Язычество в системе мировоззрения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание

“Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.

Содержание

Введение 3
Глава I. Высшие боги в языческом пантеоне славян 9
1.1.Женские божества пантеона 9
1.2.Мужские божества пантеона 13
Глава II. Дом в системе языческого мировоззрения 29
2.1.Жилище человека как защита от злых сил 29
2.2.Покровители и защитники дома 34

Заключение 39
Список источников и литературы 41

Работа состоит из  1 файл

ТОчно .doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

   Вера  в Симаргла сохранялась и в  конце XIV в., о чем свидетельствуют упоминания о нем в повестях, посвященных Куликовской битве. Правда, чтобы не нарушать христианской идеологии памятника, Симаргл отнесен к татарским божествам. В то время нельзя было открыто признать, что простые войны одинаково верили и в христианских, и в языческих богов54.

Сварог

   В славянской  мифологии бог огня и кузнечного  дела, семейного очага.

В Древней Руси Сварог был тесно связан с Даждьбогом, которого называли сыном Сварога. Считалось, что Сварог также способствовал  развитию технических знаний.

   Имя бога  образовано от древнеславянского корня «вар», обозначающего «жар», «горение». В названии отражена оберегательная функция Сварога. Он выступает как охранитель огня.

   Следы  общего мирового культа поклонения  огню мы находим, в частности,  в древнерусском «Слове некого христолюбца», написанном в начале XII в., где Сварог отожествлялся с древнегреческим богом Гефестом. Неизвестный нам киевлянин рассказывает, что у него были волшебные клещи, якобы упавшие с неба. Скованное с их помощью оружие было неуязвимым.

   Самое  большое святилище Сварога находилось в польском селении Радгост, Сварогу поклонялись в Чехии, Словакии, где его называли Рарогом.

   С именем  Сварога Славяне связывали разделение  истории на две эры: досварогову  и эру Сварога, с которой  началась обработка металла. Кроме того, культ Сварога означал установление моногамной семьи, когда полагалось «единому мужу едину жену имети, и жене за един муж посягати».

   С появлением  христианства функции Сварога  перешли к святым Козьме и  Демьяну, которых и стали воспринимать как покровителей кузнечного дела.

Образ бога-кузнеца  вошел в сюжет о змееборстве. Согласно мифу, первый кузнец побеждает  змея, напавшего на его страну. Кузнец предлагает змею пролизать языком дыру в железной кузнице. Когда змей просовывает  в дыру язык, кузнец хватает его железными раскаленными клещами. Змей погибает55.

Род и рожаницы.

   Самым  загадочным и наименее изученным  из всех славянских божеств  является Род-божество, известное  только восточным славянам и  не уцелевшее в этнографическом  материале. Цитата Н.М.Гальковского: «Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным»56.

   При обзоре  литературы вопроса замечены  две тенденции: одни из авторов  стремятся представить Рода маленьким  семейным божком, близким к домовому, другие же просто не упоминают о нем57.

   Рассматривать Рода без рожаниц невозможно, так как в источниках они почти всегда объединены.О рожаницах писал И.И.Срезневский, считая их «девами жизни», что-то вроде греческих мойр. Эту идею о богинях судьбы поподробнее развил А.Н.Веселовский. Он полагал, что Род связан с культом предков, «незримых блюстителей домашнего очага и нарастающего поколения». Постепенно Род превратился в «дедушку-домового, также пребывающего у очага»58.

Рожаницы, по мнению Е.В.Аничкову,- «фей, являющиеся при рождении младенцев». Он подводит к мнению Владимирова о том, что «Род-не то иное, как современный домовой»59.

   Род упоминается  в летописях вслед за главными  языческими богами вместе с  рожаницами- сопровождающими его женскими персонажами. Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, которых сородичи называли своими покровителями. Они носили и другие наименования-чур, щур, дед.

   Культ  Рода имел особое значение  для русских князей. Еще в XI-XII вв. у восточных славян сохранялось почитание княжеского рода. Именно от его единства зависело право обладания престолом и родовой знати. Поэтому Роду и рожаницам совершались регулярные жертвоприношения.

Обычно богов  приглашали  на ритуальное угощение, для которого готовилась специальная  каша, пекли особый хлеб. Богов также угощали сыром и медом. Угощение расставлялось в святилищах. Считалось, что боги появляются там невидимо для человеческих глаз.

   Роду  были посвящены и специальные  праздники - «навий день» (день  мертвецов), справлявшийся в четверг страстной недели Великого поста, «радуница» - вторник Фоминой недели (первой недели после Пасхи).

Поскольку производящее начало всегда связывалось с женщиной, культ Рода был традиционно женским. В нем принимали участие специальные  жрицы, совершавшие жертвоприношение несколько раз в год. Иногда к Роду обращались и для защиты от болезней. Но тогда главную роль в обряде играли рожаницы.

    С  принятием христианства культ  Рода начал постепенно ослабевать. Бог Род преобразовался в духа- покровителя семьи, в «домового деда», а позже в охранителя новорожденных. Известно поверье, что после рождения младенцев, чтобы определить его судьбу, около его колыбели собираются рожаницы.

    Однако  со временем культ Рода и  рожаниц был практически полностью  забыт. Он превратился в почитание умерших предков. Кроме того, в славянском пантеоне оказалось много женских божеств, вытеснивших рожаниц. Следы почитания Рода продолжали сохраняться только в быту.     Одним из проявлении можно считать совместные родовые захоронения, а также периодическое поминовение родственников на кладбище (родительские субботы)60.

Ярила

    Ярила  - сын (и/или ипостась) Велеса, он  бог весеннего солнца, погибающий  и возрождающийся. Ярило – бог  весны и веселья. Символ- гирлянда  или корона из диких цветов. Священные животные и растения - пшеница, зерно. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты называют "страстью кипучей", и находилась в "ведении" славянского бога Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярило - так же и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. Так же у Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых. Ярила так же - Вешний Коровий бог, бог-воин, "побеждающий" Мороза весной и "сшибающий с Зимы рога"61.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Дом в системе  языческого мировоззрения.

2.1.Жилище человека  как защита от злых сил

 

     Дом  - мельчайшая частица,  неделимый   атом  древнего  общества был  весь пронизан магическо-заклинательной  символикой,  с  помощью которой  семья каждого славянина стремилась  обеспечить себе  сытость и  тепло, безопасность  и  здоровье. К сожалению,  археологический материал по славянскому и древнерусскому жилищу дает нам значительно меньше данных о язычестве,  чем раскопки  более ранних  племенных святилищ.

   Навьи  -  мертвецы или, точнее, невидимые   души мертвецов.Навьи это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за  что-то  покарали силы природы (души  утопленников,  съеденных волками,  "с дерева падших", убитых молнией и т. п.). Очень полно раскрывает  сущность навий болгарский фольклор: навьи это  птицеобразные  души  умерших летающие по ночам, в бурю и дождь "на злых ветрах". Крик этих  птиц означает смерть; "нави" нападают на беременных женщин и на детей  и сосут их кровь. Они -- вампиры  (упыри),  чрезвычайно  опасные  для людей62.

    Недаром  летописец-церковник приравнял навий   к  бесам,  к  злым демонам  христианской мифологии. Принесение  умилостивительных  жертв этим  вампирам, субъектам зла, было  самой архаичной стадией  древних

верований: "а  преже того клали требы упиремь  и берегыням".

   Упыри-вампиры  и навьи - порождение первобытного  анимистического мировоззрения,  когда  вся  природа  во  всей  своей совокупности и  многообразии мыслилась насыщенной  духами зла (упыри) и добра  (берегини).

   Защищались  дома прежде всего доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища  и двора: изображения  солнца,  "громовые  знаки",  фигура  богини  на вершине строения, конские головы  в  качестве  "кнеса",  подковы  у дверей и т. п.В  архитектуре  и  в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного  орнамента:  орнаментировались   все   проемы,   все отверстия, через которые всевозможные  злыдни  могли  проникнуть  к человеку. В одежде  магическим  охранительным  узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане.  Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла,  так как в   ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные  магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить  те

места, где кончалась  заколдованная ткань одежды и  начиналось  тело

человека.

      То же самое мы видим и   в  народной  архитектуре:  декоративные (а в свое время магически-заклинательные  по своему смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон,  у  застрехи;  то  или  иное священное изображение (конь, оленья голова с рогами, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома щипец крыши. Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома,и превращала каждую "хоромину" в недоступное для навий убежище всех членов семьи. Внутри дома (на  случай  проникновения злыдней)  все обиходные предметы тоже были покрыты, как увидим ниже,  охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища.

   Заклинательные  действия  начинались  уже   при  постройке  дома, при  выборе места под будущее жилье.  По сведениям  этнографа   В.  В. Богданова, белорусы в  середине XIX в. освящали выбранную  для усадьбы площадку  таким   образом:  на  всем  предполагаемом  месте  усадьбы чертился на земле большой квадрат; его делили крестообразной фигурой на четыре части. Затем  глава  семьи  отправлялся  "во  все  четыре стороны"  и  приносил  из  четырех  полей  четыре  камня,которые укладывались в центрах  малых  квадратов. В  результате  на  месте будущей  усадьбы  появлялась  та  идеограмма  плодородия,   которая известна нам  начиная  со  времен  энеолита  и  вплоть  до  русских подвенечных вышивок начала XX в 63

    Этнографы   зафиксировали   множество   магических   обрядов   и

поверий,  связанных  с  постройкой  дома.  Для  строительства  избы выбирались в лесу особые деревья, не относящиеся к разряду "буйных" или "стоеросовых". Закладку  строения  следовало  начинать,  "когда  наполняется месяц", т. е. после  новолуния 64.

    Под   углы  первого  венца  бревен  клали  с  магической  целью:  клочок шерсти, горсть зерна, ладан,  воск. Археологические материалы  свидетельствуют о том, что  иногда под угол дома укладывали  конскую голову. Возможно, что с  этим древним обычаем связана русская сказка о девочке-семилетке, сиротке, обращавшейся за советом  к  "кобыльей голове"65. Впрочем, этот сюжет мог возникнуть и под влиянием  веры  в волшебную силу "коника" (от слова "кон"  --  "начало",  "основа"),священного печного столба, которому нередко по созвучию с названием лошади придавалась форма конской головы.

      Во все время сооружения бревенчатого  сруба внутри  него  должно  было находиться молодое деревцо  с иконкой на нем. Когда   воздвигали стропила, то деревцо  укрепляли на щипце кровли, на  месте  будущего конька.

      Особыми   обрядовыми   действиями   сопровождалось   укрепление

матицы (сволока), на которую настилался потолок  ("стель"):  к  ней привязывали вывороченный мехом наружу полушубок  (отголосок  культа

медведя?) и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей. В это же время с верхнего венца сруба со всякими добрыми пожеланиями разбрасывали хлебные зерна и хмель 66. На матице нередко вырезали "громовой знак" колесо Юпитера-Рода с шестью спицами.

   После   завершения  постройки  устраивался  пир;  если  же  изба строилась  "толокой",  т.  е.  с  помощью  родичей  и  соседей,  то участников торжественно кормили после каждого этапа строительства.

    В  новый дом "первым входил  хозяин с квашней и иконой  в  руках, за ним - хозяйка с курицей, дальше шла молодежь" 67.

    Внутри  дома проводился целый  ряд   языческих  празднеств.  Речь  идет не только об  узкосемейных  делах  вроде  крестин,  постригов,  сватовства,  свадьбы,   похорон.   Почти   все   общесельские   или общеплеменные многолюдные "соборы" и "события" проводились  в  двух планах: какая-то часть обряда совершалась на площадях, в святилищах и требищах, а какая-то - каждой семьей в своей хоромине,  у  своей печи, у своего коника.

      Новогодние гадания и  заклинания  будущего  урожая,  колядки и щедровки, маскарады, медвежьи комоедицы, масленичные разгульные пиры с блинами, обряды, связанные с первым  выгоном скота,  поминание умерших предков,  празднование  урожая  и многое  другое  все это начиналось в каждой семье, внутри дома, где глава семьи ("князь" по свадебной терминологии) выполнял функции  жреца  и  руководил  всем праздничным церемониалом.

Информация о работе Язычество в системе мировоззрения человека