Эволюция понятия «цивилизация». Шумеро-аккадская цивилизация.Город в средневековой цивилизации Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:44, контрольная работа

Описание

Цивилизация (лат. civilis – государственный, гражданский) – многозначное понятие, обозначающее: 1) одно из состояний общества в его изменении; 2) этап в эволюции человеческого общества, следующий за варварством; 3) совокупность программ деятельности, посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры.

Содержание

1.Эволюция понятия «цивилизация»……………………………………………3
2.Шумеро-аккадская цивилизация………………………………………………6
3.Город в средневековой цивилизации Западной Европы……………………11
Список литературы……………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

Готова почти.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

     Катастрофические последствия развала единого шумерского государства не могли обойти ни один шумерский город. К середине XX в. до н. э. весь Шумер был опустошен войной, а Ниппур был разрушен.

     Восстановление города связывается с именем царя Исина ИшмеДагана, который вновь заселил город и восстановил храмовые службы.

     Ко  времени образования первых шумерских  городов-государств сформировалось представление  об антропоморфном божестве. Божества - являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы. Главная масса шумерских текстов мифологического содержания (литературных, учебных, собственно мифологических и др., так или иначе связанных с мифом) относится к концу 3 - началу 2-го тысячелетия, к так называемому старовавилонскому периоду.

     До  кон. 3-го тыс. до н. э. не было единого систематизированного пантеона. Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, «царь богов и людей»,  Ан, бог неба, Инанна, богиня войны и плотской любви, Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана, Наина, лунный бог и солнечный бог Уту. Древние шумерские божества сохраняли функцию божества плодородия - образ богини-матери, которая почиталась под разными именами: Дамгальнуна, Нинту, Мама, Мами. В мифах о богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом.  Эти мифы дают сведения о представлениях шумерийцев о подземном царстве. О местонахождении подземного царства чёткого представления нет. Туда не только спускаются, но и «проваливаются»; границей подземного царства служит подземная река, через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнюю проходят через семь ворот. Участь мёртвых под землёй тяжела. Сносной жизни удостаиваются души, по которым был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павшие в бою и многодетные. О сотворении людей дошло несколько мифов, но полностью самостоятелен из них лишь один - об Энки и Нинмах. Много мифов посвящено созданию и рождению богов. Широко представлены в шумерской мифологии культурные герои.

     С глубокой древности  восточные семиты - аккадцы, занимавшие северную часть нижнего Двуречья, были соседями шумерийцев и находились под сильным шумерским влиянием.

     Все известные аккадские боги - шумерского происхождения.

     Если  шумерская религиозно-мифологическая система может быть определена как основанная в первую очередь на общинных культах, то в вавилонской системе видно явное стремление к монолатрии и к более индивидуальному общению с божеством. От весьма архаических представлений намечается переход к развитой религиозно-мифологической системе, а через неё - к области религиозно-этических воззрений, в какой бы зачаточной форме они ни были выражены.

      Заключение: Современная наука не может дать ответы на все те вопросы, которые возникают при изучении истории шумеров. Слишком мало источников и памятников того периода сохранилось до наших дней. Однако, цивилизация Шумер – одна из самых загадочных, значительных и развитых в истории Древнего Мира. И, возможно, ключ к пониманию всей истории древности лежит в понимании и оценке значения шумеро-аккадской цивилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Город в средневековой цивилизации Западной Европы

    В X—XI вв. по всей Западной Европе начинают быстро расти города. В них сложился новый тип человека: деловитого, расчетливого, исполненного чувства собственного достоинства. Именно эти люди, в конечном счете, изменили весь облик средневекового мира.

    В X—XI вв. происходит важнейшее в истории  Западной Европы событие — в ней  снова начинают расти старые города и возникать новые. Рост городов стал признаком того, что начался новый период средних веков, что Европа сделала большой шаг вперед.

    Чтобы поднялись средневековые города, требовались определенные условия. Во-первых, сельское хозяйство должно так усовершенствоваться, чтобы  в силах крестьянина оказалось прокормить не только себя, свою семью и сеньора, но и горожанина. Город не может появиться там, где не хватает продовольствия.

    Возникновение слоя профессиональных воинов, образование государств, способных отбить нападения венгров или норманнов можно отнести к важнейшим предпосылкам появления городов в Европе.

    Не хватало земельных наделов для быстро увеличивающегося количества людей. В X—XI вв. возникают целые поселения, в которых большинство жителей, не располагая должным количеством земли, занимаются ремеслом. Они снабжают качественными изделиями всю округу. Из таких поселений и образовались впоследствии города.

    Ремесленники  производят орудия труда, предметы обихода, оружие, украшения. Другие — мясники, булочники, кожевники — перерабатывают в больших количествах продукты крестьянского труда.

    Средневековые города возникали на пересечении торговых путей, у бродов, мостов, переправ через реки. Часто маленькие городки как бы прятались от всевозможных невзгод в тени замка крупного и сильного сеньора. Сеньор их защищал, но конечно не забывал при этом и о собственной выгоде. Сеньор становился главным судьей в городе и возглавлял в нем все управление. Наряду с ремесленниками особенно охотно селились в городах купцы. Рынок был главным местом в городе.

    Города  стали огораживать себя от всяких неприятных неожиданностей земляными валами и частоколами, а позднее каменными стенами и башнями. В городе был свой суд, свое управление. Население городов быстро росло. Действовало правило: «Городской воздух делает свободным». Если зависимый крестьянин год и день укрывался в городе, то уже никакие требования выдать его обратно горожане не выполняли.

В городах  жило многочисленное духовенство, потому что горожане охотно возводили церкви, отводили места для монастырей.

    На  востоке высится большая и  мощная королевская цитадель (Тауэр). На западе находятся два укрепленных замка с семью двойными воротами и на севере укреплены через равные промежутки башнями, но большая река Темза, подмыла и разрушила стены. Также на западе над рекой возвышается королевский дворец, он расположен в двух милях от города.

    Люди  различных занятий, продавцы различных  товаров и поденщики всякого  рода ежедневно утром занимают свои места, каждый в зависимости от его  занятия. Городские купцы и ремесленники часто объединялись в товарищества: купцы — в гильдии, а ремесленники — в цехи. Гильдии и цехи прежде всего должны были защищать интересы своих членов.

    Цеховое начальство заботилось о том, чтобы  все члены цеха были в равных условиях. Поэтому вводились строгие правила. Объединения в цеха своими жесткими распорядками серьезно ограничивали личную свободу их членов, но зато предоставляли им защиту.

    Стоило  городам немного окрепнуть и  разбогатеть, как их начинала тяготить зависимость от сеньоров — светских феодалов и епископов. Чаще всего горожане постепенно выкупали свои обязанности перед сеньором. Не все сеньоры мирно расставались со своими правами. И тогда начиналась многолетняя борьба между горожанами, жаждущими самостоятельности, и их хозяином-феодалом. Освободившиеся города становились коммунами.

    В коммунах вся власть принадлежала городскому совету — магистрату. Среди крупнейших городов-государств были Венеция, Флоренция, Милан. Там, где членов магистрата избирались, возникли городские республики. В средневековой Европе появилась еще одна форма государства — республика.

    Смуты в городах были частым явлением, соперничество между различными группами горожан не утихало на протяжении всего средневековья. По образу других городов на том почетном условии основан Страсбург, чтобы каждый человек, как чужой, так и местный уроженец, имел в нем мир во всякое время и от всех.

    Все должностные лица этого города подчинены  власти епископа. 12 человек ежегодно назначались городскими консулами. Суд ведет бургомистр, приговор постановляют консулы.

    В городах жили энергичные, деловые  люди, хорошо знавшие, как с выгодой  для себя продать товар, кому дать ссуду, на что с умом потратить  деньги. По всему Средиземноморью  раскинули сеть торговых пунктов  — факторий итальянские купцы. Большинство из них были родом из Генуи и Венеции. Эти морские республики владели великолепным торговым и военным флотом. Их корабли перевозили в Европу с Ближнего Востока все самые ценные товары: драгоценные ткани, фарфор, всевозможные.

    На северных морях главную роль играли купцы немецкие. Германские города вдоль южных берегов Северного и Балтийского морей во главе с Любеком объединились в торговый союз, который назывался Ганза. Ганзейские купцы имели свои подворья и в Лондоне и Брюгге, и в Новгороде. Флота ганзейцев боялись короли и князья всех северных стран.

Города  с населением 40—50 тысяч человек  считались в средневековой Европе очень большими. Их было примерно полтора  десятка. В обычном западноевропейском городе насчитывалась одна - две тысячи жителей.

    Хотя  главными занятиями горожан были торговля и ремесло, они чувствовали  себя все-таки увереннее, когда имели  хотя бы небольшой участок земли  и пастбище за городскими стенами  для своего скота.

В центре города лежала обычно просторная рыночная площадь. На нее выходило здание ратуши — здесь располагался магистрат. Неподалеку обычно возвышалась главная городская церковь. На эту же площадь выходили дома богатых и уважаемых горожан.

    От  рыночной площади во все стороны  расходились улицы, которые пересекались с узенькими и кривыми улочками и переулками. Места в городе вечно не хватало, а потому дома лепились друг к другу, и для проезда по улице оставалось очень мало места. Чтобы хоть немного выгадать в площади жилья, верхние этажи строили часто нависающими над нижними.

    Средневековые авторы часто жалуются на невероятную  грязь на улицах многих городов. Системы  канализации часто не было, и помои  выливали прямо на улицу. Сильный  дождь мог превратить ее в настоящее  болото. Впрочем, есть достаточно примеров хорошо налаженного городского хозяйства, особенно в странах Средиземноморья. Да и на севере Европы, в новых городах, заботам о чистоте начинали уделять все больше внимания.

    Заключение: Города были не просто большими поселениями. В них рождался новый образ жизни, новое ощущение мира, новый тип людей.

Горожанин видел мир иными глазами, чем  его современник — крестьянин. Темп жизни в городе был куда выше, чем в деревне.

    Беспокойный, постоянно ищущий успеха в торговых или ремесленных делах, гордый своей независимостью от любых иных властей, кроме собственного магистрата, горожанин был новым для средневековья типом человеческой личности.

    Именно  города и люди, населявшие их, в значительной степени изменили облик средневековой Европы и представление о ней в последующие столетия. 
 
 
 

    Список  литературы: 

1. Каган М.С.  Философия культуры. М., 1994. 

2. Степин В.С.  Науковедение. М., 1999. 

3. Ровнер А.Б.  Третья культура. - СПб., 1966. 

4. Ерасов Б.С.  Цивилизация: слово – термин  – теория // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998. 

5. Авдеев В.И.  История Древнего Востока. М., 1970. 

6. Афанасьева  В., Луконин В., Померанцева Н., Искусство  Древнего Востока: Малая история  искусств. М., 1977.  

7. Белицкий М.  Забытый мир шумеров. М., 1980.  

8. Культура народов Востока: Старовавилонская культура. М., 1988.  

9. Город в  Средневековой цивилизации Западной  Европы. М.,1999. 

10. Город и  государство в древних обществах.  Л.,2002. 

11. Дживелегов  А.К. Средневековые города в  Западной Европе. СПб., 1902. 

12. Ле Гофф  Ж.. Цивилизация средневекового Запада. М., 2002.

Информация о работе Эволюция понятия «цивилизация». Шумеро-аккадская цивилизация.Город в средневековой цивилизации Западной Европы