Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:56, реферат
Цель данной работы - рассмотреть "третью волну" демократизации.
           Исходя из поставленной цели, в работе рассмотрены следующие вопросы:
            - "третья волна" демократизации;
            - воздействие волн демократизации  на Россию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
     ГЛАВА 1. "Третья волна" демократизации……………………................6
     ГЛАВА 2. Воздействие волн демократизации на Россию ….................11
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................18
Поверенный в делах 
Франции в Петербурге Э. Жене сообщал 
в Париж, что сведения о французской 
революции свободно печатаются в 
русских газетах, включая правительственные 
«Санкт-Петербургские 
В 1791 г. Учредительное собрание 
во Франции закончило работу над 
конституцией, в соответствии с которой 
страна провозглашалась 
Ко всем этим нововведениям в России отнеслись с интересом и сочувствием.
Однако отношение российских 
властей к событиям во Франции 
резко изменилось в 1792 г. после свержения 
и казни короля Людовика XVI. Отрицательную 
реакцию вызвало и 
Преемник Екатерины II Павел 
I был напуган французской 
Ситуация вновь изменилась при Александре I, что не удивительно. По давней российской традиции, при новом правителе маятник обычно уходит в обратную сторону и последовательность развития событий нарушается. К слову сказать, это правило стало не только нашей драмой, но трагедией, которая давно и основательно тормозит развитие страны.
Что же сделал Александр I? Он отменил ограничения, введенные Павлом I, открыл пять университетов, в том числе Петербургский, а также Московское коммерческое училище, которое положило начало специальному экономическому образованию в России. Особенно важным было то, что в учебные заведения стали принимать представителей всех сословий и то, что на низших ступенях обучение было бесплатным для учащихся и оплачивалось из госбюджета. Но этим дело не ограничилось. Большой проект либеральных реформ в области государственного устройства, подготовленный по указанию царя его ближайшим советником М. М. Сперанским в 1809 г., получивший название «Введение к Уложению государственных законов», предполагал:
1. Ввести в Закон понятия 
политических и гражданских 
2. Обеспечить разделение 
властей и привлечение 
3. Провозглашалось правовое государство.
4. Предполагалось ввести 
выборность чиновников, а следовательно, 
их ответственность перед 
Предлагая свой план преобразований, 
Сперанский подробно обосновал его 
необходимость потребностями 
Причину этого надо искать 
не в действиях конкретных государственных 
чиновников, а в том, что «образ 
мыслей настоящего времени в современной 
противоположности с образом 
правления». Отсюда Сперанский делал 
вывод: «Настоящая система правления 
не свойственна уже более 
По плану Сперанского 
1 января 1810 г. был обнародован манифест 
об учреждении Государственного совета, 
который заменил собой 
Организацией деятельности Госсовета занималась Государственная канцелярия во главе с госсекретарем, которым был назначен Сперанский.
Законопроекты первоначально 
направлялись в государственную 
канцелярию, начальником которой 
также был Сперанский. В канцелярии 
законопроекты «
Госсовет был частью общего 
плана, изложенного Сперанским в 
конце 1809 г. в особой записке «О необходимости 
учреждения Государственного совета». 
В ней реформатор подверг резкой 
критике систему 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Принимая сформулированный С. Хантингтоном, 
но разделяемый на Западе многими 
подход таким, каков он есть, отметим 
для себя: России по существу предлагается 
присоединиться к Западу в его 
наметившемся противостоянии со всем 
остальным миром вообще, в том 
числе, естественно, и в "основном 
очаге конфликтов", каким станут 
"взаимоотношения между 
Но если от России ждут, чтобы она 
бросила свой материальный и ядерный 
потенциал, политический авторитет, саму 
судьбу свою на западную чашу весов 
Истории, то в ответ Россия вправе 
ожидать и требовать 
Иное дело, что даже в случае гипотетического согласия Запада на такое включение перед самой Россией все равно остается вопрос: насколько целесообразно для нее вхождение на таких правах, с такими целями и, вероятно, соответствующими обязательствами - если не юридическими, то морально-политическими, - в порядок, который явно начинает испытывать повышенные нагрузки и, вероятнее всего, будет в перспективе меняться. Отрицательный ответ на этот вопрос вовсе не тождественен автоматическому выводу, будто России целесообразно непременно выступить против этого порядка; вовсе нет, напротив, делать этого ни при каких обстоятельствах не стоит. Но и становиться его активным защитником, чуть ли не "телохранителем", даже в обмен на отличную плату - дилемма не из легких. Главное, с какой целью это делать: рассчитывая повторить западное развитие с помощью самого же Запада, мобилизовать его ресурсы на решение каких-то проблем безопасности России, работать вместе с Западом над строительством более разумного, стабильного и безопасного, развивающегося мира?
С другой стороны, правы те, кто предупреждает против излишне тесного и на антизападной основе смыкания России с рядом незападных стран и цивилизаций. Проблема даже не в том, сможет или нет Россия стать лидером в таком квази-союзе. Но и тут также встают проблемы стратегических целей и задач такого курса, его ожидаемых последствий. Кроме того, ориентируясь на будущие центры силы в мировой политике, как в ожидании их возвышения строить отношения с центрами уже существующими, прежде всего с тем же Западом? Последнее в этом перечислении, но и самое важное: если когда-то рухнет нынешний, объективно прозападный порядок в мире, то какой новый порядок придет ему на смену? Есть ли на этот счет пусть не уверенность, а хотя бы вразумительные предположения?
Но и пассивно выжидать, "чья возьмет", значило бы лишиться влияния на ход событий. Оптимальный ответ, очевидно, в поиске собственного лица, собственного представления о динамике мирового развития, в четкой формулировке собственных интересов. Объективно место и интересы России - с "мировым средним классом", странами выше среднего уровня развития (с акцентом на последнем), на демократизацию мировых экономики, политики и международных институций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Даймонд Л., "Прошла ли "третья волна" демократизации?", - "ПОЛИС" - 1999. - №1. - С. 10-26.
2. Пляйс Я. А., Шатилов А. Б., «Демократия в современном мире» [сборник статей], М.: РОССПЭН, 2009. - 366 с.
3. Хантингтон С. П., «Третья волна: Демократизация в конце 20 столетия» [книга], М.: РОССПЭН, 2003. - 368 с.
1 Подробнее эта статья размещена 
на сайте - http://www.polisportal.ru/
2 Подробнее об этом на сайте http://www.polit.ru/research/