XVIII век. Послепетровский период истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:13, реферат

Описание

Реформы Петра I оказали серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. В XVIII в. в России наблюдается (хотя и в начальной стадии) процесс разложения крепостнических и формирования капиталистических отношений. Социально-экономическое развитие России проходило крайне сложно и противоречиво. Вступившие в стадию своего разложения крепостнические отношения не только оставались господствующими, но и распространялись на новые территории

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 156.07 Кб (Скачать документ)

В январе 1793 г. был  заключен русско-прусский договор, по которому к Пруссии отходили польские земли (Гданьск, Торунь, Познань), а Россия воссоединялась с Правобережной  Украиной и центральной частью Белоруссии, из которой позже была образована Минская губерния — произошел  второй раздел Польши. 

Второй раздел Речи Посполитой вызвал подъем в ней национально-освободительного движения во главе с генералом  Тадеушем Костюшко. Осенью 1794 г. русские  войска под командованием А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено, сам же Костюшко был взят в плен. 

В 1795 г. состоялся  третий раздел Речи Посполитой, положивший конец ее существованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г., Австрия  ввела свои войска в Сандомир, Люблинскую и Хелминскую земли, а Пруссия  — в Краков. К России отошли западная часть Белоруссии, Западная Волынь, Литва и герцогство Курляндское. Последний король Речи Посполитой отрекся  от престола и до смерти в 1798 г. жил  в России. 

Воссоединение с  Россией Белоруссии и Западной Украины, этнически близких к русским  народам, способствовало взаимному  обогащению их культур.

Павел I 

Правление Павла I (1796 — 1801 гг.) одни историки называют “непросвещенным  абсолютизмом”, другие — “военно-полицейской  диктатурой”, третьи — правлением “романтическим императором”. Став императором, сын Екатерины II пытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить  все проявления либерализма и  свободомыслия в России. Характерными чертами его были резкость, вспыльчивость, неуравновешенность. Он ужесточил порядок  службы дворян, ограничил действие Жалованной грамоты дворянству, в  армии наводил прусские порядки, что неизбежно вызывало недовольство высшего класса российского общества. 12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории  дворцовый переворот. Павел был  убит в Михайловском замке в Петербурге. 

Внутренняя и внешняя  политика Екатерины II 

В 1762 г. в результате государственного переворота на русский  престол взошла Екатерина II. Ее царствование положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма». По вопросу о политике просвещенного абсолютизма нет  единой точки зрения. Одни историки полагают, что заигрывание с философами было своеобразным кокетством со стороны  монархов, а не реальной политикой. Другие видят в этом определенную стадию развития абсолютной монархии, которая пыталась реформироваться  с целью предотвращения надвигающихся  буржуазных революций. По-разному определяют историки и хронологические рамки  просвещенного абсолютизма. Наиболее общепринятой является точка зрения И.А.Федосова, который считает началом  просвещенного абсолютизма в  России 1762 г., а завершением - 1815 г. 

Просвещенный абсолютизм - явление общеевропейское. Эта политика имела широкое распространение  в Пруссии, Швеции, в Австрии, во Франции. XVIII в. вошел в историю как век  Просвещения. Философия просвещения  разрабатывалась такими мыслителями, как Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, Кант, Юм и т.д. Она базировалась на идеях рационализма, отражала веру в то, что человеческий разум способен постичь не только законы развития природы, но и общества. Идея прогресса, неуклонного движения по пути, ведущему к основанному на законе и разуме порядку, пронизывала труды всех философов-просветителей. Торжество  рационализма было связано с «обмирщением»  духовной жизни. Просветители подвергли  беспощадной критике церковь, которая  держала прихожан в страхе и невежестве. Философы не отрицали Бога, а были лишь против божественного предопределения. Их главной идеей было то, что  человек сам творец своей судьбы. Признание личной независимости  и свободы индивида его естественными  правами - основной тезис просветителей. Так появилась теория «естественных  прав», суть которой в том, что  человек рождается, чтобы быть свободным, иметь собственность и быть защищенным государством, его справедливыми  законами. Отсюда вытекала критика  старых феодальных порядков, нарушающих естественные права и свободы  человека, а также обоснование  необходимости демократических  преобразований в обществе. 

По вопросу о  власти просветители разделяли теорию общественного договора Джона Локка. Правительство, нарушающее личные права  и свободы граждан, условия общественного  договора, не может оставаться у  власти. Любое государство существует для того, чтобы обеспечить общее  благо. Высшая ценность каждого общества - человек. Французские философы-просветители считали, что Россия - варварская, деспотичная  страна. Абсолютная монархия сделала  ее население рабами. Екатерина же считала самодержавие единственно  возможной для огромной территории страны формой правления. Все другие были для нее не только разорительны, но и губительны. Кроме того, государыня была уверена в том, что если граждане будут законопослушными, то наступит общее благоденствие. Поэтому важное место в ее внутренней политике заняла работа по совершенствованию законодательства Российской империи. Старое, действующее  с 1649 г. Соборное уложение совершенно не соответствовало тем историческим условиям, в которых правила страной  Екатерина II. Сама императрица около  двух лет работала над «Наказом» - особой инструкцией для будущей  комиссии по составлению нового законодательства. Основной текст «Наказа» был заимствован  государыней из произведений Монтескье  и Г.Беккариа. Были написаны два варианта «Наказа», первый был особенно гуманным по своей сути. В нем провозглашалось  право собственности крестьян на движимое имущество и предлагалось учредить крестьянский выборный суд. Государыня осуждала жестокое обращение с крепостными, применение в государстве пыток и смертной казни. Ближайшие помощники государыни настойчиво рекомендовали ей вернуться в реальную жизнь и отказаться от мечтаний. Поэтому к началу 1767 г. Екатерина подготовила второй, более умеренный вариант «Наказа», который был переведен на немецкий, латинский и французский языки. Наказ представлял собой документ, в котором были обоснованы и подробно изложены идеи просвещенного абсолютизма. Главными моментами в нем стали обоснование незыблемости абсолютной монархии и утверждение того, что государь в России является источником всякой государственной и гражданской власти. Все подданные обязаны беспрекословно выполнять государеву волю. 

Утверждая идеи ничем  не ограниченного абсолютизма, Екатерина  призывала к умеренности в  законах и правительственной  политике. Всякое наказание, не обоснованное необходимостью, является проявлением  тиранства. Смертная казнь вообще не желательна и может применяться  в исключительных случаях только в отношении неисправимых и опасных  преступников. Самое тяжелое преступление - это преступление против монарха. 

Дворянство государыня называла опорой государства, но оговаривала, что принадлежность к дворянству дает не только известные права и  преимущества, но и налагает обязанности  перед монархом и государством. 

Нарушение чести  дворянина ведет к исключению из числа дворян и лишению дворянства. Содержание «Наказа» говорило о желании  Екатерины II во многом следовать политике просвещенного абсолютизма. Он должен был показать всей Европе просвещенность, гуманность и образованность государыни. 

Уложенная комиссия, созванная для составления нового законодательства, начала свою работу 30 июля 1767 г. в Московском Кремле. В  ней приняли участие 564 депутата от всех слоев населения России, кроме крепостных крестьян. Наибольшую остроту вызвало обсуждение крестьянского  вопроса. Споры по крестьянскому  вопросу приняли столь острый и затяжной характер, что Екатерина II стала склоняться к тому, чтобы  распустить комиссию. В конце 1768 г. началась война с Турцией, значительная часть  депутатов была отозвана в действующую  армию, и государыня, пользуясь этим, распустила комиссию на неопределенный срок. Работа ее не была абсолютно бесполезной. Подготовленные комиссией материалы  и высказанные в ходе обсуждения идеи были впоследствии использованы Екатериной II в законодательной  и административной работе. 

Составной частью политики просвещенного абсолютизма стала  политика секуляризации церковных  владений. В 1754 г. вышел указ, по которому монастырские церковные вотчины  с населявшими их крестьянами  передавались коллегии экономики. Смысл  этого указа заключался в том, что, во-первых, духовенство лишалось экономической базы, во-вторых, монастыри  и епархии стали полностью  зависимы от государства, наконец, положение  крестьян, освобожденных от зависимости, значительно улучшилось. Они перешли  в разряд государственных крестьян. Государственные учреждения, созданные еще Петром I, значительно сузили свои полномочия. В 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов. Коллегии вышли из-под власти Сената, а позже были упразднены. Сенат лишился законодательной инициативы и все более превращался в судебное учреждение. 

Крепостное право  уже в начале царствования достигло апогея. В 60-е годы вышла серия  указов, которые лишили крестьян каких-либо минимальных прав: им запрещалось  иметь недвижимость, брать подряды  и откупа, выступать поручителями, торговать без особого разрешения, отлучаться с места жительства без  письменного разрешения. В 1765 г. помещики получили право ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам было запрещено  жаловаться на помещиков, их жалобы считалась  ложным доносом, а подавший ее подлежал жестокому наказанию. 

Усиление крепостничества, бесправное положение всех слоев  населения Российской империи, кроме  дворянства, стало причиной мощной крестьянской войны под предводительством  Е.Пугачева (17773 - 1775 гг.). В ней принимали  участие казаки, крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов и  мануфактур, русские, башкиры, татары, марийцы, калмыки и т.д. В русском  народе всегда были сильны традиции наивного монархизма. Поэтому народ так  охотно откликнулся на появление  воскресшего Петра III, под чьим именем и выступал Емельян Пугачев. Центром  восставших стал Яицкий городок. Там  был провозглашен Манифест Пугачева, в котором он обещал «жаловать  народ землями, водами, лесами, рыбными  уловами, жилищами, покосами, морями, хлебом, верою, законом вашим, жалованием, свинцом  и порохом и т.д.». Обещание Пугачева легли на благодатную почву. Число  его сторонников все время  возрастало. В октябре 1773 г., когда  он подошел к Оренбургу, в его  распоряжении было всего 3 тыс. человек, а через несколько недель численность  пугачевского войска возросла до 15 тыс. человек. 

Пугачев твердо держался своего царского звания, он организовал  нечто вроде царского двора, приказал изготовить печать с надписью «Большая государственная печать Петра III, Императора и Самодержца Всероссийского», учредил  орден из латуни, которым награждал  особо отличившихся сподвижников. Особенностью этой крестьянской войны стала большая  ее организованность и широкое участие  в ней работных людей Урала. Но все же она, как и другие крестьянские войны, не имела четких политических целей, конструктивной программы, превратилась в кровопролитное беспощадное уничтожение  правящих сословий, их слуг, разграбление и дележ их имущества. В Манифесте  от 31 июля 1774 г. Пугачев даровал всем крепостным свободу, обещал освободить крестьян от притеснений дворян-злодеев  и судей-взяточников, от рекрутского  набора, подушной подати и других налогов. Но здесь же он объявлял «освобожденных»  им крестьян своими верными холопами и отдавал их вместе с землями  своим сподвижникам в собственность. Таким образом, они снова становились  крепостными, но при новых господах. Эта война не носила антифеодального  характера, Пугачев не имел четкого  представления о конечных целях  своего движения. 

Крестьянская война  под предводительством Е.Пугачева вызвала целый ряд государственных  преобразований. Уже в ноябре 1775 г. было издано «Учреждение для управления губернией». Согласно ему, страна делилась на 50 губерний, те, в свою очередь, на 10-12 уездов (провинции упразднялись). Губернии и уезды имели одинаковые учреждения и примерно равный штат чиновников. Во главе губернии стоял губернатор, назначавшийся императором. Крупные губернии возглавлял генерал-губернатор. Главное учреждение губернии - губернское собрание. Его возглавлял губернатор, ему принадлежала исполнительная власть, контроль за деятельностью всех учреждений и должностных лиц, обеспечение правопорядка. Ему принадлежали все воинские части на территории губернии. В уездах исполнительная власть передавалась уездному дворянскому собранию. Были созданы новые судебные учреждения, носившие сословный характер: для дворян верхний (в губерниях) и нижний (в уездах) земский суд, для государственных крестьян - верхняя и нижняя расправа (крепостных крестьян судил по своему усмотрению сам помещик). 

Власть, таким образом, делилась на административно-полицейскую, финансово-хозяйственную и судебную. Но это был лишь первый шаг на пути к разделению властей, так как  вся полнота власти все равно  оставалась в руках императрицы. 

В 1775 г. было ликвидировано  казачье самоуправление на Дону и  упразднена Запорожская Сечь. Вскоре запорожские казаки были переселены на Кубань. Яицких казаков переименовали  в уральских и установили над  ними полицейский надзор. Но Дону правительство  ввело особое гражданское управление, подчиненное Петербургу. Подавление крестьянской войны, страх перед  возможностью ее повторения, заставили  Екатерину II еще более укрепить положение  в обществе дворянского сословия- единственной опоры самодержавной  власти. 21 апреля 1785 г. вышла «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Это был свод дворянских привилегий, получивший неофициальное название Жалованной грамоты дворянству. Дворяне  могли не служить, не платили податей  в казну, земля вместе сидевшими  на ней крестьянами переходила в  их частную собственность, дворянина  нельзя было подвергать телесным наказаниям, он не мог быть лишен дворянского  достоинства, чести, жизни и имения. Таким образом, российское дворянство превращалось в особую корпорацию. Оно получило право делать представления  через губернатора о различных  своих пожеланиях. Отныне и навсегда дворянство стало первым сословием  Российской империи. 

Информация о работе XVIII век. Послепетровский период истории России