XVII век – бунташный век русской истории: социальные противоречия и потресения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание

11 июля 1613 года первый русский царь из династии Романовых Михаил (1613 – 1645) венчался на царство. Молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали почти беспрерывно. Поначалу решающую роль в управлении государством играли мать царя и его родственники с материнской стороны – бояре Салтыковы, пользовавшиеся уважением современников. В 1619 году из польского плена возвратился после Деулинского перемирия отец Михаила. В Москве Филарет был провозглашен Патриархом Московским и всея Руси и великим государем. До своей смерти в 1633 году он, умный и властный политик, вместе с сыном правил страной.
Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности, а во внешней политике – возвращение потерянных в годы Смуты земель и дальнейшее расширение территории страны.

Содержание

Смоленская война 1632 – 1634 гг. и Азовское взятие 1637 года…………. 3
Городские восстания середины века……………………………………….. 3
Соборное уложение 1649 года……………………………………………… 4
Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 гг…….. 5
Запорожская Сечь……………………………………………………………. 6
Зборовский мир 1649 года…………………………………………………... 7
Белоцерковский мир 1651 года……………………………………………... 8
Переяславская рада 1654 года………………………………………………. 8
Русско-польская война 1654 – 1667 годов и
русско-шведская война 1656 – 1658 годов………………………………….

9
Медный бунт 1662 года……………………………………………………... 10
Поход Василия Уса………………………………………………………….. 10
Восстание 1670 – 1671 годов………………………………………………... 11
Церковные реформы Никона и раскол в русской церкви………………… 12
Список использованных источников………………………………………. 14

Работа состоит из  1 файл

Бунташный век.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

     Весной 1670 года С.Т. Разин начал новый  поход на Волгу. Этот поход имел открытый антиправительственный характер. В  нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и другие.

     Среди народа распространились «прелестные (от слова «прельщать») письма» С.Т. Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, «изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить». Как писал один иностранец – современник этих событий, С.Т. Разин «повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига … бояр или дворян …». Среди восставших бал силен наивный монархизм. Крестьяне верили в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с С.Т. Разиным на Москву идет якобы сын царя Алексея Михайловича – Алексей (умерший в 1670 году) и опальный патриарх Никон.

     Весной 1670 года С.Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом  того же года разинцы заняли Астрахань, черный люд которой открыл восставшим ворота города. Армия восставших двинулась  вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих противников – пытки, жестокие казни, насилие сопровождали их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходиться наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию – от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины да Заволжья.

     Осенью 1670 года царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавления восстания. В октябре 1670 года осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тяжелораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 года мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 года.

     Подавив восстание, правительство принудило  казаков Дона принять присягу, что  они не будут давать приют царским недругам; а в 1667 году казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Казачество все большее внимание стало уделять хлебопашеству.

     Восстание С.Т. Разина заставило правительство  искать пути укрепления существующего строя. Была усилен власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 года перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII – первой четверти XVIII в. 

     Церковные реформы Никона и раскол в русской церкви

     Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

     В конце 40-х годов XVII века в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и другие.

     Сын мордовского крестьянина Никон (в  миру Никита Минов) сделал стремительную  карьеру. Приняв монашеский постриг  на далеких Соловецких островах, Никон  вскоре стал игуменом (главой) Кожеозерского  монастыря (район Каргополя). Никона связывало знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. Никон становиться архимандритом московского Новоспасского монастыря – родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским (как раз во время новгородского восстания 1650 года) Никон в 1652 году избирается московским патриархом.

     Стремясь  превратить русскую церковь в  центр мирового православия, властный и «крутой» патриарх Никон начал  реформу по унификации обрядов и  установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

     Реформы, проводившиеся в условиях массового  народного недовольства, вызвали  протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказывались принять реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками- старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам – греческим или русским – унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься – двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход – по ходу солнца или против солнца и т.д.

     Раскол  стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение  своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посадов, увлеченные страстными проповедями  расколоучителей, бежали на Поморский  Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

     Наиболее  мощно протест против церковной  реформы проявился в Соловецком восстании 1668 – 1676 годов. Сюда, в далекую  обитель с мощными стенами  и значительными запасами продовольствия, стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 году предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.

     Предводители  старообрядничества протопоп Аввакум  и его единомышленники были сосланы в Пустозерск (низовье Печоры) и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. 

 

Список  используемых источников 

      1. История Отечества, учебно-практическое  пособие, Е.В. Илларионова, А.С.  Фомина, С.А. Гуськов, Москва –  1999 г., 141 – л.

      2. Отечественная история, учебное пособие, М.Н. Зуев, Москва 2003 г., 671 – л.

      3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История  Отечества: С древнейших времен  до наших дней. Учебник для  студ. проф. учеб. заведений. – 4-е  изд. – М.: Мастерство, 2002, 306 –  л.

Информация о работе XVII век – бунташный век русской истории: социальные противоречия и потресения