Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:26, реферат

Описание

Перечень нормативных правовых актов как источников финансового права, регулирующих правоотношения в области бюджетного устройства РФ
1 Конституция РФ;
2 Бюджетный кодекс РФ;
3 Федеральные законы;
4 Законы субъектов РФ;
5 Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Содержание

1 Бюджетное устройство Российской Федерации……………………………..…..3
1.1 Понятие бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации. .3
1.2 Бюджетная классификация, доходы и расходы………………………. 6
1.3 Принципы бюджетной системы……………….……………..…...…….. 9
1.4 Бюджетное право и бюджетные правоотношения. Источники бюджетного права…….………….……………………….…………………….. 13
2 Перечень нормативных правовых актов как источников финансового права, регулирующих правоотношения в области бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………...……………15
Список используемой литературы……………………………………………… 17

Работа состоит из  1 файл

РГЗ Фин.право.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Бюджетным кодексом РФ (ст. 28 – 38) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы (ст. 29 БК РФ) означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (ст. 49 – 64, 84 – 87 БК РФ) означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

право законодательных  органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

право органов  государственной власти  и органов  местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость  компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты  учета бюджетных доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ) означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает (ст.35 БК РФ), что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности (ст. 36 БК РФ) означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности  бюджета (ст. 37 БК РФ) означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации  чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.

1.4 Бюджетное право и бюджетные правоотношения. Источники     бюджетного права

Как под отрасль финансового права, бюджетное право есть совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и пользования федерального, региональных и местных бюджетов, а также комплекс отношений по поводу формирования и расходования средств из государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

В рамках бюджетного права можно выделить материальные нормы права, содержащие количественные параметры прав и обязанностей субъектов, и процессуальные нормы права, определяющие порядок бюджетного процесса.

Материальные  нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов  и направления расходов каждого  из уровней бюджета, механизм взаимоотношений  между бюджетами и т.п. Велика роль в бюджетном праве процессуальных норм. Эта категория определяет формы организации работы с бюджетом. И именно она чаще всего оказывается без должной проработки, вследствие чего проблематичным становится достижение бюджетных целей. Возможно, поэтому нормы Бюджетного кодекса РФ детально регламентируют все стадии бюджетного процесса.

В процессе образования  и расходования бюджетных средств  у государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами складываются определенные финансовые отношения, получившие название бюджетных правоотношений.

Бюджетный кодекс выделяет несколько групп бюджетных  правоотношений. В частности,  отношения по поводу доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также отношения по поводу государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением.

Среди источников бюджетного права РФ следует назвать, прежде всего, Конституцию РФ. В соответствии с п. «з» ст.71 Конституции РФ в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов. Статьи 104,106,114 Конституции РФ устанавливают общие принципы рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Статья 132 закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

К настоящему времени  постепенно складывается целостность  законодательно базы бюджетной системы РФ. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования. Его можно классифицировать на несколько  подсистем.

Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Он заменил Закон РФ от 10.10.1991г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Бюджетный кодекс входит в общую часть бюджетного права.

Во-вторых, следует назвать акты, определяющие параметры бюджета того или иного уровня на очередной год. Специфика данной группы нормативных актов состоит в том, что они принимаются только на один финансовый год и подлежат немедленному опубликованию после их принятия и подписания в установленном порядке. Эти законодательные акты содержат нормы, входящие в особенную часть бюджетного права. Имеют свою специфику и нормы права, регулирующие межбюджетные отношения. Данную категорию отношений могут регулировать также отдельные договоры между субъектами бюджетного права.

В вертикальном строении бюджетного законодательства следует выделить нормативные акты федерального, регионального и муниципального уровней. В свою очередь, на федеральном уровне нормативные акты объединяются в группы по признаку уменьшения или увеличения их юридической силы. В бюджетном кодексе специально определено место подзаконных актов в системе бюджетного законодательства. Так, в ст.3 БК РФ говорится, что Президент РФ имеет право издавать указы по всем вопросам бюджетных правоотношений, за исключением вопросов, определяющих правовой статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок и условия привлечения к юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

 

2 Перечень нормативных правовых актов как источников финансового права, регулирующих правоотношения в области бюджетного устройства РФ

    1. Конституция РФ;
    2. Бюджетный кодекс РФ;
    3. Федеральные законы;
    4. Законы субъектов РФ;
    5. Нормативные правовые акты представительных органов местного   самоуправления.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1 Конституция Российской Федерации. – М. – 1993.

2 Бюджетный кодекс РФ от 3.11.2006г.

3 О бюджетной классификации Российской Федерации: Закон РФ от 22.12.05г.

4 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления» от 25.09.1997г. в ред. От 27.12.2000г.

5 Финансовое право: Учебное пособие для вузов/под ред. Проф. М.М. Рассолова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001 – 444с.

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетное устройство РФ