XVII век – бунташный век русской истории: социальные противоречия и потресения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:59, контрольная работа

Описание

11 июля 1613 года первый русский царь из династии Романовых Михаил (1613 – 1645) венчался на царство. Молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали почти беспрерывно. Поначалу решающую роль в управлении государством играли мать царя и его родственники с материнской стороны – бояре Салтыковы, пользовавшиеся уважением современников. В 1619 году из польского плена возвратился после Деулинского перемирия отец Михаила. В Москве Филарет был провозглашен Патриархом Московским и всея Руси и великим государем. До своей смерти в 1633 году он, умный и властный политик, вместе с сыном правил страной.
Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности, а во внешней политике – возвращение потерянных в годы Смуты земель и дальнейшее расширение территории страны.

Содержание

Смоленская война 1632 – 1634 гг. и Азовское взятие 1637 года…………. 3
Городские восстания середины века……………………………………….. 3
Соборное уложение 1649 года……………………………………………… 4
Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648-1654 гг…….. 5
Запорожская Сечь……………………………………………………………. 6
Зборовский мир 1649 года…………………………………………………... 7
Белоцерковский мир 1651 года……………………………………………... 8
Переяславская рада 1654 года………………………………………………. 8
Русско-польская война 1654 – 1667 годов и
русско-шведская война 1656 – 1658 годов………………………………….

9
Медный бунт 1662 года……………………………………………………... 10
Поход Василия Уса………………………………………………………….. 10
Восстание 1670 – 1671 годов………………………………………………... 11
Церковные реформы Никона и раскол в русской церкви………………… 12
Список использованных источников………………………………………. 14

Работа состоит из  1 файл

Бунташный век.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)
Министерство  науки и образования
Федеральное агентство по образованию
Рыбинская государственная авиационная технологическая  академия им. П.А. Соловьева
Кафедра социологии
Контрольная работа
по  дисциплине «Отечественная история»
на  тему

XVII век – бунташный век русской истории: социальные противоречия и потресения

Выполнил(а):______________________Е.А. Яковлева
Группа: _____ПОШ-07_____
Преподаватель:____________________ И.С. Дергачева
Оценка _________________
Подпись преподавателя _____________
Дата ___________________
РЫБИНСК 2007

 

       Содержание

Смоленская  война 1632 – 1634 гг. и Азовское взятие 1637 года…………. 3
Городские восстания середины века……………………………………….. 3
Соборное  уложение 1649 года……………………………………………… 4
Украина и Россия накануне освободительной  борьбы 1648-1654 гг…….. 5
Запорожская Сечь……………………………………………………………. 6
Зборовский  мир 1649 года…………………………………………………... 7
Белоцерковский  мир 1651 года……………………………………………... 8
Переяславская рада 1654 года………………………………………………. 8
Русско-польская война 1654 – 1667 годов и 

русско-шведская война 1656 – 1658 годов………………………………….

 
9
Медный  бунт 1662 года……………………………………………………... 10
Поход Василия Уса………………………………………………………….. 10
Восстание 1670 – 1671 годов………………………………………………... 11
Церковные реформы Никона и раскол в русской  церкви………………… 12
Список  использованных источников………………………………………. 14
 

 

      Смоленская война 1632 – 1634 гг. и Азовское взятие 1637 года

     11 июля 1613 года первый русский царь  из династии Романовых Михаил (1613 – 1645) венчался на царство. Молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали почти беспрерывно. Поначалу решающую роль в управлении государством играли мать царя и его родственники с материнской стороны – бояре Салтыковы, пользовавшиеся уважением современников. В 1619 году из польского плена возвратился после Деулинского перемирия отец Михаила. В Москве Филарет был провозглашен Патриархом Московским и всея Руси и великим государем. До своей смерти в 1633 году он, умный и властный политик, вместе с сыном правил страной.

     Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики  страны, внутреннего порядка и  стабильности, а во внешней политике – возвращение потерянных в годы Смуты земель и дальнейшее расширение территории страны.

     В 1632 году Земский собор принял решение  вернуть Смоленск, утерянный после  Смуты. Задачу облегчали смерть польского короля Сигизмунда III и выборы нового монарха. 30-тысячное русское войско при 150 пушках осадило Смоленск. Осада завершилась крупной неудачей. Правда, и новый польский король Владислав не сумел развить успех. Воевода Б.И. Шейн, возглавлявший безуспешную восьмимесячную осаду Смоленска и сдавший знамена, обоз и пушки, был казнен.

     В 1634 году неподалеку от г. Вязьмы на реке Поляновке был подписан мирный договор. За Польшей оставались Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские  земли. Владислав, занявший польский трон, отказался от русского престола, на который он был приглашен Семибоярщиной в период Смуты, признал Михаила Федоровича царем.

     В 1637 году донские казаки по собственной  инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона. Казаки обратились царю с просьбой принять Азов под  свою власть. Земский собор 1642 года единства по этому поводу не высказал. Было ясно, что России придется вести трудную войну с Турцией и Крымом, а сил для этого нет. Казаки вынуждены были оставить Азов. 

     Городские восстания середины века

     Алексей Михайлович (1645 – 1676) получил прозвище «Тишайший». В разное время к числу его приближенных относились воспитатель царя боярин Б.И. Морозов, князь Н.И. Одоевский, патриарх  Никон, А.Ф. Ордин-Нащокин и А.С. Матвеев, в последние годы отец первой жены царя И.Д. Милославский.

     Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако был вспыльчив и «подвижен на гнев», хотя быстро отходил. Ему нравились пышные выезды и охота. Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты – «Урядник сокольничья пути», высоко оцениваемое специалистами и как практическое руководство, и как литературное произведение.

     В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). По образному выражению В.О. Ключевского, «рать заела казну». Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 году цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен уже в следующем 1647 году; было решено взыскать недоимки за три последних года. Вся сумма налога падала на население «черных» слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 году оно вылилось в открытое восстание в Москве.

     В начале июля 1648 годы Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б.И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить.

     Восстание в Москве, получившее название «Соляной бунт», не было единственным. За двадцетилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове и сибирских городах. 

     Соборное  уложение 1649 года

     «Боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал в последствии  патриарх Никон, был созван Земской собор. Его заседания проходили в 1648 – 1649 гг. и завершились принятием соборного уложения царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земской собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70%) принадлежали к дворянству и верхушке посада.

     Соборное  уложение состояло из 25 глав и содержало  около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в 2 тысячи экземпляров, оно  явилось первым русским законодательным  памятником, изданным типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 года. Оно было переведено почти на все европейские языки.

     В-первых трех главах Уложения говорилось о  преступлениях против церкви и царской  власти. Любая критика церкви и  богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и  оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто «будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать», предписывалось «казнить смертно безо всякой пощады». Человек, обнаживший в присутствии государя оружие, наказывался отсечением руки.

     Соборное  уложение регламентировало несение  различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных  категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. Соборное уложение ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.

     Важнейшим разделом Соборного уложения была глава  XI «Суд о крестьянах»: вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.

     Глава XIX Соборного уложения «О посадских людях» внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы «белые» слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переход из одного посада в другой, и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели право держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.

     Таким образом, все податное население  страны было прикреплено либо к земле, либо, как это было в городах, к посаду. Крепостное право получало юридическое оформление. 

     Украина и Россия накануне освободительной  борьбы 1648-1654 гг.

     К середине XVII века Россия, восстановив экономику, могла сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. На северо-западе первоочередной задачей было возвращение выхода к Балтийскому морю. На западе стояла задача возвратить потерянные в период Смуты Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за воссоединение с Россией. На юге России постоянно приходилось отражать непрекращающиеся набеги крымского хана – вассала могущественной Турции. Крымчаки пленили и продали в рабство только за первую половину XVII века 150-200 тысяч человек.

     По  Любленской унии (1569 года), объединившей Польшу и Литву в единое государство  – Речь Посполитую, в нее также  были включены Белоруссия и большая  часть Украины. Население Украины  и Белоруссии испытывало тройной  гнет: крепостнический, национальный и религиозный.

     Крепостное  право в Польше юридически оформилось еще в середине XVI века (1557 году). Как отмечали современники, положение польских крестьян было самым тяжелым в Европе. После объединения с Литвой польские магнаты перенесли крепостнические порядки на украинские и белорусские земли. Подвластных крестьян польские паны именовали не иначе как быдло (скот). Усиленно насаждались польские порядки и традиции. В 1596 году в Бресте была заключена уния (союз) между православной и католической церквами, по которой православные обряды на Украине и Белоруссии сохранялись. Но главой объединенной церкви провозглашался римский папа. Большинство православной знати признало унию. Наряду с униатской церковью была создана православная митрополия. В 1620 году патриарх Иерусалимский Феофан прибыл на Украину и поставил там православных священников. Киевским и Галицким православным митрополитом был Петр Могила (1632 – 1646), внесший большой вклад в развитие культуры и образования на Украине.

     Центром борьбы за сохранение украинского национального самосознания стали братства – просветительные общественные организации, возникшие во Львове, Луцке, Киеве и других городах. В 1632 году Петр Могила основал Киево-Могилянскую коллегию (с 1701года – Академия) при Киеве-Печерской лавре – первое высшее учебное заведение на Украине.

     Социальные  и национальные противоречия, усиленные  религиозным гнетом, вызвали массовые выступления населения Украины  и Белоруссии, которые проходили  на всем протяжении второй половины XVI – начала XVII веков. В 30-40 годы XVII века, наступил спад этой борьбы. Польские паны называли этот период «временем золотого покоя». 

     Запорожская Сечь

     Центром борьбы против иноземных поработителей  стала в 40-50 годы XVII века Запорожская Сечь. Ее ядром был остров Хортица (в настоящее время часть города Запорожья). Для защиты от набегов крымских татар здесь, за днепровскими порогами, казаки соорудили специальную систему укреплений из срубленных деревьев – «засеки» (отсюда и название этой территории). Здесь, в низовьях Днепра, сложилась своеобразная казацкая республика, свободное военное братство во главе с выборными кошевым и куренными атаманами.

Информация о работе XVII век – бунташный век русской истории: социальные противоречия и потресения