Василий Буслаев и обско - угорский богатырь: сходства и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:15, контрольная работа

Описание

Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался наверно каждый ребенок в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу любого ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры. Так же произошло и со мной.

Содержание

Введение 3
Василий Буслаев (былинный богатырь). 5
Обско – угорский богатырь. 10
Сравнительный анализ 12
Список используемой литературы 14

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по истории ХМАО.docx

— 40.57 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Югорский  Государственный  Университет

Кафедра истории 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему:

Василий Буслаев и обско - угорский богатырь: сходства и различия 
 
 
 

              Выполнил: студент 4401б гр.

              Двойнишников М.В.

              Научный руководитель:

              канд. ист. наук, доцент М.Ф.Ершов 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Ханты-Мансийск – 2011

Оглавление

    Введение 3

Василий Буслаев (былинный богатырь). 5

Обско – угорский богатырь. 10

Сравнительный анализ 12

    Список используемой литературы 14 

 

Введение

 

      Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с  трепетным волнением вслушивался наверно каждый ребенок в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу любого ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры. Так же произошло и со мной. С живым интересом приглядывался я с детства к народным обрядам и к обычаям своих земляков. Впечатления детства, такие яркие и своеобразные, оставили неизгладимый след в моем сознании: народные предания я ощущал, как живую историю, эпических героев видел перед собой во плоти и крови, восхищался ими, как реальными историческими личностями. Поэтому и решил я написать контрольную работу о сибирских и русских богатырях. Моей основной задачей стало нахождение с помощью сравнительного анализа сходств и различий двух былинных воинов: Василия Буслаева и обско – угорского богатыря. А кто же такие богатыри и откуда появилось это название? Например, в словаре Ожегова это понятие толкуется двумя определениями:

Богатырь: человек очень большой силы, стойкости, отваги Советские богатыри. 
Богатырь: герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Объединив эти два понятия, я получил, что богатырь – это герой русских былин, обладающий очень большой силой, стойкостью, отвагой и совершавший воинские подвиги во имя своей родины.

     Уже давно было высказано мнение, что  слово богатырь заимствовано из языков алтайской языковой семьи, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый».

     Ни  одно из этих мнений, однако, не должно быть принято: монгольское слово (совр. монг. баатар) может быть действительно заимствовано с санскрита, и тем не менее русское слово не коренное, но тоже заимствовано; санскритскому слову соответствовало бы коренное русское «богодар», а никоим образом не «богатырь». От слова «богат-» не может происходить «богатырь», так как нет суффикса -ырь. Против исконности слов «богатырь» говорит и то обстоятельство, что его нет в других славянских языках, за исключением польского (bohater), который заимствовал его из русского, что доказывается присутствием звука h и твёрдого r на конце слова. Другие объяснения имеют исторический характер. Халанский думает («Великорусские былины»), что первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, ставившегося при собственных именах в значении теперешнего «господин»; на это указывал уже и Буслаев.

Впервые в дошедших до нашего времени русскоязычных  источниках это слово встречается  в Ипатевской летописи при упоминании монгольских военачальников в повествовании о нашествии Батыя на Русь. Предположение о заимствовании слова «богатырь» из тюркского или монгольского языка принято теперь всеми русскими учёными, хотя, с другой стороны, старые ложные объяснения этимологии слова встречаются довольно часто, особенно в учебниках истории русской литературы. Из вышесказанного вовсе не следует, что в домонгольский период не существовало на Руси понятия, соответствующего теперешнему понятию богатырь. Ему только соответствовали другие слова в языке, напр.: поляник, поленик, (ж.р. - поляница, поленица); хоробр (сменённое впоследствии под книжным влиянием церк.-слав. словом храбр), хоробор, хоробер, резвец, удалец. Потом своё слово заменилось чужестранным под влиянием психологических факторов.

Василий Буслаев (былинный богатырь).

 

     Василий Буслаев - русский, новгородский богатырь, который ведет себя «неправильно», то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и — в конце концов — гибнет. Василий Буслаев — единственный в своем роде герой, хотя кое в чем он похож на других богатырей Древней Руси. Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Но силу эту Василий употребляет по-своему — совсем не так, как Илья Муромец или Вольга.  

Василий вырастает в Великом Новгороде.

Будет Василий  семи годов,  
Стал он по городу похаживать,  
На княженеу,кий двор он загуливать,  
Стал шутить-от, пошучивать,  
Шутить-от шуточки недобрые  
Со боярскими детьми, со княженецкими:  
Которого дернет за руку — рука прочь,   
Которого за ногу — нога прочь,   
Двух-трех вместе столкнет —  
без души лежат.
 

     В семилетнем богатыре пробуждается качество, которое потом станет одним из главных, — озорство. А в семнадцать лет он постигает «воинские науки  и рыцарские». Ощутив «в себе силушку  великую», он изготовляет специальные палицу, копье, лук и саблю. Он устраивает пир и из приглашенных выбирает дружину под стать себе. Каждому желающему попасть к нему он предлагает испытание: поднять одной рукой чару с вином в полтора ведра, а затем выпить «единым вздохом». Прошедших это испытание Василий подвергает еще одному — бьет каждого по голове дубиной — «черняным вязом». Находятся такие, кто выдерживает его удары. 

Как ударит Потанюшку черняным вязом,   
Черняным вязом да в буйну голову:  
Идет-то Потанюшка — не трёхнется,   
Не трёхнется, да и не ворохнется,   
Со буйной головы колпак не воротится...   
Как ударит в камешек черняным  
вязом — Камень тот рассыпался.
 

     Так набирается у Василия Буслаева «тридцать  удалых добрых молодцев». И сам Василий, и его дружина описываются  с некоторой иронией: вряд ли они  способны на подвиги, подобные тем, что  совершают киевские богатыри. Зато они азартно дерутся на Волховом мосту с «мужиками новгородскими», бражничают, заводят драки на пирах. Буслаев — новгородский бунтарь, ему не по нраву городские порядки. Явившись на Никольщину-братчину со своей дружиной, он устраивает здесь ссору, она выливается в побоище на улицах. Матери удается ненадолго запереть его в погребе, но он освобождается, хватает валявшуюся ось тележную, спешит к Волхову мосту.

И видит дружину  хоробрую попячену,   
Стоит дружина до колен в крови,   
Головки шалыгами прощелканы,   
Платками руки перевязаны   
И ноги кушаками переверчены.   
Говорит Васильюшка Буславьевич:  
— Ай моя дружина хоробрая!   
Вы теперь позавтракали,   
Мне-ка дайте пообедати...  
И начал мужиков пощелкивать,  
Осью железною помахивать:  
Махнет Васильюшка — улица,   
Отмахнет назад — промежуточен   
И вперед просунет — переулочек. 

     Там, где Василий Буслаев, шутка и  кровь, потеха и трагедия всегда рядом:

Во той ли во реченьке Волхове   
На иелую на версту на мерную   
Вода с кровью смесилася. 

     Теперь  Василий переносит свои подвиги  за пределы Новгорода. Он снаряжает  корабль и обращается к матери:

Дай мне благословение  великое  
— Идти мне, Василью, в Ерусалим-град,   
— Со всею дружиною хороброю,   
— Мне-ка Господу помолитися,  
Святой святыне приложитися,   
Во Ердане-реке искупатися. 

Мать  готова дать ему благословение —  но только на добрые дела. 

То коли ты, дитя, на разбой пойдешь,   
А и не носи Василья сырая земля. 

      Смысл поездки — самый благочестивый. К уже сказанному Василий добавляет:

У меня смолоду  было бито-граблено,  
Под старость надобно душа спасать. 

     Итак, Василий с дружиной становятся паломниками  к святым местам. Однако поездка  их туда и обратно — это цепь различных нарушений, греховных  поступков, это вызов таинственным силам.  
По дороге в Иерусалим Василий попадает на какую-то гору и видит человеческий череп Он пинает его ногой и вдруг слышит в ответ

— Ты к чему меня,  
голову, побрасываешь?   
Я, молодей,, не хуже тебя был,  
 Умею я, молодец, валятися   
А на той горе Сорочинския.   
Где лежит пуста голова,   
Пуста голова молодецкая,   
И лежать будет голове Васильевой.

     Василий, однако, не обращает внимания на грозное  предупреждение. У него есть свое твердое  понятие: «А не верую я ни в сон, ни в чох, а верую я в свой червленый вяз»; то есть для него собственная сила превыше всяких предсказаний и угроз. Ив Иерусалиме он поступает как озорник:  
конечно, служит обедни, панихиду, прикладывается к святыням, но в то же время — нарушая все нормы — купается в Иордани, где крестился 
Иисус Христос. На обратном пути Василий останавливается на той же горе. 

Здесь лежит  «сер горюч камень»,  
В ширину-то камень тридцать локот,   
В долину то камень да сорок локот,   
Вышина его, у камешка,  
ведь трех локот. 

     На  камне надпись. В разных текстах  она разная, но основной смысл заключается  в том, что через камень нельзя скакать вдоль — иначе можно  сломить голову. Запреты, конечно, не для Василия. Он зовет всю дружину  скакать через камень. Сначала  они скачут поперек — и ничего не случается. Василий предлагает:

— Не честь-то хвала да молодецкая,   
Не выслуга будет богатырская,  
 — Мы будем скакать  
да вдоль по камешку,   
Мы вперед-то скочим, назад отскочим...   
Разбежался, скочил вдоль по каменю   
— И не доскочил только четверти,   
И тут убился под каменем.   
Где лежит пуста голова,   
Там Василья схоронили.

     По-разному  можно толковать эту трагическую  развязку. Василий гибнет, потому что  посмел нарушать запреты? Но киевские богатыри не раз действовали вопреки  запретам. Да и многие герои мировой  мифологии поступали так же и  побеждали. Может быть, Василий —  не настоящий герой и не имеет  права на такой поступок?

     Подумаем-ка еще об одном: что за камень, у которого Василия ждет гибель? Это — могильный камень, под ним погребен богатырь. Прыгать через камень — значит оскорблять память умершего, и этот проступок не должен остаться безнаказанным.

     Камень  — символ Смерти, знак ее владений. Василий словно бы пытается нарушить границу этого царства и остаться при этом жи-вым. Но Смерть забирает его совсем. Наконец, можно считать и так, что Василий платится за все грехи и нарушения, какие он совершил прежде...  
Образ Василия Буслаева исполнен такой глубины содержания и таких противоречий, что людям Древней Руси было о чем подумать, слушая былины о новгородском богатыре. 
 
 

Обско – угорский богатырь.

 

     Князья (богатыри) представляли из себя своего рода военную касту, на обязанности которой лежало охранять страну от внешних врагов. Они участвовали в войнах не только в качестве полководцев, но благодаря своим военным качествам, они, невзирая на свою сравнительную малочисленность, имели решающее значение в столкновениях с врагами. И в связи с этим всё воспитание их состояло в том, чтобы сделать из них закалённых бойцов. Предоставив домашние дела женщинам и слугам, они значительную часть своего времени посвящали физическим упражнениям, развивающим силу и ловкость. Их любимым занятием была охота, преимущественно за крупными зверями, лосем и оленем. При этом они упражняли силу своих ног бегом на лыжах и руку в натягивании тугого лука.

Информация о работе Василий Буслаев и обско - угорский богатырь: сходства и различия