Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:18, реферат
Почти все страны социалистического лагеря столкнулись с проблемой финансового кризиса позднего социализма, необходимостью снятия накопленного при социализме денежного навеса и заметного скачка инфляции в начале рыночного перехода. В этой связи их обычно разделяют на совокупность тех государств, которые сумели противопоставить финансовому кризису жесткую денежную политику и за короткие сроки сбить инфляцию до умеренных значений (Польша), и тех, где денежная политика была мягкой, темпы роста номинального денежного предложения подвержены резким колебаниям, а период высокой инфляции – длительным (Россия). С известной долей условностей проводившуюся в первой группе стран экономическую политику называют монетаристской, во второй - популистской.
Отложенная финансовая стабилизация,
происходящая после нескольких лет
высокой инфляции и на фоне уже
сформировавшегося
Отличительная черта отложенной
стабилизации в том, что она начинается
на фоне уже сформировавшегося, укоренившегося
номенклатурно-
Характерный для отложенной
стабилизации острый характер противоречия
между ужесточением финансовых ограничений
на уровне государства и сохранившимися
мягкими ограничениями в
Подводя итоги можно сказать, что продвижение реформ в России в 1992г. было обозначено попыткой осуществить подход шоковой терапии. Последствие политики, представленной в январе 1992г. было чем то, что политические силы, представляющие доминирующие экономические интересы старой системы были намного сильнее, т.е. они были прежде, чем та политика была представлена. Далекие от способности использовать экономическую политику, стратегические шаги сторонников шоковой терапии вели непосредственно к увеличивающемуся влиянию старых интересов.
Наследство этой краткой попытки осуществить шоковую терапию будет с Россией много лет. Отчаянная атака на командо-административную систему вероятно ускорил упадок старых административных учреждений. В этом отношении, пакет шоковой терапии в России имел значительный успех, если разрушение было целью. Но разрушение старых институтов было не дополнено созданием ориентируемых рынком учреждений.
Заключение
Сравнение опыта Польши, пытавшейся проводить наиболее радикальные и наиболее последовательные реформы, и России, кто пытавшейся двигаться медленнее (в последствии радикальные реформы были приостановлены) достаточно убедительно показывает, что только там, где реформы были наиболее радикальными и наиболее последовательными, достигнуты наиболее благоприятные экономические результаты. Именно там раньше всего начинается экономический рост, рост благосостояния, именно там, если посмотреть в динамике, наименьшее падение доходов за период преобразований или рост реальных доходов.
Второй вывод, который следует из опыта реформ, заключается в порядке проведения реформ на первом уровне стабилизации - это макроэкономическая стабилизация плюс либерализация. Здесь очень интересно сравнить именно польский и российский опыт. В Польше была очень удачно и успешно проведена экономическая стабилизация и либерализация. Но не было массовой передачи в частные руки большого государственного сектора. Большая реструктуризация произошла не за счет переструктуризации существующей промышленности, а благодаря притоку капиталов.
В число главных причин, определивших неустойчивый характер бюджетной политики после либерализации цен и до начала финансовой стабилизации в России, во-первых, входит отсутствие конституционной регламентации взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, что в условиях наличия оппозиции курсу реформ вызывало непоследовательность финансовой политики. Во-вторых, следует выделить коалиционный по своей сути характер исполнительной власти, в состав которой входили представителей различных групп давления, что приводило к произвольности и непоследовательности принимаемых решений.
Важнейшим следствием такого
положения явилась неудача трех
попыток осуществления
Достаточно важными
Все перечисленные обстоятельства
оказывали серьезное
Отличительной чертой шоковой
терапии в Польше было согласие национальной
политической элиты в вопросе
о выборе стратегического курса
развития страны. Популистская политика,
предложения решать хозяйственные
проблемы за счет масштабной денежной
эмиссии и наращивания
В России такого согласия не
было. Здесь вопрос о выборе курса
был предметом острой политической
борьбы, а проводимая финансовая и
денежная политика подвергались резким
колебаниям. Начатые радикальные
преобразования оказались политически
необеспеченными, быстро сменялись
попытками реализации мягкой денежной
и бюджетной политики. Результатом
стали сохранение в течение длительного
времени высоких темпов инфляции
и отложенная финансовая стабилизация.
Дальнейшее развитие показало, что
продолжительный
И уже из этой беглой схемы польских реформ можно, пожалуй, сделать вывод, что назначенные для лечения экономики горькие лекарства в российском варианте принимались нерегулярно. От многих вообще отказывались. Тот же институт банкротства работал выборочно, а чаще всего вовсе не применялся.
Приложение
Таблица 1
Темпы роста (падения) ВВП (к предыдущему году).
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Польша |
-11,6 |
-7,0 |
2,6 |
3,8 |
5,2 |
7,0 |
6,1 |
6,9 |
Россия |
___ |
-5,0 |
-14,5 |
-8,7 |
-12,7 |
-4,1 |
-3,5 |
0,4 |
Таблица 2
Инфляция (на конец года) (к предыдущему году)
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Польша |
249,0 |
60,4 |
44,3 |
37,6 |
29,4 |
21,6 |
18,5 |
13,2 |
Россия |
___ |
161,0 |
2506,1 |
840,0 |
204,4 |
128,6 |
21,8 |
10,9 |
Таблица 3
Отношение широких денег к ВВП
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Польша |
32,2 |
31,6 |
35,8 |
35,9 |
36,7 |
36,5 |
37,5 |
39,6 |
Россия |
70,1 |
68,4 |
37,4 |
21,4 |
16,0 |
13,9 |
13,1 |
14,2 |
Таблица 4
Доходы, расходы и дефицит бюджета (в % к ВВП) 1990-1997гг.
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Польша |
доходы расходы дефицит |
42,9 39,8 3,1 |
42,3 49,0 -6,7 |
42,8 49,5 -6,7 |
47,4 50,5 -3,1 |
45,8 48,9 -3,1 |
45,1 47,9 -2,8 |
44,2 47,5 -3,3 |
45,0 48,1 -3,1 |
Россия |
доходы расходы дефицит |
___ ___ ___ |
___ ___ ___ |
33,1 37,2 -4,1 |
33,3 40,7 -7,4 |
36,9 45,9 -9,0 |
31,3 37,0 -5,7 |
31,8 40,1 -8,3 |
33,3 40,7 -7,4 |
Список литературы
7) Теоретические аспекты рыночной трансформации экономики. Доклады участников международной конференции.
8) Андрей Дмитриев, Даниил Дондурей, Андрей Зубов, Юрий Рыжов, Евгений Ясин. Россия 1991–2001. Победы и поражения
9) В.Мау. Российские экономические реформы в представлении их западных критиков. «Вопросы экономики»,№№ 11, 12 за 1999 год.
10) Е.Гайдар. Наследие социалистической экономики: Макро- и микроэкономические последствия мягких бюджетных ограничений.
11) Глазьев С. Упущенные взможности (1998).
12) Я.С.Веденяпин. Экономические реформы в странах восточной Европы и России. Россия и современный мир, № 1(18), 1998
13) А.В. Лукин. Демократизация или кланизация? Эволюция взглядов западных исследователей на перемены в России.
14) Розмаинский И.В. Институциональный анализ рациональности домохозяйств и критика проведения политики шоковой терапии в переходной экономике России (2000)