Шпаргалка по "Истории беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:07, шпаргалка

Описание

❶.Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература.
История – наука комплексная, интегральная, так как изучает всю совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Предмет: общие закономерности и особенности экономического, политического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времён до наших дней с учётом влияния общеевропейской, славянской и мировой истории.

Работа состоит из  1 файл

ШПОРЫ ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ 53.docx

— 137.76 Кб (Скачать документ)

В контексте  решения этой глобальной задачи и  идет сегодня формирование белорусской  гос-венности. Конституция РБ определяет ее как унитарное демократическое  социальное правовое государство. Вся  теоретическая и практическая деятельность по строительству нашей гос-венности должна наполнять конституционную  формулу реальным идеологическим, политическим, социально-экономическим и правовым содержанием. Это обеспечит условия  становления в Беларуси открытого  гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства.

В Основных направлениях в качестве перспективной  принята модель социально ориентированной  рыночной экономики, которая строится на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы  предпринимательства, выбора профессии  и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и исп-я в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов  его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев  населения, социального партнерства.

Социальная  ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой –  исп-ть рыночные механизмы для повышения  эфф-ти эк системы, ее восприимчивости  к науч-технич прогрессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50.Государственные программы развития Республики Беларусь.

Программа 2001-2005 гг.

1) наращивание  экспорта товаров и услуг;

2) развитие агропромышленного комплекса и связанных с ним отраслей;

3) активизация  инновационной и инвестиционной  дея-ти;

4) дальнейшее  развитие жилищ строит-ва;

5) формирование  эффективной системы здравоохранения

Программа 2006-2010 гг.

1) всесторонне  гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

2) инновационное развитие нац. Эк., энергосбережение и ресурсосбережение;

3) наращивание  экспортного потенциала страны;

4) развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села;

5) развитие  малых и средних городов;

6) жилищное  строительство.

Программа 2011-2015 гг.: Основными задачами программы являются: создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо– и энергосберегающей, экологически безопасной экономики; создание принципиально новых высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики (биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника, технологии тонкой химии, информационные технологии, производство новых материалов, лазерно-оптические технологии, коммуникационные технологии, атомная и возобновляемая энергетика, генная инженерия); достижение максимального роста добавленной стоимости в производстве на основе его технологического обновления, образования многопрофильных холдингов, кластерных структур; снижение материало–, энерго– и импортоемкости производства, повышение его экологической безопасности.

 

 

51.Геополитическое положение  Республики Беларусь (1990-е - 2012 г.).

Геополитическая ситуация вокруг Беларуси изменилась с окончанием "холодной войны". Распались СССР, Организация Варшавского  Договора (ОВД). С 1991 г. Республика Беларусь — независимое государство. Страна находится в окружении влиятельных на региональном уровне государств со значительным ресурсным, экономическим и военным потенциалом.

Республика  Беларусь по своему географическому  положению находится в центре Европы, а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом. Республика Беларусь граничит с 5-ю государствами. Республика Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток можно компенсировать развитой внутрирегиональной речной системой и активным использованием близких морских портов соседних государств. Наличие удобных транспортных магистралей и развитие интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с другими, более отдаленными странами Европы и Азии. По численности населения Республика Беларусь занимает 14-е место в Европе. На момент обретения государственной независимости Беларусь была одним из самых милитаризованных государств мира. По количеству тяжелого вооружения она по состоянию на 1995 г. опережала многие страны Европы. В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на пересечении транспортных путей "север — юг — запад — восток". К западу от нее находятся страны Центрально-Восточной Европы, стремящиеся войти в один из крупнейших формирующихся мировых центров сил — ЕС. Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Россия — основной экономический и торговый партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и с/х и является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. Республика Беларусь вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, получила статус наблюдателя во Всемирной торговой организации, возобновила членство во Всемирной организации здравоохранения. На начало 2002 г. она является членом 12 специализированных учреждений ООН. В 1996 г. Беларусь вступила в Центрально-Европейскую инициативу, в 1995 г. присоединилась к Программе НАТО "Партнерство ради мира", в 1992 г. принята в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Геополитическое положение Беларуси диктует необходимость  поддержания и развития экономических, политических, культурных связей не только со странами СНГ и Россией, но и  с государствами Центральной  и Западной Европы.

 

 

 

52.Духовная и культурная  жизнь белорусского народа (вторая  половина 1980-х - 2012 г.).

Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки.

В 1991г был принят Закон об образовании. Он гарантировал создание условий для всестороннего развития личности, ориентировал на общечеловеческие ценности

В соответствии с законом правительство приняло программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. К 1995г. русскому языку был возвращен статус государственного наравне с белорусским. На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов.

ОБРАЗОВАНИЕ: Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию нац. системы образ.

НАУКА: В 90-е годы оказалась в полосе кризиса наука Беларуси. Количество научных сотрудников уменьшилось.

ЛИТЕРАТУРА: Появились публицистические произведения М. Ермоловича “Старажытная Беларусь”, К. Тарасова “Ефросинья Полоцкая”.

ТЕАТР: Увеличилось кол-во театральных постановок по нац. драматургии. В репертуарах драматических театров - пьесы по истории культурного наследия, такие как “Казимир Лыщинский”, “Князь Витовт”, “Шляхтич Завальня”, “Тутэйшыя”, “Знак беды”, “Крест Ефросиньи Полоцкой”, «Звон – не молитва», «Песня про зубра».

Мощный  резонанс получила постановка в 1995г балета «Страсти». Авторы получили гос. премию РБ и премию Международной ассоциации танца под эгидой ЮНЕСКА.

МУЗЫКА: Традиционными стали музыкальные фестивали “Славянский базар” в Витебске, «Музыкально полесье», «Музы Несвижа», «Минская весна» и др.

Культурно-просветительные  учреждения направили свои усилия на возрождение забытых праздников, обрядов, традиционных видов народного  творчества.

СПОРТ: Значительный вклад в развитие физкультуры вносят белорусские спортсмены. Среди них В. Щербо, Е. Карстен, Я. Корольчик, Ю. Нестеренко, М. Мирный, В. Волчков.

 

53.Основные итоги и уроки  исторического пути Беларуси.

История –это важный духовный ресурс любого общества. Образ мученников характерен для всех народов. Ист.Б. также полна трагизма. Нельзя забывать о жертвах прошлого и нам. Но были и достижения, которыми можно гордиться.

Итоги:

1.Бел народ смог сохранить себя как отдельную этническую общность. Есть ряд примеров, когда исчезали целые народы – хетты,пруссы и др.

2.Бел движение оказалось результативным и завершилось созданием суверенного гос-ва под названием “РБ”. Не каждому народу это удаётся.

3.Бел народ внёс значительный вклад в мировую культуру. Весь мир знает Скорину, Купалу, Коласа, Короткевича, Быкова, ансамбль “Песняры”,олимпийских чемпионов Корбут,Щербо, Медведя.

4.Бел народ уже успел стать важным элементом междун. жизни в Новейшее время. Он внёс огромный вклад в победу над фашизмом и преодалел большевизм.

5. Бел народ получил возможность с оптимизмом смотреть в будущее и самостоятельно писать свою историю. Раньше о нас писали в России, США, Польше,теперь мы пишем сами.

Т.О.: временами трагич. события делали жителе Б. только мужественными и жизнелюбивыми.

Основные уроки:

Учитывая опыть прошлых поколений, нужно отдавать себе отчёт, что было бы бессмысленным искать в истории однозначные ответы на все насущные проблемы. История должна дать адекватное понимание причин, начала и хода развития того или иного явления, имеющего место в современный момент. Промахи должны стать уроком на будущее, хорошим поводом для размышлений о том , как избежать ошибок и просчётов в будущем.

Основные уроки Б

1.  В своем историческом развитии белорусский народ должен надеяться только на собственные силы.

2.  Самым большим богатством Беларуси являются люди — трудолюбивые, мудрые, талантливые, рассудительные

3.  Будущее страны зависит от взаимопонимания народов, населяющих Беларусь.

4.   В мире не существует некоего особого для одной страны пути развития. Существуют общие закономерности.

5.  Наиболее приемлемой международной пол-ой для Б. могла бы быть политика нейтралитета.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Истории беларуси"