Язычество в системе мировоззрения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание

“Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.

Содержание

Введение 3
Глава I. Высшие боги в языческом пантеоне славян 9
1.1.Женские божества пантеона 9
1.2.Мужские божества пантеона 13
Глава II. Дом в системе языческого мировоззрения 29
2.1.Жилище человека как защита от злых сил 29
2.2.Покровители и защитники дома 34

Заключение 39
Список источников и литературы 41

Работа состоит из  1 файл

ТОчно .doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

     Анимистическое  мировоззрение  древнего  славянина  не позволяло ограничиться защитой  своего дома только извне, какой бы могучей ни  представлялась  ему система ограждения  каждого дома воспроизведением всего мироздания.  Нужно было  предусмотреть все повседневные бытовые дела, обезопасить все вносимое в дом и снабдить человека всем арсеналом языческих символов  на  тот  случай,  когда возникнет необходимость покинуть свою защищенную хоромину.  Поэтому все, что относится к приготовлению и  потреблению  пищи,  все,  что связано с изготовлением одежды и самой одеждой, вся мебель (особенно кровать) и сундуки для хранения добра -- все это щедро  покрывалось сакральной орнаментикой, которая  по  своей  смысловой основе не отличалась от системы ограждения дома извне.

    Внутри  дома главным оберегом семьи   была  печь.  Недаром  слова  "семейный очаг"  приобрели   широкий  нарицательный  смысл.  У  печи

давались клятвы, у печного столба заключались  договора,  в  печурки

прятали молочные зубы детей, в подпечье обитал покровитель  дома  -

домовой. Это  был "кон" -- начало начал,  основа  основ  (осетинское "кон" означает очаг). "Коник" у печи был священным местом  в  избе.

   Вторым священным местом в избе  была  матица  (укр.  "сволок"), главный срединный брус потолка. С матицей тоже связан ряд обрядов и юридических обычаев.  Общеславянским является устойчивый  обычай  вырезать  на  матице  "колесо Юпитера", круг с шестигранником и шестилучевой розеткой внутри него.

   Бытовая  утварь внутри дома за  несколькими   исключениями  несла на себе  охранительно-декоративную нагрузку. Совершенно не покрывались   узором  такие  жизненно  важные вместилища для воды, теста, муки, как ведра,  квашни,  ушаты.

      Очень  тщательно  и  обильно   покрывали  заклинательным  узором

разные вместилища для добра: сусеки для зерна (см. выше),  сундуки,

укладки и скрыни для праздничной одежды и приданого девушек-невест.

      С  этим  обилием  охранительной   символики  должно  было   быть

связано постоянное обращение непосредственно к  силам добра и зла на протяжении трудового дня. Анимистическая   повсеместность   превращала    дом    русского язычника в целый  музей  архаичных  символов,  общение  с  которыми требовало постоянного,  привычного  словесно-обрядового  обращения.

      Позднейшие полумолитвенные присловья  ("слава  богу",  "дай,  бог", "упаси, боже") могли  родиться за сотни лет до  христианства, так как в них далеко не всегда указано, какой именно бог  должен  дать  или уберечь-  богом были и Род, и Велес, и Перун. Среди таких присловий есть и явно языческие вроде "чур  меня!",  "типун  тебе  на  язык","нехай табе пярун трэсне!", "леший его знает!" и т.п.

2.2.Покровители и защитники  дома

Домовой

   Жители  русских, белорусских и восточноукраинских  деревень до сих пор верят  в то, что каждый дом и каждая  семья имеет домашнего духа-домового-хозяина  и покровителя, который обеспечивает  нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных. Домовой-это умерший предок, глава рода и его и его хозяин.

   Образ  домового известен нам по народным  сказаниям и быличкам, записанным  в XVIII-XX вв68. Один из первых собирателей русской мифологии М.Д.Чулков писал: «…Верят, что во всяком доме живет черт под именем домового, он ходит по ночам в образе человека, и когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, и буде не полюбит, то скотина совсем похудеет и переведется, что называется не ко двору». Вера в домового до сих пор сильна в народной культуре.

   Имя домовой,  конечно же, происходит от слова  «дом». Однако его называют  и по излюбленному им месту  в доме: у русских голбешник,  запечник, у белорусов подпечник.  Именуют его и особо почтительно: у русских хозяин, избенной большак, дедушко-браток, братанушко, доброхотушко, хозяцнушко мохнатый, кормилец.

   Характерные  черты образа домового достаточно  сильно отличаются друг от  друга на разных территориях,  в худшую сторону с севера  на юг. Некоторые исследователи считают, что домовой и дворовой «персонажи-двойники» и рассматривают их как единое целое69.

   Наряду  с домовым-мужчиной в народе  верят в женские ипостаси этого  духа-домовиху, домовилиху, домаху. Иногда  их считают женой либо дочерью  домового, иногда-самостоятельным духом, мифологической хозяйкой дома70

    В  разных областях, наряду с мифологическим  существом. Роль опекуна дома  приписывается каким-либо животным: змее, ласке, жабе, пауку, петуху, которые обретают в народном  сознании мифологические черты. При этом в разных местностях такое животное считается то воплощением домового, то самим домовым. Можно предположить, что в этих верованиях отразились языческие представления о воплощении душ предков в некоторых животных, особенно в змею.

   Двойственное отношение к домовому- как к духу предка и как к представителю нечистой силы- проявляется во всех поверьях о нем и, прежде всего, в рассказах о том, кто он, в сущности такой.

     Но некоторые былички утверждают, что домовыми становятся «неправильные» покойники, а есть и такие, которые называют его умершим без покаяния мужчиной. Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы нередко считалось, что в домовых, как и водяных, леших, полевых и прочих «хозяев» пространств, превратились павшие ангелы, которых Бог в наказание сбросил с неба на землю. Те из них, кто попал в жилище, стали домовыми.

   Домового  обычно представляли в облике  хозяина дома, живого либо умершего, или же последнего умершего  члена семьи, или самого старшего  человека в семье.

   Облику домового присущи звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу. Его представляли то древним стариком, то черным человеком, то приземистым мужичком с большой седой бородой, лохматым, обросшим черной или белой шерстью, с косматыми ладонями и подошвами, с длинными когтями. С.  В.  Максимов  пишет:  "Во Владимирской губернии домовой одет в  свитку  ...  и  всегда  носит большую лохматую шапку;  волоса  на  голове  и  на  бороде  у  него длинные". Корреспонденция из Пензы как бы воспроизводит новгородские находки: "Из-под Пензы пишут, продолжает Максимов, что это старичок маленький, словно обрубок или кряж, но с большой седой бородой"71.Чем богаче семья, тем лохматее и косматее домовой. В обычное время домовой прячется от людей и показывается только перед каким-то важным событием.

   Если  домовой вдруг покинет дом,  случиться несчастье: семья падет  в бедность. Хозяйство разрушиться,  скот начнет падать или умрет  кто-то из членов семьи. Без  домового «дом держаться не  станет», говорили в народе. Домовой охраняет благополучие в семье, выполняет все хозяйственные работы: вздувает и поддерживает огонь в печи, убирает дом и т.п. Он следит за тем, чтобы домочадцы жили мирно и сурово наказывает зачинщиков ссоры, лжецов, нерях. Домового старались уважить и задобрить. Ему приносили в дар цветные лоскутки, монеты, овечью шерсть, мишуру.При переезде хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка домовой и матушка  домовая,  батюшка  дворовой  и  матушка дворовая со всем семейством, пойдемте к нам на новое жилище с  нами

жить!" Домового переносили в горшке  с  жаром  из  старой  печи  на

хлебной лопате 72.При переезде  в новый дом накануне переезда брали 2 фунта белой муки, 2 яйца, 2 столовых ложки сахара, 0,5 фунта масла 2 щепотки соли. Замешивали тесто и несли в новый дом. Пекли из этого теста хлеб. Если хлеб хороший, то жизнь хорошая, если плохой – то скоро переезжать. На 3-й день звали гостей и накрывали ужин и лишний прибор ставили для домового. Наливали вино и чокались с домовым. Разрезали хлеб, угощали всех. Одну горбушку заворачивали в тряпочку и хранили вечно. Вторую солили 3 раза, втыкали ребром серебряную деньгу и клали под печку. Клонились этой печке 3 раза с 3 сторон. Брали кошку и подносили  к печке в подарок домовому: « Дарю тебе домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор. Через 3 дня смотрели – выпито ли вино, если выпито, то доливалось снова. Если вино не выпито, то просили 9 дней 9 раз, чтобы отведал угощение. Угощение для домового ставили каждого 1 числа месяца.

    Фигурки домового назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков.

Банник

   В жизни  крестьян баня всегда занимала  очень важное место. В ней  не только мылись и парились, знахари в ней лечили людей  от простуды, вывихов и других  болезней, там появлялись на свет дети. В натопленной бане пряли зимними вечерами. При всем этом баня, в отличии от дома, осознавалась как «нечистое», не освященное строение- «хоромина погана», «без креста», а значит идеальное убежище для нечистой силы.

   Именно  в бане совершались разные не одобряемые православием обряды и действия-там гадали, колдовали, играли в карты, вызывали нечистую силу.

Хозяином бани одни поверья называют банника, у  белорусов-лазника, другие-обдериху, баенную  бабушку, банницу73.

   Банника  представляли то черным здоровенным мужиком, всегда босым, с железными руками, длинными волосами и огненными глазами, то маленьким старичком с длинной бородой. Живет он в бане за печкой или под полком.

О Баннике и  в наши дни рассказывают немало жутких историй. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печь и содрать клок кожи с живого. "Повсюду на Севере,- пишет этнограф С. А.Токарев, - баня считалась нечистым местом. В ней не  вешали  икон,  а когда шли туда мыться, снимали с шеи кресты.  Баня  --  излюбленное место для  нечистой  силы,  о  проделках  которой  ходили  страшные рассказы" 74.

   Вредить банник  обычно начинает в ответ на  нарушение человеком запретов. Нельзя, например, топить баню и ходить  в нее в праздники, на Святки, ночью, потому что там моются  черти или сам банник.

Впрочем, с ним можно  поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. Люди никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердится. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи!"

Овинник

    Мифологическим хозяином овина является овинник, подовинник, дедушко овинный или же женский дух-овинница, жареница. В одних местах считали, что овинник – это огромный черный кот с горящими глазами. И живет он в яме для огня под настилом. В других его представляли очень высоким мужиком с длинными всклоченными волосами цвета пепла и дыма.

     Характер овинника в народных поверьях весьма противоречив. Он может, например, выступать рачительным и бережливым хозяином: охраняет овин от всякой нечисти и помогает намолотить побольше зерна. По другим представлениям овинник труслив и убегает от человека. Однако если его разозлить, то может подпалить овин75.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      «Язычество в системе мировоззрения человека»- тема многослойная, сложная. В попытке объяснить непонятные для древнего человека явления природы, появились божества. Некоторые из них были заимствованы из других народов, другие были сугубо славянские. Божества, возникшие в определённых условиях, со временем могут обрастать новыми функциями, место их в пантеоне может меняться. В ходе исследования я рассматривала лишь некоторые из славянских божеств, не останавливаясь на второстепенных божествах, чьи функции до сих пор точно не исследованы.

       Культ Перуна до X в. не занимал центрального места, но при военных походах его значение резко возрастает. По моему мнению, Перун был богом князей и воинов, обычные земледельцы больше почитали Велеса и остальных богов. Перун символизировал верховную власть князя. Простой народ больше верил в Мокошь, Ладу, Ярило, Велеса и т.д.

      Велес был покровителем скота, бог богатства, торговцев, везения, счастья. Также он был владыка мудрости, колдовства, поэзии, искусств, музыки, повелитель мертвых. Если святилище Перуна находилось на высоких местах, то Велеса - в низинах.

    Почитание  высшего женского божества не  было хронологически замкнутой стадией. Начинаясь где-то в незапамятные времена, этот культ великой богини постепенно приобретает черты культа земли, земного плодородия и в этом виде живет на протяжении тысячелетий, сосуществуя и с культом Зевса, и с митраизмом, и с христианством.

   Макошь - верховное женское божество, попавшее в великокняжеский пантеон. Она богиня плодородия, воды, покровительницы женских работ и девичьей судьбы. Ее образ запечатлен на лицевой части Збручского идола. Лада-общеславянское божество с функциями богини растительного плодородия и богиня брака. Принятие христианства не уничтожило культ языческих божеств, произошло наслаивание функций божеств на новую веру.

     Древний человек верил, что вокруг него живут злые силы. Он пытался защититься от них, соблюдая определенные ритуалы, выполняя необходимые действия. Особенно серьезно подходили к защите своего дома. Тщательно выбирали место, материал для строительства и выполняли многочисленные ритуалы, призванные защитить  жилище от злых сил. Человек старался всячески обезопасить свой дом от злых сил, рисуя защитные символы, исполняя определенные ритуалы и т.д. Некоторые из ритуалов перешли и в наше время.

    Большую  роль играли второстепенные божества, которые жили рядом с человеком, такие как домовой, овинник, банник и другие. Культ «малых» божеств  не исчез с приходом христианства. Поверья сохранились по двум причинам. Во-первых, почитание «малых» божеств было менее явным, чем культ богов неба, земли и грозы. «Малым» божествам не строили святилищ, обряды в их честь совершались дома, в кругу семьи. Во-вторых, люди считали, что малые божества живут рядом и человек общается с ними ежедневно, поэтому, несмотря на церковные запреты, продолжали почитать добрых и злых духов, тем самым, обеспечивая себе благополучие и безопасность.

Информация о работе Язычество в системе мировоззрения человека