Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.Определение понятия и значения финансового контроля: виды финансового контроля и методы финансового контроля.
2. Рассмотрение и характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1: Характеристика финансового контроля.
1.1. Содержание и значение финансового контроля……………...………….....4
1.2. Классификация видов финансового контроля……..…………...……………7
1.3. Методы финансового контроля в РФ………………………………………….9
Глава 2: Осуществление финансового контроля в РФ.
2.1. Государственный финансовый контроль……………………………….…...12
2.2. Осуществление негосударственного финансового контроля……….........18
2.3.Органы финансового контроля, их задачи и полномочия…………………..21
Глава 3. Проблемы системы финансового контроля в РФ и пути их решения.
3.1. Недостатки системы государственного финансового контроля…………..25
3.2. Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………29
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 60.80 Кб (Скачать документ)
justify">Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется   экономическими службами самого предприятия, бухгалтерией,   финансовым   отделом,   службой   финансового менеджмента и  др.  —  за  финансовой  деятельностью  его  предприятия,  его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего  контроля  постоянно  следят за  эффективностью  и  целесообразностью   расходования   денежных   средств (собственных,  заемных,  привлеченных),  проводят  анализ  и   сопоставление  фактических финансовых  результатов  с  прогнозируемыми,  финансовую  оценку результатов  инвестиционных  проектов,  контролируют  финансовое   состояние предприятия.

Контроль со стороны коммерческих банков.

Появление коммерческих  банков  в  результате  перестройки  банковской системы в значительной мере изменило функции банков в  области  финансового контроля. Необходимость   поддержания ликвидности   требует  от  банка   оценки   финансового    состояния    и кредитоспособности  предприятий  —  потенциальных   заемщиков.   В   случае предоставления  ссуды банк контролирует использование  выданной ссуды, платежеспособность и  ликвидность клиента для  оценки  вероятности  возврата ссуды с  причитающимися процентами в установленный  срок. Такой  контроль  со стороны  банка — важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль.

Основные задачи  аудиторского контроля  —  установление  достоверности  бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых  и  хозяйственных  операций  нормативным  актам,  действующим   в Российской Федерации; проверка  платежно-расчетной  документации,  налоговых деклараций  и  других  финансовых  обязательств проверяемых   экономических субъектов.

Аудиторские службы  могут  оказывать  и  другие  услуги:

  • постановку  и ведение  бухгалтерского  учета;
  • составление  бухгалтерской   отчетности   и деклараций  о  доходах; 
  • анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
  • обучение работников бухгалтерских служб и  консультирование  в вопросах законодательства;

Аудиторская проверка  может  быть  обязательной  и  инициативной.  Если инициативная проверка осуществляется по  предложению  самого  экономического субъекта,  то  обязательная  проводится  в  установленном  порядке  во  всех случаях. Обязательной аудиторской  проверке подлежат все кредитный  организации; страховые  организации,  биржи,  внебюджетные  фонды, создаваемые  за счет обязательных отчислений,  благотворительные  фонды,  все предприятия, созданные в форме открытого акционерного  общества,  независимо от числа акционеров и  размера  уставного  капитала,  а  также  предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат  предприятия  (за исключением государственных  и муниципальных), отдельные  показатели  которых превышают   критерии,   установленные   Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена  и  по  поручению  государственных органов  — прокуратуры, казначейства, налоговой  службы и  налоговой  полиции.

Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской  проверки либо препятствование ее проведению  влечет  за  собой  взыскание  штрафа  по решению суда.

Аудиторские проверки могут  проводить как отдельные граждане,  прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и  аудиторские фирмы.  Они  могут  иметь  любую  организационно-правовую  форму,   предусмотренную российским законодательством, кроме открытого  акционерного общества. После  получения  лицензии на право осуществления  аудиторской деятельности они  включаются  в Государственный реестр аудиторов  и аудиторских  фирм.  Аудиторские  фирмы  и аудиторы   не    могут одновременно заниматься    какой-либо    другой предпринимательской  деятельностью.

Все  аудиторские  услуги  платные.  Отношения   аудиторской   фирмы   с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой  услуг по  договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе  поручения  судебных органов  при наличии уголовного дела, принятого  к  производству,  или  дела, подведомственного  арбитражному   суду,   то   оплата   аудиторской   услуги производится  за  счет  проверяемой  организации  по  тарифам,  утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой  несостоятельности  —  за  счет средств государственного бюджета  с  последующим  возмещением  из  имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

 

2.3. Органы финансового контроля, их задачи и полномочия.

В соответствии с Бюджетным  Кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актами государственный  финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти и представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Законодательные органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно, так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализованные органы. Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки, обследование бюджетного процесса и т.д.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ создают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществляют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе контроль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

Контрольное управление Президента РФ выполняет функции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию. Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государственного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д.

Контроль за финансами  со стороны президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности  министра финансов РФ, министра Федеральной  налоговой службы РФ, представление  Государственной Думе кандидатуры  для назначения на должность Председателя Центрального Банка. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным  посланием к Федеральному Собранию.

Определенные функции  финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется  непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его  функций: контроль за деятельностью  органов контроля и надзора при  федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации  Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан  и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятий (независимо от формы  собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие - либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины.

Важным органом государственного финансового контроля выступает  Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий  контроль операций по счетам главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящих операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных  внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральное казначейство вправе приостановить расходные операции по единим счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обращении и кредитно-банковский надзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении и мониторинг других элементов предложения денежной массы в экономике, а также валютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче, продлении или отзыве лицензий банкам и аудиторским организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных средств юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявленных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.

Органы негосударственного финансового  контроля различаются по его видам. Наиболее регламентируемыми в финансово-правовом отношении в своей деятельности являются органы аудиторского контроля. К ним относятся профессиональные аудиторские организации (фирмы, компании), индивидуальные аудиторы, функционирующие без образования юридического лица. Органы аудиторского контроля проводят проверки в форме обязательного и индивидуального аудита. Обязательным аудиторским проверкам подлежит деятельность акционерных обществ открытого типа, банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, других финансовых институтов и в определенных случаях государственных унитарных предприятий и организаций. По всем прочим организациям аудит носит инициативный характер, т.е. проводится по инициативе заказчика, которым могут быть и органы публичной власти.

Органами общественного контроля могут быть Общественная палата РФ, отраслевые профессиональные союзы, попечительские советы, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений и другие общественные организации. Деятельность этих органов финансового контроля направлена на защиту финансовых интересов отдельных групп населения страны.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы системы  финансового контроля в Российской Федерации и пути их решения.

3.1. Недостатки системы государственного финансового контроля.

В настоящее время достаточно широко обсуждается проблема создания базового закона о государственном  контроле. При разработке данного  закона необходимо учитывать не только теоретические основы государственного контроля, но и новые управленческие технологии. В России существует очень  много проблем, которые решаются с использованием механизмов контроля.

О недостатках действующей  системы государственного контроля можно много говорить. Анализ проваленных  программ, неисполняемых законов, а  таких огромное количество, показывает, что в этих программах и законах  забывали о реальном состоянии механизма  контроля исполнения. Поэтому самым  верным признаком того, что очередная  новая программа и новый закон  будут исполнены не полностью, является отсутствие в них механизма контроля исполнения, адекватного поставленным в законе задачам.

Большинство существующих контрольных  органов использует только метод  последующего контроля, то есть какое-либо событие уже произошло, допущены нарушения, ресурсы растрачены, время  упущено, и только после этого  контрольные органы изучают проблему и предлагают меры наказания. Контрольные  органы не отвечают за конкретные результаты. Создание же научно обоснованной системы  государственного контроля позволит решить крупную экономическую проблему—превратить  формальный контроль в созидательный  контроль.

Механизмы контроля действуют  между предприятиями, внутри предприятий, внутри органов управления, между  органами управления, то есть на всех этапах, во всех подсистемах жизни общества. От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность  функционирования государства и экономики. Всем этим и определяется ключевое место контроля в системе управления.

В России предпринимаемые  меры по созданию системы государственного контроля пока недостаточны. Распоряжением  Правительства России была создана  рабочая группа по разработке предложений  о пересмотре системы государственного контроля и обеспечении создания специализированных контрольных инстанций, проектов концепции системы государственного контроля в РФ и федерального закона о государственном контроле в  РФ, а также проекта доклада  Президенту РФ. Пока концепция системы  государственного контроля, которая  отвечает назревшим задачам России, не создана.

Информация о работе Финансовая система РФ