Шпаргалка по "Истории беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:07, шпаргалка

Описание

❶.Предмет и задачи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Источники и литература.
История – наука комплексная, интегральная, так как изучает всю совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Предмет: общие закономерности и особенности экономического, политического, культурного и духовного развития белорусского народа с древнейших времён до наших дней с учётом влияния общеевропейской, славянской и мировой истории.

Работа состоит из  1 файл

ШПОРЫ ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ 53.docx

— 137.76 Кб (Скачать документ)

 

44.Политика политической  и экономической модернизации  СССР и БССР в годы перестройки (вторая половина 1980-х гг.).

   Противоречие жизни в середине 80-ых годов особенно остро проявилось в эконимке.Единственная система собственности, централизованное руководство, власть партноменклатуры привели к полному отрицанию присущим экономике законов ее развития.

Политика перестройки, ее сущность и результаты. В середине 80-х гг. Советский Союз оказался в сложном  положении. Замедлялись темпы сац.-эк. развития, не всегда достижения науки  и техники внедрялись в производство, низкой была качество многих видов  продукции, не хватало высоко-качественных товаров на рынке, по некоторым показателям  приостановился рост жизненного уровня народа. Требовалось реформирование политико-экономической системы, которая  в основе своей сформировалась в  СССР в 20-30-е гг.

В апереле 1985 взят курс на “ускорение соц-эк развития”:развитие научно-техн прогресса,структурная перестройка  экономики,новых форм организации,стимулирование труда,развитие машиностроения,расширение прав предприятий и их самостоятельность.Но результаты показали что без глубоких демократич преобразований ,без слома  командно-админ системы невозможны радикальные преоразования в  жизни общества.яотрацательное влияние  оказали:авария на Чернобыльской АЭС,землетрясения  в Армении и Таджикестане.

Политический кризис продолжался. Следующим важным этапом в перестройке экономических отношений стал переход от курса на ускорение к радикальной экономической реформе. В июне 1987 Верховный Совет СССР принял Закон СССР «О государственном предприятии», а потом Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли ряд документов о радикальной экономической реформе. Их основной задачей было осуществить переход от административных методов к экономическим. Предусматривалось изменить существующую систему планирования с целью повысить самостоятельность предприятий в планировании и распределении продукции. Предполагалось постепенно перейти от распределения ресурсов по фондам к оптовой торговле, ввести договорные и самостоятельно определенные цены. Эта реформа была для того времени масштабной и радикальной, однако из-за различных причин не дала положительных результатов. Кризис, который начался в 1988 г. стал глубоким и острым. Начинается обострение национальных отношений (Армения и Азербайджан, Грузия и Абхазия и т.д.)

 

45.Духовная жизнь и культура  Беларуси в 1945-1990 гг.

Образование и наука. К 1950г сеть школьного, среднего и высшего образования  была восстановлена после войны. В годы хрущёвской оттепели укреплялась  связь школы с жизнью, увеличивали на год срок обучения, в школах открывались мастерские, вводился урок труда. Во вторых пол. 60х были введены новые школьные программы, начальная школа перешла на 3ёх летний срок обучения. До 1975г был завершён переход ко всеобщему среднему образованию. Значительно расширилась сеть ПТУ. Так же в первое послевоенное десятилетие были открыты новее вузы (Бел. театр. Институт, Гродненский с/х институт, и тд). Значительные сдвиги произошли в развитии бел. науки Открыти институты Академии наук. Наибольших успехов наука добилась в матем, квантовая электроника, ядерная физика, биология, геология. Развивалась и гуманитарная наука. Была издана «История БССР» в 5ти томах и «Бел советская Энциклопедия» в 12 томах.

Литература и искусство. Основной была военная тематика. Пришли писатели Шамякин (Глубокое течение,Петроград-Брест, Сердце на ладони), Мележ (Минское направление, люди на болоте, Дыхание грозы), Брыль, Быков (Альпийская баллада, Журавлиный крик, Третья ракета, Сотников), Колас ( на росстанях). Историческая тема: Короткевич(Дикая охота короля Стаха, Чёрный замок Ольшанский, Кольосья под серпом твоим). Широкую известность завоевали стихи и сборники  Бровки, Кулешова, Танка, Панченко, Бородулина и тд. Пьесы: Крапива «Врата бессмертия». 

Дальнейшее развитие получило тетр. искусство. (актёры Санюта,Глебов, Молчанов и др.)В бел. театре оперы и балета были поставлены «Кармен» Бизе, «Фауст» Гуно, « Евгений Онегин» Чайковского и др.В 85г – 17 театров. В 71г открылся театр муз. Комедии, в 82г – театр-студия кинотеатра в Минске. В живописи известности добилисьВолков, Дорошевич, Цвирко, Савицкий(Партизанская мадонна»,»Цифры на сердце»), Щемелёв.

Бел. скульпторы: Азгур,Глебов (площадь Победв в Минске). Были созданы «Хатынь», «Курган славы», «Брестская грепость-герой», памятник Купале в Минске и Коласу тоже)

В целом были достигнуты успехи.

 

 

46.Изменения в социально-экономической  и политической картине мира  в конце XX - начале XXI в. Распад  Восточного блока.

На  рубеже 70-80 гг СССР оказался в сложном  соц.-эк. и полит. положении. Причины - некомпетентности высшего полит. и  гос-ного руководства, непомерная милитаризация  нар. хоз-ва.

Положив в основу общественного прогресса  прежде всего эк. фактор и поставив человека в положение лишь средства для достижения своих целей, Советское  гос-во все более отставало от передовых стран мира в научно-технолог. плане, в повышении производит-ти труда. В рез-те общество оказалось  скованным  жесткими предрассудками, кот. затрудняли его динамич развитие, реализацию возможностей к саморазвитию и обновлению. Все это привело  к дискредитации сов. строя в  целом.

Во  вт пол 80ых стали резко снижаться  темпы эк. развития. Курс на ускорение  соц.-эк. развития страны на практике не воплощался. В связи с этим в 89-91 были приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой дея-ти, арендных отношениях, о собс-ти, предприятиях, земле и  другие нормативные акты, призванные радикально перестроить  эк. отношения, открыть путь к формированию новых форм собственности. Был взят курс на формирование рыночных отношений  в эк-ке.

Все перестроечные преобразования, затрагивавшие  интересы различных слоев общества, проходили довольно болезненно. Расчеты  на быстрое вхождение страны в  рынок не оправдались. В переходный период ослабла испольнит власть, снизилась дисциплина и пошатнулся порядок, обострились межнац отношения. СССР как единое гос-во стал разваливаться.

Эк. и полит. кризис продолжал углубляться. В этих условиях в августе 91 в  Москве было принято решение о  введении в стране чрезвычайного  положения. Однако эти действия были легко нейтрализованы сторонниками нового курса. В связи с этими  событиями деятельность КПСС во всех странах была приостановлена. В связи  с августовскими событиями изменилась полит. расстановка сил в стране и Горбачев стал играть демонстративную  роль. Большинство республик отказались от подписания уже подготовленного  нового Союзного Договора. На повестке дня стал вопрос о самом существовании  СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.Распад СССР и оформление  государственного суверенитета  Республики Беларусь.

25 августа  сессия Верховного Совета БССР  приняла Закон “О придании  статуса конституционного закона  Декларации Верховного Совета  Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР” и постановление “Об обеспечении-и политической и эк самостоятельности белорусской ССР”. Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Советской Социалистической Республики в “Республику Беларусь” или “Беларусь”.

8 декабря  1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловеж пуще подписали Соглашение об образовании СНГ. В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое суще-е. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Сов Союз прекращает свое существование. 25 дек Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.

После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы РБ. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска – Совету Министров РБ. Бел военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Мин обороны РБ. Проводилась работа по уточнению границ Беларуси с Литвой и Латвией.

В пер  пол 90-х гг. в Бел шел процесс  активного становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 пол партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ).

14 марта  1994 г. была принята Конституция РБ. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя г-ва и исполнительной власти. Первым Президентом РБ 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко.

14 мая  1995 г. вместе с выборами в Верх Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание рус языку равного статуса с бел, утверждение новых Гос флага и Гос герба РБ, интеграцию с РФ, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом РБ в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около большинство избирателей.

Летом – осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано большинство граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни.

Согласно  Новой редакции Конституции Президент  является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем  исполнит власти является Премьер-министр Правительства.

 

 

48.Эволюция общественно-политической  системы Республики Беларусь  в 1990-х - 2012 г.

Вся законодательная власть суверенного белорусского г-ва фактически принадлежала Верховному Совету, а исполнительная – правительству. Начался процесс формирования собственных органов власти, институтов и атрибутов независимого гос-ва.

Изменения произошли в системе органов  гос-ой власти и управления: в 1991 союзно-республиканское Мин внутренних дел БССР стало республиканским, КГБ БССР также стал республиканским ведомством и перешел в распоряжение Верховного Совета; в 1992 приступило к работе Главное упр-е пограничных войск при Сов Министров РБ; было принято постановление «О таможенной службе РБ», согласно кот был образован гос таможенный комитет РБ. Согласно постановлению «Об образовании Вооруженных Сил РБ» начало действовать Мин-во обороны. Бел объявила себя нейтральной страной и отказалась от яд оружия, воздержалась от вступл в какие-либо военные союзы. Мин-во иностр дел инициировало устан-е дипломатич отношений с США, Герм, Великобр, Фр, Яп, Израилем и т.д.

Важным  проявлением суверенитета Бел стало  формир-е собств финансовой системы; введены расч. билеты НацБанка РБ, в 1994 стали единств платеж ср-вом на тер Бел.

15 марта  1994 г. Верхов Совет Бел принял  новую Конституцию. В соотв  с законом властные функции  разделялись между Верховным  Советом и президентом, кот  изб-ся всенародно на 5летний срок  и явл-ся главой г-ва. Исполнит  власть осущ. Совет Министров  во главе с премьер-министром.  Беларусь провозглашалась унитарным  демокр. соц. гос-вом. Были назначены  выборы президента.

Лето94 – Лукашенко.

На  референдуме 1996 г. была принята новая  Конституция( был создан двухпалатный парламент (Нац Собрание). Он состоит из Совета Республики  и Палаты представителей).

2004 добавка к конституции об выбор  презид на 3 срок

 

49.Поиск, становление и  реализация социально-экономической  модели (1990-е - 2012 г.).

В 1996 г. 1 Всебелорусское народное собрание утвердило предложенные президентом  Основные направления социально-эк. развития РБ на 1996-2000 гг. Целью программы стало построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк. показателям (стабилизация, эк рост). Приоритетами программы экспорт, жилье, продовольствие.

Осмысление  результатов реформы, проводившейся  на протяжении 1991-1995 гг., привело к  осознанию необходимости приведения в действие глубинных и долговременных механизмов реформирования экономики, направленных на оживление деловой  активности, стимул-е науч-технич прогресса, расширение социальной базы преобразований. Следствием этого явились разработка и принятие Осн напр-й соц-эк развития РБ – концептуального документа, определяющего стратегические направления преобразований социально-экономической жизни страны, ее общесистемные условия формирования. Последние создают принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства.

Являясь членом мирового сообщества, Беларусь придерживается принципиальной линии  на смену парадигмы общественного  прогресса с переходом на новые  принципы взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса  должны стать интересы человека, его  духовное и физическое здоровье в  благоприятной и безопасной окружающей среде. Сегодня уже неприемлемо  не только огромное неравенство в  благосостоянии различных слоев  населения, но и целых стран и  народов, отставших на многие десятилетия  от развитых стран. Поэтому совместный поиск государствами мира новой  цивилизационной стратегии, устраняющей  исторически унаследованные диспропорции и угрозы социальной стабильности, новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и  экологической защищенности является жизненно необходимым для мирового сообщества.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории беларуси"