Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:41, реферат

Описание

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 29.35 Кб (Скачать документ)

1.: Предпосылки и  подготовка реформ.

      К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических  стран. Ряд международных событий  обнаружили существенное ослабление Российского  государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила  всю внутреннюю несостоятельность  нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

     Царствование  императора Александра II (1855-1881)ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно  продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и  издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого  и родного для всех, земское  и городское самоуправление, издание  в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

     Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX века стал острейшей  социально-политической проблемой  в России. Среди европейских государств крепостное право осталось только в  нашем государстве, тормозя экономическое  и социально-политическое развитие. Теперь уже нельзя сомневаться в  том, что данный вопрос об отмене крепостного  права к середине XIX в. достаточно назрел в общественном сознании, и  владение душами было осуждено как  в силу отвлеченно-моральных мотивов, так и по соображениям практического  порядка. Еще со времен императрицы  Екатерины Великой владение душами составляло тяжелую моральную проблему для чутких людей из русской интеллигенции, и крестьянское освобождение превратилось для них в этическую аксиому.

     От  царского дворца, где Екатерина II, Александр I и Николай I не оставляли нелегкой темы совершенствования судьбы крестьян, до подцензурной публицистики, где  от Радищева и до Белинского царило отвержение крепостного права, -- вся  Россия, можно сказать, постигла моральную  и политическую необходимость выйти  из ситуации крепостной системы и  уничтожить злоупотребления крепостным правом, обращавшие это право в  открытое рабство.

     3 января 1857 года был образован секретный  комитет «для обсуждения мер  по устройству быта помещичьих  крестьян», но так как он  состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив,  что крестьянское недовольство  не утихает, а напротив, нарастает,  комитет вплотную преступил к  подготовке крестьянской реформы.  С этого момента существование  комитета перестало быть «секретом»  и в феврале 1858 года он был  переименован в Главный комитет  «о помещичьих крестьянах, выходящих  из крепостной зависимости».

     Происходит  заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым  не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный  суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения  и т. д.

     К концу  августа 1859 года проект «Положений о  крестьянах» был практически  подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней  инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина, был  внесен пункт, о праве помещика предоставлять  крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность  и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».

     2.: Отмена  крепостного права. Содержание  реформы и её значение.

     19 февраля  «Положения» , а они включали  в себя 17 законодательных актов,  были подписаны царем и получили  силу. В тот же день царь  подписал и Манифест об освобождении  крестьян.

     По  Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у  крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить  с семьей и просто убить, то с выходом  этого Манифеста крестьянин получал  возможность решать, где и как  ему жить, он мог жениться, не спрашивая  на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все  это предоставляло возможность  развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма  в пореформенной России.

     По  «Положениям» было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные  сходы во главе с сельскими  старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право  самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность  отбывания рекрутской повинности, принимать  в общину и увольнять из нее. Также  вводился волостной крестьянский суд  по маловажным преступлениям и имущественным  искам.

     Указанный в законе выкуп усадеб и полевых  наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством «выкупной  системы». В «Положениях» указано, что  помещики смогут получить земельную  ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами  и установлен земельный надел. Ссуда  выдавалась помещику доходными процентными  бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течение 49 лет «Выкупными платежами».

     Порядок осуществления крестьянской реформы  требовал соглашения между помещиком  и крестьянином по поводу размера  надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в «уставной  грамоте» в течение одного года с  момента освобождения.

     Если  отмена крепостного права произошла  сразу, то ликвидация феодальных, экономических  отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны  были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они  находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные  им наделы выполнять по установленным  законом нормам барщину или платить  оброк. Так как определенного  срока по истечении, которого временнообязанные  крестьяне должны были быть, переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет, правда, к 1881 году их оставалось уже  не более 15%.

     Несмотря  на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего  развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту  рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам  же реформа обеспечивала постепенный  переход от феодальных форм хозяйства  к капиталистическим.

     Современники  эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу  более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право -- то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена  дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

     Вместе  с тем данная реформа имела  половинчатый характер. Она была сложным  компромиссом между государством и  всем обществом, между двумя основными  сословиями - помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими  движениями. Процесс подготовки реформы  и ее реализация позволили сохранить  помещичье землевладение, но обрекли  российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость  от помещиков, так как крестьяне  при разделе земли были вынуждены  отдать помещикам пятую часть  своих наделов.

     Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в  России, который оставался центральным  и наиболее острым еще долгое время.  

     3.: Земская,  судебная и военная реформы.

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.

Так после отмены крепостного  права возникла необходимость  местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о  губернских и уездных  земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми  сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных: уездных и губернских земских управ.

Земства  несли ответственность  за народное образование, за народное здоровье, за своевременные  поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших  средств, поэтому  земствам было позволено  вводить новые  налоги, облагать население  повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская  деятельность должна была охватить все  стороны местной  жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

16 июня 1870 года было  издано «Городовое  положение», по которому  в 509 городах вводилось  выборное самоуправление - городские думы, избираемые  на четыре года. Городская дума  избирала свой  постоянно действующий  исполнительный орган  - городскую управу, состоявшую из  городского головы  и нескольких членов. Городской голова  был одновременно  председателем и  городской думы  и городской управы. Право избирать  и быть избранным  в городскую думу  имели право только  жители, обладающие  имущественным цензом (преимущественно  владельцы домов,  торгово-промышленных  заведений, банков - одним словом торгово-промышленная  буржуазия).

Таким образом, основная масса  городского населения  была устранена от участия в городском  самоуправлении. Компетенция  городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных  вопросов, т.е. благоустройство  городов, устройство базаров и т. п.

СУДЕБНАЯ  РЕФОРМА.

Одновременно  с земской реформой, была подготовлена и  судебная. Из всех реформ  того времени она  была самой последовательной и одной из самых  значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с  участием присяжных  заседателей, адвокатурой  и состязательностью  сторон. Присяжные  заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участия, присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских  дел с иском  до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с  упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей  избирался на уездных  земских собраниях.

Судебные  уставы 1864 года вводили  институт «присяжных поверенных» - адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

В 1861-1874 годах была проведена  серия военных  реформ.

В 1874 году был издан  устав о всеобщей воинской повинности, который в корне  изменил порядок  пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По  новому закону, призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое  число новобранцев, и по жребию берет  из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось  не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали  единственный сын  у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший  брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет  в строю и 9 лет  в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в  запасе. Для получивших начальное образование  срок действительной службы сокращается  до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а  имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что  новая система  предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий  с целью просвещения, это особенно заметно  было во время управления военным министерством  графом Д. А. Малютиным.

Информация о работе Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг