Великие реформы Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание

Государство как форма существования народов и обществ и его эволюция неразрывны со всем историческим процессом. Без анализа развития государственности ход человеческой истории фактически невозможно. Поэтому так важно проследить соотношения развития государства и исторического процесса, а также связанные с этим аспекты социальной эволюции.
В моей работе затронуты большинство проблем, относящиеся ранним государствам. А именно:
- что из себя представляет государство?
-как возникло государство?
-какие конкурирующие альтернативы оно имело?
-какие этапы развития оно прошло?
-какое государство можно считать ранним?
- в каком направлении оно развивалось?

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава І. Анализ признаков раннего государства. Сопоставление ранних государств с аналогами…………………………………………………………...5
§1.1 Общая характеристика признаков раннего государства…………….……5
§1.2 Особые свойства верховной власти………….. …………………………..14
§1.3 Новые принципы управления ……………………………………………..18
§1.4 Новые и нетрадиционные формы регулирования жизни общества…….21
§1.5 Редистрибуция власти……………………………………………………...22
Глава II. Важнейшие характеристики раннего государства………………......24
§2.1Раннее государство как особая политическая организация…………...…11
§2.2 Два типа ранних государств………………...….…………….……………12
§2.3 Империя инков…………………………………….………………………..13
§2.4 Египет древнего царства…………………………………………………...14
§2.5 Старовавилонское царство………………………………………………...15
Глава ІII. Раннее государство: определения и сравнения…………………….21
§3.1 Различные определения государства……………………………………...22
§3.2 Базовое определение государства…………………………………………23
§3.3 Определение раннего государства………………………………………...24
Глава IV. Значение р.г. для современных государств Европы и Америки…..25 Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы …………………………………………………………...…27
Приложение………………………………………….………………………...…28

Работа состоит из  1 файл

Великие реформы.docx

— 107.88 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава І. Анализ признаков раннего государства. Сопоставление ранних государств с  аналогами…………………………………………………………...5

§1.1 Общая  характеристика признаков раннего  государства…………….……5

§1.2 Особые свойства верховной власти………….. …………………………..14

§1.3 Новые принципы управления ……………………………………………..18

§1.4 Новые  и нетрадиционные формы регулирования жизни общества…….21

§1.5 Редистрибуция власти……………………………………………………...22

Глава II. Важнейшие характеристики раннего государства………………......24

§2.1Раннее государство как особая политическая организация…………...…11

§2.2 Два  типа ранних государств………………...….…………….……………12

§2.3 Империя  инков…………………………………….………………………..13

§2.4 Египет древнего царства…………………………………………………...14

§2.5 Старовавилонское царство………………………………………………...15

Глава ІII. Раннее государство: определения и сравнения…………………….21

§3.1 Различные определения государства……………………………………...22

§3.2 Базовое определение государства…………………………………………23

§3.3 Определение раннего государства………………………………………...24

Глава IV. Значение р.г. для современных государств Европы и Америки…..25 Заключение……………………………………………………………………….26

Список  литературы …………………………………………………………...…27

Приложение………………………………………….………………………...…28 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Тема, выбранная мной важна и достойна внимания.

   В самом деле, ведь переход к государству  явился одной из самых глубоких перемен  в историческом развитии человечества. Государство было и остаётся стержнем жизни общества, а история как  бы ни расширялись наши знания о  прошлом – это в первую очередь  история государств и правителей, войн и политики. С государством в том или ином аспекте его  деятельности имеют дело большинство  историков и обществоведов. Казалось бы, при таком внимании всё давно  уже хрестоматийно ясно. К сожалению, это не так.

   Многочисленные  и серьёзнейшие проблемы, в том  числе такие как: что такое  собственно государство? Какие оно  имеет обязательные признаки и атрибуты? Какие основные этапы эволюции оно  прошло как организация? Являлись ли государством Афины и Рим? – остаются не просто дискуссионными, но и во многих смыслах нерешёнными. Поэтому –  то обращение к этим темам всегда интересно и полезно. 

   Государство как форма существования народов  и обществ и его эволюция неразрывны со всем историческим процессом. Без  анализа развития государственности  ход человеческой истории фактически невозможно. Поэтому так важно  проследить соотношения развития государства  и исторического процесса, а также  связанные с этим аспекты социальной эволюции.

   В моей работе затронуты большинство  проблем, относящиеся ранним государствам. А именно:

   - что из себя  представляет  государство?

   -как возникло государство?

   -какие конкурирующие альтернативы оно имело?

   -какие этапы развития оно прошло?

   -какое государство можно считать ранним?

   - в каком направлении оно развивалось?

   Сегодня полным ходом идут процессы трансформации  государственного суверенитета, изменения  самой сущности государства и  его функций, объединения стран  в наднациональные сообщества. Что  произойдёт с государством в ближайшие  десятилетия? Как это отразится  на России и других странах? Перед  этими затрагивающими каждого вопросами  темы, связанные с теорией и  историей, приобретают практическую и идеологическую актуальность. Но чтобы глубже понять, что происходит с государством сегодня, необходимо разобраться, как оно возникло и  развивалось.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава І. Анализ признаков раннего государства. Сопоставление ранних государств с  аналогами.

§1.1 Общая  характеристика признаков раннего  государства.

1. Краткая сводка данных об аналогах раннего государства.

   Итак  начнём со сравнения раннего государства  с её аналогами.

Вообщем говоря, раннее государство не являлось единственной формой политической организации  усложнившихся обществ, поскольку  были и иные типы политий, которые  длительное время составляли достаточную  альтернативу раннему государству. Такие общества называются аналогами  раннего государства.

В целом  они выполняли те же самые функции, что и ранние государства, а именно:

-создание минимального политического и идеологического единства и сплочённости в разросшемся обществе (группе близких обществ) для решения общих задач;

-обеспечение внешней безопасности или условий для экспансии;

-обеспечение социального порядка и перераспределения прибавочного продукта в условиях социальной стратификации и усложнившихся задач;

-обеспечение минимального уровня управления обществом, включая законотворчество и суд, а также выполнение населением необходимых повинностей (военной, имущественной, трудовой);

-создание условий для воспроизводства хозяйства (особенно там, где требовалась координация общих усилий).

   Раннее  государство возникает лишь в  обществе определённой социокультурной  и политической сложности, которое  имеет достаточный объём прибавочного продукта и численности населения. Однако и в таких социумах государство  появляется не всегда, а лишь при определённых условиях. Другие же общества, то есть аналоги раннего государства, достигая этих параметров, не образовывали государства, а развивались по иным траекториям.

   Естественно, тут чётко видно, что аналоги  ранних государств отличаются от самих  ранних государств по развитости и  размерам. Но с точки зрения иных обществ, они имели какие-то общие верховные органы и механизмы, поддерживающие политическую устойчивость, некое постоянное единство. Народы, имеющие только культурное единство, а политически способные объединяться лишь кратковременно для определённых действий (вроде африканских нуэров или берберов Магриба1), нельзя считать аналогами раннего государства. Кроме того, аналоги ранних государств - это общества, население которых достигает по крайней мере несколько тысяч человек. Однако население многих аналогов составляет десятки, сотни тысяч, а то и миллионы человек.

   Все аналоги отличаются от ранних государств особенностями политического устройства и управления. Но в каждом типе аналогов это проявляется по-разному. Например, в самоуправляющихся общинах недостаточно прослеживается отделение власти от населения; в конфедерациях налицо слабость централизации власти; в управляемых аристократическими кланами политиях имеется тенденция на ослабление центральной власти и концентрацию силы в руках кланов и т.п.

   Гринин  выделяет следующие главные типы и подтипы аналогов:

   1)Некоторые  самоуправляющие общины и территории  вроде самоуправляющихся городских  общин (города этрусков; гражданско- храмовые общины древней Южной  Аравии [см.: Korotayev et al 2000: 23; Коротаев 1997а: 136-137; 2000б: 266; Frantsouzoff 2000; Французов 2000]), достаточно крупных самоуправляющихся переселенческих территорий (Исландия X-XIII века); самоуправляющихся военных образований типа сообществ запорожских и донских казаков.

   2)Некоторые  большие племенные союзы с  достаточно сильной властью верховного  вождя («короля», хана и т.п.). Например, германские племенные союзы периода  великого переселения народов  (бургунды, салические франки, вестготы, остготы, вандалы и др.), численность  которых составляла от 80 до150 тысяч  человек (см., например: Бессмертный  1972:40; Ле Гофф 1992:33; Неусыхин 1968; Удальцова  1967а: 654; Патрушев 2003:14); союзы племён  некоторых галльских народов,  в частности в Белгике и  Аквитании (см.: Шкунаев 1989:140).

   3)Большие  племенные союзы и конфедерации, в которых королевская власть  отсутствовала. Например, саксы в  Саксонии, эдуи, арверны, гельветы в Галлии. Причём, процессы социального и имущественного расслоения у них, особенно у галлов зашли весьма далеко и опережали политическое развитие.

   4)Очень  крупные и сильные в военном  отношении объединения кочевников, внешне напоминавшие крупные  государства. Пример, политические  образования хунну (особенно в  период власти хана-шаньюя Моде в конце ІІІ века до нашей эры) и скифов (до ІV века до нашей эры).

   5)Многие (особенно очень крупные) сложные  вождества. Например, гавайские сложные  вождества.

   6)Крупные  и развитые политии, структуру  которых довольно таки сложно  описать, не подходят ни на  государственные образования, ни  на государства. Пример, Индская  и Харапская цивилизации.

   Отличия всех политий раннегосударственной стадии (как ранних государств, так  и их аналогов) от обществ догосударственной  стадии:

   1)Изменение  производственной базы (сельское  хозяйство становится интенсивным  либо появляются отдельные интенсивные  секторы экономики), увеличение размеров  территории и численности населения  (самое меньшее- до нескольких тысяч человек, но обычно это уже существенно более 10 тысяч и выше, до десятков и даже сотен тысяч, а в отдельных случаях и миллионы человек).

    2)Возрастание сложности общества, а также числа уровней сложности  его организации и управления  в нём.

   3)Существенное  изменение традиций и институтов, связанных с ругулированием социальной  политической жизни.

   4)Деление  общества на 2 или более слоя, различающихся  по правам и обязанностям. Увеличение  степени материальной независимости  высшего слоя от низшего; изменение  взаимоотношения элиты и населения  (в плане роста неэквивалентности  обмена «услугами»).

   5)Появление  идеологии, оправдывающей и легитимизирующей  социально-политические изменения в обществе.

   Поскольку раннее государство является одной  из форм политий раннегосударственной стадии, само собой разумеется, что  указанные признаки и его отличают от догосударственных политий. Сами по себе такие признаки, как степень  сложности, достаточно большая численность  населения, деление на 2 (или более) слоя управленцев и управляемых, требование к населению выполнять  повинности, не будут экслюзивным  отличительным признаком раннего  государства от догосударственных  образований, вопреки тому, что нередко  пишут исследователи. Эти признаки встречаются и в аналогах ранних государств.

Вывод.

   Таким образом, по вышеперечисленным признакам  невозможно чётко выявить, в чём, собственно, специфика ранней государственности  по сравнению с аналогами, то есть негосударственными политиями с  большим населением, прибавочным  продуктом, стратификацией. Поэтому  надо дать какие-то иные подходы, а именно:

   1)разделить  все негосударственные политии на а) действительно (стадиально, принципиально) догосударственные и б) аналоговые раннему государству;

   2)дать  различие между ранними государствами  их аналогами как между типами  политий одной стадии развития, но имеющими существенные различия в эволюционных потенциях. Они различаются не столь сложностью, сколько «техникой» управления, принципами функционирования.

Эти отличия  более подробно изложенные Гринином, об этом я кратко расскажу в следующем подразделе.

2. Объяснение методики сравнения раннего государства.

   Поскольку многие аналоги ранних государств исторически  предшествовали вели к образованию  раннего государства, то есть тут  можно разделить все догосударственные  общества на 2 группы.

Информация о работе Великие реформы Александра 2