.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………29
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 60.80 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

 Глава 1: Характеристика  финансового контроля.

    1. Содержание и значение финансового контроля……………...………….....4
    2. Классификация видов финансового контроля……..…………...……………7
    3. Методы финансового контроля в РФ………………………………………….9

Глава 2: Осуществление финансового  контроля в РФ.

2.1. Государственный финансовый  контроль……………………………….…...12

2.2. Осуществление негосударственного  финансового контроля……….........18

2.3.Органы финансового  контроля, их задачи и полномочия…………………..21

Глава 3. Проблемы системы  финансового контроля в РФ и пути их решения.

3.1. Недостатки системы  государственного финансового контроля…………..25

3.2. Пути совершенствования  финансового контроля в РФ……………………29

Заключение…………………………………………………………………………32

Список использованной литературы

 

Введение.

Неотъемлемой составной  частью финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  является финансовый контроль. Финансовый контроль является контролем законодательных  и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических  субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением  особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности  финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных  расходов.

Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому  в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного  и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства  и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его  видов, основных методов, а также  показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1.Определение понятия и значения финансового контроля: виды финансового контроля и методы финансового контроля.

    2. Рассмотрение и характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.

 

Глава 1: Характеристика финансового  контроля.

    1. Содержание и значение финансового контроля.

Финансовый контроль является важной функцией управления финансами  и неотъемлемым элементом финансового  механизма любого звена системы  финансов. Контроль вообще предполагает деятельность контролирующего субъекта по воздействию на объект управления путем проверок и отслеживания процесса функционирования последнего и результатов выполнения управленческих решений, а также по принятию адекватных контрольных мер. Финансовый контроль берет свое объективное начало от контрольной функции финансов.

Финансовый контроль представляет собой управленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйственных доходов, законности и эффективности их использования для получения достоверной информации о процессе реализации финансовых планов, решений, финансовой политики, а также принятия мер ответственности к нарушителям финансовой дисциплины и мер по устранению выявленных недостатков.

Основная цель контроля —  объективно изучить фактическое  положение дел на проверяемом  объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно  влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового  контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы  управления обусловлено, во-первых, его  спецификой, выражающейся в контрольной  функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в  рыночной экономике. Поскольку финансы  пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

В рыночной экономике финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного  комплекса государства.

Финансовый контроль имеет  определенную сферу применения и  целевую направленность деятельности.

Объектом финансового  контроля являются распределительные  процессы формирования и использования  финансовых ресурсов всех уровней управления.

Для демократического общества с рыночной организацией экономики  естественна потребность контроля финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования и управления. У различных общественных групп  эти потребности различны и по объему и по содержанию. Они возникают  у государства, стремящегося проводить  эффективную финансовую политику, обеспечивающую выполнение его функций и программ; у общества, желающего знать, насколько  рационально и эффективно государство  распоряжается вверенными ему средствами; у многочисленных групп собственников, инвесторов и акционеров, следящих за тем, насколько велики и стабильны  доходы от вложенных ими средств, а также у самих управляющих, стремящихся успешнее распоряжаться  вверенными им средствами.

Как правило, интересы, потребности  и возможности заказчиков финансового  контроля и потребителей его информации (что часто не одно и то же) во многом не совпадают. В условиях рыночной экономики  государство имеет право лишь проверять, насколько полно хозяйствующие  субъекты, юридические и физические лица выполняют свои предусмотренные  законом обязательства, прежде всего  в налоговой сфере. Оно не имеет  права (да и возможности) контролировать и вмешиваться в финансово-хозяйственную  деятельность частных предприятий. Поэтому в отношении частных  предприятий государство проводит самостоятельно и за свои средства лишь контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, а контроль их финансово-хозяйственной деятельности организуют за свои средства владельцы или собственники этих предприятий.

Таким образом, в условиях демократического общества, экономика  которого базируется на равноправии  различных форм собственности и  рыночных методах хозяйствования, организация  финансового контроля не является привилегией  государства, хотя его потребности  в проведении финансового контроля остаются значительными.

Необходимость проведения финансового  контроля при рыночной экономике  определяется прежде всего потребностями  рационального и эффективного хозяйствования на любом уровне управления. При  этом управляющие хозяйствующих  субъектов, которым владельцы или  собственники доверили управление, сами определяют, насколько выгодно им проведение финансового контроля, в  какой форме и в каком объеме его необходимо проводить, чтобы  лица, доверившие им управление (или  возможные инвесторы), остались довольны их деятельностью. Аналогичная ситуация характерна и для государственного сектора, где руководители, которым  общество доверило распоряжаться государственной  собственностью, также организуют финансовый контроль прежде всего с целью  повышения эффективности своей  деятельности, а также чтобы показать, что они распоряжаются вверенным  государственным имуществом и финансовыми  средствами с максимальной пользой  для общества.

 

    1. Классификация видов финансового контроля.

Существует несколько  классификаций видов финансового  контроля по различным признакам.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный  и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный  и ведомственный. Общегосударственный  финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной  подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные  отделы министерств, концернов, соответствующие  управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Здесь объектом выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специальные аудиторские  фирмы и службы. Контрольные и  консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его  объективности.

Иногда такого рода классификацию  представляют в виде деления на государственный  контроль, аудит и общественный контроль.

 Общественный контроль  реализуется без посредства специальных  государственных органов через  общественные институты и на  основе законов, обязывающих власть  предоставлять информацию обществу. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Нередко деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность является важнейшим принципом работы.

Принцип гласности, который  законодательно определен как базовый  принцип деятельности счетных палат, реализуется через представление  отчетов об их деятельности органам  представительной власти, проведение открытых слушаний по материалам этих отчетов на заседаниях органов законодательной  или исполнительной власти с участием заинтересованных граждан, публикацию отчетов о проведенных контрольных  мероприятиях в средствах массовой информации, размещение этих материалов в Интернете (на официальных сайтах этих органов). Таковым является официальный  сайт Счетной палаты РФ, где размещена  информация о деятельности контрольного органа и отчеты по выполненной работе.

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий  и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов  договорных соглашений, учредительных  документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного  периода и финансового года в  целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий  и организаций, смет расходов бюджетных  учреждений.

    1. Методы финансового контроля в РФ.

К основным методам финансового  контроля обычно относят проверку, ревизию, обследование, надзор, мониторинг, учет налогоплательщиков и некоторые другие.

Важное место в системе методов  финансового контроля, особенно государственного, занимают финансовые проверки. Они представляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов, соблюдения законности отдельных финансовых операций и всей финансовой деятельности проверяемого субъекта с целью применения мер ответственности за допущенные финансовые правонарушения. Финансовые проверки могут быть:

■ камеральные (осуществляются по месту нахождения контролирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахождения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта);

  • тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю финансовую деятельность субъекта);
  • повторные и встречные (проводятся для уточнения результатов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предшествующих контролеров);
  • документальные (анализ первичных бухгалтерских документов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (проверки на соответствие данных, отраженных в финансовых документах и отчетности, фактическому наличию активов (имущества);
  • плановые и внеплановые.

Информация о работе Финансовая система РФ