«Революционный» путь становления промышленного капитализма (Англия и Франция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:28, реферат

Описание

Политические предпосылки промышленного переворота складывались в результате буржуазной революции (1640-1688). Новая система политической власти обеспечивала (через парламент, кабинет министров) доступ к государственному управлению представителям капитала, что позволяло направлять экономическую политику государства на создание условий, необходимых для дальнейшего развития капиталистических форм хозяйствования, складывавшихся в период первоначального накопления капитала.

Содержание

1. «Революционный» путь становления промышленного капитализма (Англия и Франция) 2
2. Реформистский путь» становления промышленного капитализма. Германия 24
3. «Переселенческий» капитализм. США 41
4. «Революционная модель» промышленного развития. Япония 48
Список использованной литературы 53

Работа состоит из  1 файл

промышленный капитализм.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Следующим шагом реформы  стал Указ от 14 сентября 1811г. о регулировании  земельно-тягловых отношений крестьян и помещиков, прекращении арендного землепользования и закреплении права собственности на землю за крестьянами, ликвидации барщины и оброчных платежей. Практическая реализация намеченных в указе мероприятий началась в 1816 г. Однако уже в 18'20 г. был принят новый Указ, закрепивший право собственности на землю только за зажиточными (лошадными) крестьянами, причем за^то право они должны были либо заплатить выкуп, равнявшийся 25-кратной годовой ренте, либо уступить помещику от У3 до '/2 своего земельного участка. Малоимущие крестьяне не получали земли, превратившись в батраков. После революции 1848 г. правительство пошло на определенные уступки крестьянам, не забывая и о соблюдении интересов помещиков. По закону 1850 г. крестьянин становился собственником участка земли который он обрабатывал. Однако барщина и другие повинности сохранялись в полном объеме и подлежали выкупу. Повинности и платежи в пользу помещика оценивались очень высоко и переводились в денежную ренту, которую крестьяне обязывались платить ежегодно. Рента согласно закону должна была быть обязательно выкуплена в течение нескольких десятков лет.

Посредником между помещиком и крестьянином стал учрежденный Рентный банк, имевший отделения в каждом округе. Банк выдавал помещику 4% свидетельства на сумму капитализированной из расчета 5% годовых ренты. Помещик имел право ежегодно предъявить к оплате в любой частный банк соответствующий купон. С крестьянина же банк взыскивал ежемесячно 1/п часть годовой ренты, которую он должен был платить 41 год и 1 месяц, если годовая рента была капитализирована из расчета 4% годовых, и 56 лет и 1 месяц, если рента была капитализирована из расчета 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата, приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразу уплатить всю сумму долга деньгами или частью земли. Таким образом, те крестьяне, у которых помещик еще не успел забрать всю землю путем сгона с земли, закабалялись рентными платежами.

Помещики  отдельных провинций были недовольны таким «освобождением» крестьян. Они вообще не желали лишаться дарового труда крестьян. Правительство пошло им навстречу. Декларация 1853 г. ограничила «регулирование» земель лишь теми участками, с которых в 1811 г. платили государственную подать. Таким образом, значительная часть мелких крестьянских участков была изъята из действия закона 1850 г.

Законом 1850 г. смогло воспользоваться очень мало крестьян. В Западной Пруссии, в Померании этот закон не распространялся на малоимущих крестьян. Изданное в 1854 г. «Положение о батраках» юридически закрепляло сохранение феодальных пережитков в Пруссии.

Огромные  выкупные платежи, возложенные на крестьян, ускоряли расслоение деревни, разорение основной массы крестьян; способствовали превращению помещика-феодала в сельскохозяйственного предпринимателя, помещика-юнкера, земля которого обрабатывалась многочисленными полубезземельными крестьянами.

В районах  Германии, где действовало французское  гражданское право, в результате аграрных преобразований большинство крепостных превратилось в крестьян-собственников.

Несмотря  на компромиссный характер, аграрные антифеодальные реформы, проводившиеся в Германии в первой половине XIX в., сыграли значительную роль в формировании капиталистических отношений. Освобождение крестьян от крепостной зависимости создавало условия для организации рынка рабочей силы; лишение дворянства монополии на землю открывало возможность ее свободной купли-продажи; средства, полученные помещиками (и^^частично государством) от выкупных операций, стали важнейшим источником накопления, способствовали формированию рынка капиталов. Реформы создавали условия для развития предпринимательства в аграрном секторе экономики — помещики становились крупными предпринимателями не только в сельскохозяйственном производстве, но и в сфере переработки сельскохозяйственного сырья; из среды крестьян стал выделяться класс фермеров (гроссбауэров), появился слой посредников, обслуживавших усложнившиеся нужды сельскохозяйственного производства.

Необходимой предпосылкой промышленного переворота являлись реформы в промышленности и торговле, поскольку их реализация создавали определенные условия для свободы предпринимательства в отраслях экономики.

До середины XIX в. в большинстве немецких земель сохранялась цеховая система ремесла. Официальная отмена цеховых привилегий и цехового права сдерживалась государством, стремившимся. Взять в свои руки регулирование промышленного производства, наладитъ контроль за деятельностью предприятий. Например, в горной промышленности государственные чиновники не только выдавали разрешение на производство работ, но и определяли уровень технического оснащения производства, объем добычи, цены, сбыт; отношения с рабочими и т.д.

На германских территориях, находившихся под протекторатом Наполеона, свобода предпринимательской деятельности была установлена в 1808-1810 гг.

В Пруссии в 1806 г. были сделаны только первые шаги в этом направлении, выразившиеся в отмене цеховых запретов в ряде отраслей. В 1808 г.» «Деловой инструкции» были обнародованы основные принципы будущей реформы в промышленности: охрана и рост народного благосостояния возможны только при свободе промышленной деятельности как в добыче и переработке, сырья, так ив его распределении и сбыте.

В 1810 г. в Пруссии был  принят указ, законодательно установивший принципы свободы предпринимательства: право на промышленную деятельность получал любой желающий, заплативший промысловый налог. Выдача промыслового свидетельства была беспрепятственной для всех, за исключением лиц, которым подобная деятельность была запрещена судом. Цехи оставались в качестве свободных союзов. Правовые различия между городом и деревней в области промышленности были уничтожены.

В 1815 г., после Венского конгресса, Пруссия уступила часть своей территории другим государствам, но в ее состав вошли новые провинции. Промышленное законодательство потеряло свою однородность: на Рейне действовало французское хозяйственное право, в Саксонии сохранялся цеховой строй. Новый закон о промысловом обложении (1820) не устранил этих противоречий. В 1835 г. был поставлен вопрос о пересмотре и создании единого для Пруссии промыслового закона.

Закон 1835 г., несмотря на сохранение основных принципов «Деловой инструкции», попытался вернуть промышленность «к мирному и старому времени феодализма». Закон воспроизвел старое положение цехового права об обязательном документе, подтверждающем знание промысла, на основании которого теперь выдавалось разрешение на производство работ в 42 отраслях, перечисленных в законе; было возрождено обязательное ученичество перед открытием собственного дела и т.д.

В таких немецких государствах, как Ганновер, Ольденбург, Гамбург, цеховая система сохранялась или была восстановлена. В Баварии, Бадене, Вюртемберге свобода промышленного предпринимательства вводилась постепенно.

Только в 60-е гг. XIX в. началось широкое движение во всех немецких государствах за свободу промышленности, что нашло отражение в промысловом законе 1869 г., по которому окончательно отменялись цеховое прайс и цеховые привилегии.

Необходимым условием становления рыночных отношений являлось преодоление феодальной раздробленности Германии, насчитывавшей к началу XIX в. около 300 самостоятельных государств. Господство Наполеона в немецких землях уничтожило самостоятельность большого числа мелких государственных образований. Однако и после Венского конгресса 1815 г. Германия не стала единым государством. Она являлась формальным объединением 38 самостоятельных государств (Германский союз). Крупнейшими государствами союза были Австрия и Пруссия.

Германский  союз номинально являлся крупнейшим государственным образованием Западной Европы. Он представлял собой конфедерацию независимых государств, между которыми отсутствовали прочные связи; не существовало единого законодательства, общей армии, общих финансов, общего дипломатического представительства. Таким образом, создание единого германского государства по-прежнему оставалось насущной задачей.

Межгосударственные  таможни сдерживали развитие внутри-германской торговли, по-прежнему внешнеторговые связи развивались активней. Поэтому таможенное объединение германских земель стало первоочередной задачей.

Прусский таможенный закон 1818 г. уничтожил внутренние границы между отдельными провинциями, входившими в ее состав, отменил всякие запреты и ограничения во внутренней торговле. В соответствии с законом впервые в Германии была создана крупная хозяйственная область, занимавшая площадь в 5 тыс. кв. км с населением 10,5 млн человек. Тариф 1818 г. защитил территорию Пруссии от конкуренции других германских государств, но не сумел противостоять давлению Англии и России, заинтересованных в беспрепятственном сбыте в Пруссии промышленных товаров и зерна.

С 1834 г. вступил в действие договор о Таможенном союзе. Вскоре он объединял уже 1J8 немецких государств, насчитывавших 23 млн жителей. Создание союза способствовало складыванию общегерманского внутреннего рынка и ускорению экономического развития, выразившегося прежде всего в росте машинного производства. В 1822 г. во всей Германии работали лишь две паровые машины. В 1837 г. в одной только Пруссии насчитывалось 423 паровых двигателя. Однако многие государства не желали признавать гегемонию Пруссии. В 1812 г. был создан Среднегерманский таможенный союз. В 1827 г. был заключен союз между Баварией и Вюртембергом. Однако оба союза оказались недолговечными.

Срок действия Германского  таможенного союза ограничивался 12 годами, но предусматривалась его  дальнейшая пролонгация на основе общего согласия. Руководство союзом находилось в руках специального органа - генеральной конференции, куда входили уполномоченные представители государств - участников союза. Решения принимались только единогласно. Союзный договор при каждой последующей пролонгации расширял число участников. В последний раз он был возобновлен в 1867 г. Севе                                                                                                                                                                                                                                                  ро-Германским союзом (пришедшим в 1866 г. на смену Германскому союзу) с южными немецкими государствами сроком на 10 лет.

Таможенные  тарифы устанавливались конференцией, а все таможенные доходы распределялись между союзными государствами пропорционально численности населения.

После установления общей таможенной границы немецкие государства приступили к введению единой денежной единицы, метрической системы. Окончательно этот процесс завершился после политического объединения Германии в 1871 г. Таким образом, таможенный союз устранял одно из главнейших препятствий на пути хозяйственного развития — разрозненность немецких земель.

Другой серьезной  преградой являлось отсутствие удобных  и развитых путей сообщения. Но их создание имело смысл только после ликвидации ограничений для свободного перемещения грузов и пассажиров. Не случайно первая железная дорога была открыта в 1835 г. (через два года после заключения Таможенного союза). В 1848 г. протяженность прусских железнодорожных линий составляла 2363 км. Первый немецкий локомотив был построен в 1838 г. под Дрезденом. По протяженности железных дорог Германия к середине XIX в. занимала одно из первых мест в мире. На ее территории находилось 16% тогдашней мировой сети. Быстрыми темпами строились шоссейные дороги. Успешно шло развитие водного транспорта. В 1831 г. немецкие государства заключили рейнскую судоходную конвенцию, освободившую судоходство по Рейну от цеховых ограничений. В 1816—1823 гг. на реках Германии появились первые пароходы, но экономическое значение они приобрели только с началом массовых перевозок.

Основные  этапы промышленного переворота. Становление новой хозяйственной системы в Германии заняло период 1815-1870 гг. На первом этапе (1815-1833) реализация реформ в сельском хозяйстве, промышленности, торговле создавала необходимые предпосылки для развития капиталистических форм организации этих отраслей. Вторым (решающим) этапом индустриализации явился период 1834-1870 гг., когда начался и набирал силу промышленный переворот, обеспечивший экономический подъем 1850—1870гг., в результате которого в стране произошел мощный индустриальный взлет.

Начало промышленного переворота в германских землях приходится на середину 30-х гг. XIX в. Механизация производства и строительство фабрик в 1830-1840-е гг. получили наибольшее распространение в производстве хлопчатобумажных тканей. Крупнейшим центром фабричной хлопчатобумажной промышленности стала Саксония. В этот же период применение машин началось в шелковой, шерстяной, льноткацкой промышленности.

Строительство железных дорог вызвало ускоренное развитие горного дела, металлургии и машиностроения. Больших успехов достигла химическая промышленность, чему в немалой степени способствовали важные технические изобретения.

Однако феодальные пережитки в 1830-1840-е гг. не позволили достичь высокого уровня промышленного развития. Объемы производства важнейших товаров были ниже, чем в Англии и Франции, Немецкие изделия испытывали сильнейшую конкуренцию английских даже на внутреннем рынке. В этих условиях промышленный переворот мог проходить только за счет особенно интенсивной эксплуатации рабочих. Низкая заработная плата и невиданная продолжительность рабочего дня явились в Германии важнейшими источниками накопления капитала.

Информация о работе «Революционный» путь становления промышленного капитализма (Англия и Франция)